Брошюра

"ОЧС НА УРОКАХ БИОЛОГИИ"

(статья в научно-методический журнал)


учителя биологии Совхозной средней школы

Тамбовского района, Тамбовской области

Плаксиной Любови Алексеевны


Современная школа, на мой взгляд, вступила в новый этап развития,

когда для достижения поставленной цели учитель имеет возможность выб-

рать программу, использовать ее вариативную часть, учебники, даже фор-

му организации учебного процесса. А проблемы учителя тесно соприкаса-

ются с проблемами современной школы, когда ученик получает готовые

знания, сам не имея возможности добывать их, так как традиционные ме-

тодики не учитывают субъективный опыт ученика. А ведь в информационном

изобилии современного мира, когда ученик имеет возможность посетить

библиотеку, использовать материалы справочной, энциклопедической лите-

ратуры, данные системы INTERNET, видимо необходимо не просто дать зна-

ния ученику, а научить его лавировать в этом потоке информации, выби-

рать и использовать нужную. К тому же традиционная методика не учиты-

вает личностного подхода. Кроме того, наши дети, по мнению психологов,

практически не умеют общаться в группе. А ведь я, как учитель биоло-

гии, должна еще научить их слышать и слушать, смотреть и видеть, ощу-

щать, сопереживать и даже перевоплощаться.

Познакомившись с работами учителей-новаторов, современными техно-

логиями, особенно с работами американского педагога Джека Хассарда, я

пришла к выводу, что решить эти проблемы возможно, организовав актив-

ную самостоятельную деятельность каждого ребенка с учетом его индиви-

дуалных особенностей на протяжении всего урока.

Четвертый год я использую американскую технологию обучения, когда

происходит индивидуальное изучение учебного материала в группах через

сотрудничество. Я представляю себе детей своего класса. Они отличаются

множеством специфических черт: уровнем самооценки, эмоциональной зре-

лостью, темпом развития, физической зрелостью. Если эти различия приз-

наются и уважаются, то обучение становится желанным, а это главное.

Деление класса на небольшие группы, совместно выполняющие различные

задания, создают новую структуру, в которой повышается уровень общения

учащихся, а кроме того, усвоение материала идет на уровне общения, а

это очень важно. Постепенно в классе создается доверительно- психоло-

гический климат не только между учеником и учителем, но и между самими

детьми. Это способствует развитию лингвистических навыков. Каждая

группа приобретает свое лицо и находит свою нишу. Кто-то становится

активным лидером, кто-то генератором новых идей. А вся группа активно


- 2 -


участвует в познавательном процессе. Группы создаются логически и это

зависит от цели урока. Это могут быть группы по интересам, по уровню

обучаемости, по темпу работы, по корректировке знаний, смешанная груп-

па. Такое деление обеспечивает оптимальное сочетание индивидуальной,

парной, групповой форм работы.

Использование методики ОЧС изменяет структуру урока: блоковая по-

дача материала, большая часть времени - это самостоятельная работа,

обязателен мотивационный этап, поэтапное закрепление и оперативный

контроль. Изменяется топология класса (видеофрагмент), когда группа

работает над изучением определенной части материала, который изучает

весь класс. При этом каждый член группы берет на себя ответственность

за изучение своего материала и передачу его остальным. Методика ОЧС

включает в себя несколько блоков. Первый блок - познание через ощуще-

ния. Этот блок подразумевает самостоятельную деятельность с любым ис-

точником информации и индивидуальное общение с натуральным объектом. Я

могу начать урок так: "Возьмите в руки рыбу. Какая она, холодная, теп-

лая? Ощутите пальцами, что осталось на Ваших руках? А теперь проведите

пальцами от хвоста до головы рыбы. Что ощущает Ваша кожа?" Или - "Зак-

ройте глаза, представьте, что Вы - рыба..." Включение ощущения в про-

цессе познания обеспечивает всестороннюю мотивацию изучения данного

объекта. На уроках, работая над этим блоком, я использую приемы "дума-

ем руками", "моделирование", когда учащиеся не только наблюдают объ-

ект, но и создают его самостоятельно, посредством бумаги, дерева,

пластилина - того, чем сегодня ребенок хочет заниматься. Все дети -

прирожденные актеры. Блок "познание через ощущения" дает возможность

использовать это качество. Например, мы работаем над созданием однок-

леточного организма, я предлагаю детям взяться за руки, встать в круг

и всем вместе сказать "Я - амеба", а один ученик скажет: "Я - ядро, я

управляю всеми процессами". После того, как учащиеся "обыграют" все

функции органоидов, я думаю, вы понимаете, они никогда не забудут, что

это за животное, каково его строение. Кроме этого мы можем инсцениро-

вать движение в природе, когда ребенок начинает свой ответ со слов: "Я

- прорастающий желудь...", или мы снимаем кино, когда класс становится

киностудией, а дети - режиссерами, художниками, сценаристами. Органи-

зация такой работы не только повышает уровень познания, но и обеспечи-

вает слуховую, зрительную и, в конце концов, эмоциональную память.

Второй блок - боковые тропинки. Этот блок подразумевает междисципли-

нарную деятельность учащихся с дополнительной литературой, когда зна-


- 3 -


ния биологии интегрируются с общественными науками, культурой, литера-

турой. В качестве отчетной работы учащиеся могут написать сочинения,

которые начинаются словами "Я-бабочка", или "Я - муравей, который го-

товится к зиме", или найти биологическую ошибку в известных строках.

Например: "Попрыгунья-стрекоза лето красное пропела..." Оказывается с

биологической точки зрения, это не совсем верно. Кроме этого учащиеся

готовят поэтические странички, художественные отчеты, карикатурные ра-

боты, рисунки, модели. Такая деятельность обеспечивает всестороннее

развитие личности, задействует творческий потенциал каждого ученика.

Третий блок - это исследовательская работа. Учащиеся малыми груп-

пами выполняют собственные исследовательские проекты, основное внима-

ние уделяется наблюдениям и экскурсиям, но экскурсиям, несколько нео-

бычным. Например, если дети пройдут по тропинке, по которой ходят каж-

дый день, но задом-наперед, то это открывает удивительные возможности

для наблюдения, или попробуют совершить вслепую экскурсию, когда дети

завязывают глаза и пытаются на ощупь определить объект, который будут

изучать.

Однажды осенью мы наблюдали ежа, который накалывал листья на

иголки. Я задала вопрос: "Зачем еж это делает?" Естественно, дети пра-

вильно ответили на вопрос, но вот вопрос, одного любознательного уче-

ника поставил и меня в тупик: "А как еж снимает листья с иголок?" Мы

просмотрели большое количество литературы, пока пришли к правильному

ответу. Однажды я попросила детей принести заброшенное гнездо птицы.

Мы его измельчили, поместили в горшок, периодически поливали. Каково

же было удивление детей, когда через несколько дней гнездо проросло,

мы определили в нем более 1О растений. И уже в ходе урока, ответить на

вопрос о питании птиц не составляло труда. В следующий раз я предложи-

ла детям собрать весь мусор, который находится в школе. Не смотря на

то, что школа кажется чистой, дети собрали большое количество мусора,

мы его расклассифицировали, и группы стали предлагать свои проекты,

как использовать этот мусор. Это занятие позволило перейти к глобаль-

ной проблеме, как использовать мусор на нашей планете. Такая деятель-

ность стирает привычные границы изучения биологии, позволяет шире пос-

мотреть на предмет, не только как на сумму знаний, а как на предмет,

который необходим в обыденной жизни. Тем самым все школьные предметы

становятся общим единым блоком, который учит ребенка ориентироваться в

современном мире.

Последний блок - это оценка деятельности учащихся. Работая над


- 4 -


этим блоком надо постоянно помнить, что каждый ребенок идет своим пу-

тем развития, у каждого на уроке свои цели. Я стараюсь использовать

мягкие формы контроля: само - взаимоконтроль, сверка с образцом. Кроме

того дети привыкают, что отметку им ставит не только учитель, их рабо-

ту оценивает вся группа. Такая деятельность дисциплинирует учащихся,

приучает уважительно относится к мнению других.

Применение методики ОЧС позволяет учащимся раскрыть свой собс-

твенный учебный, творческий потенциал. Дает возможность выбрать темп

работы, форму и вид деятельности, т.е. обеспечивает личностно-ориенти-

рованное обучение.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории биология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ