Проектная работа на уроках английского языка в третьих классах







Проектная работа на уроках

английского языка в третьих классах

в ГБОУ СОШ № 457 с углубленным изучением английского языка Выборгского района Санкт-Петербурга




Пашкова Евгения Владимировна

ГБОУ СОШ №457 с углублённым

изучением английского языка

Выборгского района

Санкт - Петербурга

Заместитель директора

по иностранному языку,

учитель английского языка









Образовательным, развивающим и воспитательным направлением государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 457 с углубленным изучением английского языка является формирование у учащихся информационной культуры. Поскольку само понятие «информационная культура» очень широкое, то его освоение в нашем учебном заведении осуществляется по различным направлениям, в частности в образовательной области «Филология» (английский язык).

Объективно существующая информационная среда включает в себя следующие области:

- книги (художественные, учебные, а также справочная, научно-популярная литература);

- радио- и телевизионное вещание;

- мультимедийные программные средства, в том числе обучающие;

- глобальные и локальные сети образовательного, общего и специального назначения.

Всё эти источники могут обогатить картину мира ученика, его представление о природе, культуре, обществе, человеке, привнести в его жизнь больное количество информации, причем очень часто получить нужные данные можно только на иностранном языке.

Воспитательная составляющая иностранного языка увеличивается с внедрением в учебный процесс новых информационных технологий. Использование технологий, привлекающих опыт и творческий потенциал ученика, выводит процесс обучения и воспитания средствами иностранного языка за школьные рамки.

Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированный и деятельностный подход в обучении и воспитании, является метод проектов, кроме того, он включает в себя еще одну современную технологию – обучение в сотрудничестве.

Проектная методика дает возможность включить учащихся в реальное иноязычное общение, опирающееся на исследовательскую деятельность, на совместный труд, и увидеть настоящие результаты своего труда.

В данной методике проект – это средство обучения, средство усвоения определенного учебного материала, достижение конкретной дидактической цели через разработку проблемы и получение практического результата.

В нашей школе проектная деятельность в третьем классе по учебной дисциплине «Английский язык» осуществляется в рамках программы начального общего образования и становится своеобразным её расширением. Основной целью общего проекта является обогащение словарного запаса учащихся по ситуациям общения, предусмотренным программой, а именно «Еда», «Животные», «Праздники», «Времена года и погода», «Одежда». В силу возрастных особенностей учащихся, все мини-проекты являются проектами с открытой координацией, так как педагог непосредственно участвует в работе, организуя и направляя ее, а также координируя деятельность всех участников.

В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые помогают формировать умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, что развивает у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития.

Стоит оговориться, что полноценная проектная работа не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Поэтому перед детьми мы ставим так называемые проблемные проектные задачи, решение которых, конечно с помощью учителей и родителей, готовит почву к проектной деятельности в основной школе.

Системно-деятельностный подход, который лежит в основе нового ФГОС перекликается с деятельностным характером самого предмета «Иностранный язык» и соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это и позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую и т.п.), дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе и формировать межпредметные общеучебные умения и навыки.

В целом, проектная деятельность как нельзя лучше вписывается в актуальный в настоящее время компетентностный подход к обучению, который развивает у учащихся любого возраста, в том числе и младших школьников, умение работать с информацией через использование различных источников (книги, Интернет, СМИ, другие люди). Учащимся приходится искать и отбирать необходимые сведения, выстраивать логику высказывания, выражать свое мнение, делать оценку, оформлять информацию, выходить из положения при недостатке языковых средств. А также формируется и совершенствуется умение работать самостоятельно и в группе.

У метода проектов можно выделить ряд достоинств:

  • отсутствие готовых и однозначных решений, таким образом, моделируется жизненная ситуация;

  • развитие навыков самообразования и самоконтроля;

  • развитие навыков групповой деятельности;

  • развитие навыков поиска, сбора, обработки и представления информации, в том числе и с использованием ИКТ;

  • создание комфортной среды обучения за счет того, что каждый ребенок может научиться проявлять себя – возможно, сначала не в иностранном языке, но в какой-либо другой деятельности;

  • повышение мотивации к изучению иностранного языка;

  • развитие самостоятельности и инициативы, творческих способностей, способностей учащихся к самооценке;

  • интеграция различных предметов.

Метод проектов помогает уйти от репродуктивного способа передачи знаний и перейти к проблемному и личностно-ориентированному принципу построения обучения младших школьников. Кроме того, данный метод позволяет изменить тип отношений между участниками образовательного процесса, сформировать доброжелательную обстановку в учебной группе, повысить самооценку и коммуникативную компетентность в группе.

В качестве примера хочется привести работу над театральным проектом.

Тема: Изучение лексики и обогащение словарного запаса по теме «Рождество» (ситуация общения «Праздники») в рамках проектной деятельности на уроках английского языка в третьем классе.

Проблема: сложность освоения лексического материала на начальном этапе изучения иностранного языка в целом, что связано с возрастными особенностями младших школьников. Кроме того, количество лексических единиц в УМК И. Н. Верещагиной, Т. А. Притыкиной, по нашему мнению, достаточно ограничено по данной теме, в то время как Рождество – один из главных праздников в англоязычных странах.

Расширение словарного запаса в рамках данной ситуации общения позволяет обогатить не только лексическую сторону речи (устойчивые словосочетания, речевые клише, элементы речевого этикета, отражающие культуру англоязычных стран), но и грамматическую, в частности, закрепить временные конструкции, правильные и неправильные глаголы, модальные глаголы can и must, отработать оборот there is/there are.

Актуальность данного мини-проекта связана с поиском в современной школе нетрадиционных форм и методов обучения, обновления содержания образования. При разработке нового ФГОС приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

В обучении английскому языку метод проектов можно использовать в тесном контакте с учебной программой. Учитывая высокую загруженность учащихся, мы разрабатываем школьные проекты по темам, которые предлагаются учебной программой. Следует отметить, что тема проекта должна не только входить в общий контекст обучения языку, но и быть достаточно интересной для учащихся. Выбор темы проектной работы очень важен, зачастую именно тема проекта, в конечном счете, может определить успешность и результативность проектной работы в целом.

Цели проекта

  • расширение словарного запаса по теме «Рождество»;

  • обеспечение коммуникативно-психологической адаптации школьников к новому языковому миру;

  • приобщение к культуре, традициям, реалиям страны изучаемого языка.

Реализация указанных целей способствует развитию речевых, интеллектуальных и познавательных способностей учащихся.

Задачи проекта

  • знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с фольклором, традициями и доступными образцами художественной литературы страны изучаемого языка;

  • освоение новых лексических единиц и речевых образцов (устойчивые словосочетания, оценочная лексика, реплики-клише речевого этикета, отражающие культуру стран изучаемого языка) в рамках заданной ситуации общения;

  • формирование коммуникативных умений в говорении (диалогическая форма);

  • работа над фонетической стороной речи (членение предложений на смысловые группы, ритмико-интонационные особенности разных типов предложений, отсутствие оглушения звонких согласных в конце слова или слога, связующее “r”).


Этапы работы над проектом

  1. Выбор литературной основы будущей постановки. Обсуждение вариантов.

  2. Адаптация в соответствии с конкретными условиями в учебной группе и образовательном учреждении (уровень подготовленности школьников, техника, помещение и т.п.)

  3. Распределение ролей (важно, чтобы каждый смог участвовать в постановке).

  4. Разработка эскизов костюмов и декораций и их создание, подбор реквизита.

  5. Подбор музыкального оформления.

  6. Репетиционный процесс.

  7. Презентация спектакля.

Результаты

В результате работы над проектом:

  • расширяется словарный запас, происходит овладение репликами-клише речевого этикета, отражающими культуру страны изучаемого языка в заданной речевой ситуации;

  • исчезает страх перед английским языком, дети лучше усваивают его логическую систему. Работа подобного рода дает множество возможностей применить пройденные грамматические явления и структуры. Несомненно, отработанные в такой ситуации грамматические единицы английского языка надежнее закрепляются в памяти учащегося;

  • дети учатся работать самостоятельно и в команде, организовывать свой труд;

  • приобретают навыки ведения диалога этикетного характера – начинать и заканчивать разговор, поздравлять, выражать пожелания, реагировать на них, выражать благодарность;

  • кроме того, что представляется крайне важным, отрабатываются ритмико-интонационные навыки и адекватное произношение звуков английского языка. 

Существуют различные типы проектов: исследовательские, информационные, и т.д., но в начальной школе наиболее подходящим я считаю творческий проект, а именно театральный.

Такого рода проекты играют большую роль в активизации познавательной деятельности учащихся, в развитии их творческого потенциала.

Метод театральных проектов способен в значительной степени перенести акцент с различного вида условно–коммуникативных или коммуникативных упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся на этапе творческого применения языкового материала. Работа над театральным проектом дает возможность учащимся больше работать во внеурочное время, развивать их творческие способности и проявлять себя в лидерстве. У школьников формируется личная ответственность за свои знания. Каждый участник проекта старается показать результат своего труда.

Кроме того, совместная работа сплачивает коллектив: растет взаимопонимание, взаимодействие учащихся, ответственность не только за свою деятельность, но и за работу всей группы.

Продуктом данного проекта служит само представление для одноклассников, родителей и учителей и его видеозапись. Помимо этого, созданный сценарий, костюмы, декорации могут быть использованы в иных постановках и драматизациях.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории английский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ