Конспект урока биологии для 5 класса «Химический состав клетки»



Краткое описание.

Конкурсный материал представляет собой методическую разработку урока биологии в 5 классе на тему «Химический состав клетки» по программе Пономаревой И.Н., Корнилова О.А.,Кучменко В.С., Драгомилова А.Г.,Суховой Т.С. Данная программа соответствует положениям ФГОС ООО. Урок проводится в форме исследования. Внедряется системно-деятельностный подход. Действия с системами выдвигают на первый план умственную деятельность школьников, основанную на диалектических принципах познания. Организована смена различных видов деятельности учащихся: фронтальная работа с классом, самостоятельная работа учащихся, исследовательская работа в парах, индивидуальная. При такой организации урока учителю отводится роль фасилитатора и значительная роль отводится самостоятельной работе обучающихся. Опираясь на личный опыт, на результаты исследования учащиеся учатся отбирать, анализировать и систематизировать необходимую информацию в рамках проблемы урока «Как можно узнать, какие вещества входят в состав клетки?».

При планировании урока учтен принцип здоровьесбережения и соблюдены требования СанПиНа. Работа учащихся с ИКТ-технологиями не превышает нормативные требования.

Учебный материал урока направлен на воспитание активных граждан общества с высоким уровнем информационной культуры и способствует успешной социализации и самоактуализации школьников.

















Тема урока: « Химический состав клетки».

Класс: 5

Форма проведения: урок «Образец исследования».

Содержательные цели урока: формирование представлений о химическом составе клетки; развитие информационной компетентности учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать ее.

Деятельностные цели урока: создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников; развитие навыков самоконтроля, развитие навыков адекватной самооценки.

Содержательные задачи: дать представление об неорганических и органических веществах; экспериментально доказать, что в состав клеток входят: вода, минеральные соли, жиры, белки, углеводы; систематизировать знания учащихся о химическом составе клетки.

Деятельностные задачи: приобретение учащимися исследовательских знаний и умений; развитие логического мышления; создание условий для развития речевой деятельности школьников.

Личностные задачи: воспитание самодисциплины, культуры коммуникативных качеств (умения общаться в процессе парного взаимодействия), рефлексивных качеств личности.

Личностные результаты:

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий, с учётом устойчивых познавательных интересов;

знание здоровьесберегающих технологий;

формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы);

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения.

Метапредметные результаты:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

овладение составляющими исследовательской деятельности, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе), анализировать и оценивать информацию;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в паре, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Предметные результаты:

формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере;

приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов; наблюдение и описание биологических объектов и процессов;

объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе;




Ход урока.


Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

Организационный момент.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность.

1 мин

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.


Дежурные докладывают о наличии учащихся

Мотивация к деятельности.


Проблемно-мотивационный этап

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

4 мин

Организует повторение знаний, закрепление умений.

Зарисовать схему строения растительной клетки на доске.

Беседа с использованием таблиц «Строение растительной клетки» и «Строение животной клетки»

  1. С помощью каких приборов возможно изучение клетки?

  2. Что такое клетка?

  3. Что общего в строении растительных клеток?

  4. Чем отличаются по строению животная клетка от растительной клетки?

  5. Что объединяет растительную и животную клетки?

  6. Знаете ли вы, какие вещества входят в состав клеток?





1 ученик зарисовывает схему строения растительной клетки.







Отвечают на вопросы.





















.

Умение моделировать.

Предметные результаты: знание и различение на таблицах основных частей клеток (ядра, цитоплазмы, оболочки).

Личностные результаты: формирование интеллектуальных умений (выделять главное, сравнивать, строить рассуждения, обобщать).

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы










Показ презентации «Химический состав клетки».

Формирует проблему: «Как можно узнать, какие вещества входят в состав клетки?» (Презентация. Слайд 2) Подводит учащихся к пониманию темы и цели урока.

Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения.

Регулятивные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое, определять цели и задачи урока.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Информационный этап.

Цель этапа: исследовательским путем доказать наличие в клетках растений воды, минеральных веществ, белков, углеводов и жиров.

20 мин

Что будет со срезанной зеленой травой, если её оставить на солнце?

Отвечают. (Она высохнет и станет сеном)

Коммуникативные УУД:

участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения.



Можно ли высушить корни, цветки, плоды?

Отвечают (Все знают о существовании сухих фруктов – кусочков сухих яблок, груш, абрикосов, винограда.)




Что же происходит с частями растений, когда они высыхают?

Отвечают. (Они теряют воду, которая была в их составе и необходима для жизни.)




Показ демонстрационного опыта.

Положим в пробирку сухие семена пшеницы и прокалим их на огне. Поднесу к отверстию пробирки предметное стекло.

Что наблюдаете?

Что происходит с семенами? (Цвет, запах)

Наблюдают, анализируют и делают выводы.

Личностные результаты: соблюдение правил обращения с лабораторным оборудованием.



(Презентация. Слайд 3)

Много ли воды в клетке?

Как вы думаете, для чего нужна вода клетке?


Делают выводы.

1.Вода обеспечивает транспорт веществ в клетке.

2.Вода входит в состав цитоплазмы.

3.Вода составляет основу клеточного сока.





Самостоятельная работа в паре с текстом и рис.20 и21 на странице 25 учебника

Познавательные УУД: научиться воспринимать и анализировать текст. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.



Какие две группы веществ различают в природе?

Отвечают. Органические и неорганические.




Дайте определение органическим и неорганическим веществам. (Презентация. Слайд 4)

Отвечают. Органические вещества образуются только в телах живых организмов – вещества живой природы. Неорганические вещества- вещества – вещества неживой природы.




Чем отличаются органические вещества от неорганических?

Отвечают. Органические вещества легко обугливаются и сгорают, а природные неорганические вещества в обычных условиях не горят.




Анимация. Вода и минеральные соли в жизни клетки

[Карточка ресурса]

http://school-collection.edu.ru 



Смотрят анимацию.



Коммуникативные УУД: организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.







Самостоятельная работа учащихся в паре. Читают текст учебника «Роль неорганических веществ в клетке» на с. 26-27. Выполняют задание 3 в рабочей тетради на с.18.



Коммуникативные УУД: умение работать в паре.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Познавательные УУД: анализировать, выбирать главное.





(Презентация. Слайды 5,6)

Минеральные соли составляют около 1% массы клетки, но их значение очень велико. Чаще всего в растительных клетках встречаются соединения азота, фосфора, натрия, калия и других элементов. Некоторые растения способны накапливать разные минеральные вещества. Например. Водоросли накапливают йод. Людям, испытывающим недостаток этого элемента, врачи рекомендуют есть морскую капусту.

Лютики – накапливают литий и по их месту произрастания можно судить о химическом составе почвы. Хвощ – растет там, где кислые почвы.

Делают вывод.

Минеральные соли необходимы для:

1.Нормального обмена веществ между клеткой и средой обитания.

2. Входят в состав межклеточного вещества.

Предметные результаты:

формирование первоначальных представлений о химическом составе клетки.

Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний.





Какие органические вещества есть в клетках растений?

Отвечают. Это белки, жиры, углеводы.







Где они будут накапливаться?



Отвечают. Органические вещества накапливаются в плодах, семенах, корнях.







Учитель выдает инструкцию

по выполнению исследовательской работы.

(Презентация. Слайд 7)

Учитель знакомит учащихся с процессом фотосинтеза.

Самостоятельно выполняют эксперимент 1 по инструктивной карточке. (Приложение 1) . Следуют алгоритму работы, который предложил учитель. Сверяют свои действия с образцом исследования. Делают вывод. Наблюдаем: срез клубня картофеля посинел, значит, содержит крахмал.

Предметные результаты: приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов.



Коммуникативные УУД:

сотрудничать в паре при выполнении исследовательских заданий.





Какой вкус имеет корнеплод моркови?

Отвечают. Сладкий.







Какое качество мы больше всего ценим у плодов культурных растений – арбуза, дыни, винограда и других?

Отвечают. Все эти части растений – сладкие – они богаты сахарами.







Как вы думаете, из каких растений получают сахар?

Отвечают: в корнеплодах сахарной свеклы и в стеблях тропического растения – сахарного тростника.

Познавательные УУД: анализировать и оценивать информацию.





Какой вывод мы можем сделать, опираясь на эти знания?



В клетках сахарной свеклы и сахарного тростника содержится много сахара. Из этих растений получают сахар. А крахмал и сахар являются основными запасными веществами для обеспечения растений энергией.







Кроме крахмала и сахара в состав клеток растений входит целлюлоза или клетчатка. Где в клетке мы ее обнаружим?

Отвечают. Клеточная стенка растений состоит из целлюлозы.







Как вы думаете, а какую роль это вещество играет?

А где человек может использовать целлюлозу?

Целлюлоза придает прочность и упругость различным частям растений. Человек может использовать целлюлозу в строительстве, для изготовления бумаги и тканей.

Предметные результаты: объяснение роли биологии в практической деятельности людей.





Показ коллекций «Лен» и «Хлопок». Клетчатка (целлюлоза) - твердый углерод, придающий частям растений прочность. Из клетчатки состоят волокна, добываемые из стеблей льна (льняное волокно), а значит, и все льняные ткани. Из клетчатки состоят и длинные волоски на семенах хлопчатника – хлопка; из него делают вату, нитки, хлопчатобумажные ткани (ситец, сатин) и обычную бумагу.

Рассматривают коллекции.







Рассмотрите гербарные экземпляры озимой пшеницы Безостая – 1,выращиваемой в нашем КФХ «Возрождение». Этот сорт озимой пшеницы вывел Лукьяненко Павел Пантелеймонович. Что получают из зерна?

(Презентация.Слайды 8, 9, 10)

Рассматривают гербарий озимой пшеницы. Отвечают на вопрос.

Самостоятельно выполняют эксперимент №2 по инструктивной карточке. (Приложение 1).

Предметные результаты: приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов







Аккуратно выньте комочек теста и осмотрите его, развернув марлю. Потрогайте его пальцем

Что чувствуете? (скользкое, клейкое).Когда сомкнете пальцы, что чувствуете? (пальцы склеиваются).

Правильно, это выделяется из теста белок – клейковина. Он содержится в клетках пшеницы, ржи и других злаков. Благодаря этому белку человек может из муки получать тесто и печь хлеб и пироги.

Проводят исследование свойств органических веществ. Вывод записывают в рабочую тетрадь. (Задание 4 на странице 19)



Коммуникативные УУД:

сотрудничать в паре при выполнении исследовательских заданий

Личностные результаты:

формирование интеллектуальных умений (анализировать информацию и делать выводы); развитие самостоятельности.





(Презентация.Слайд11)Растительные белки есть во всех органах растения, но в наибольшем количестве заключены в семенах. Очень много их в семенах гороха, сои, фасоли, чечевицы (от 50-80% от массы клетки). Здесь белки откладываются про запас. Растительные белки так же необходимы человеку, как и животные, особенно детям, и тем, кто не ест мяса.

Слушают учителя и рассматривают презентацию.

Предметные результаты: объяснение роли биологии в практической деятельности людей.





(Презентация. Слайд12)

Предлагает выполнить эксперимент №3 по инструктивной карточке. (Приложение 1.



Работа в паре. Самостоятельно выполняют эксперимент №3.

Делают вывод.

На бумаге осталось жирное пятно, значит, подсолнечник содержит много масла.

Предметные результаты: приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов

Коммуникативные УУД:

сотрудничать в паре при выполнении исследовательских заданий

Личностные результаты:

формирование интеллектуальных умений (анализировать информацию и делать выводы); развитие самостоятельности.





(Презентация.Слайд 13,14)Ученый-биолог, селекционер Кубани Пустовойт Василий Степанович создал 20 высокомасличных (до 57%) сортов подсолнечника (Передовик,ВНИИМК,Смена)

В нашем КФХ «Возрождение и сейчас выращивают подсолнечник сорта ВНИИМК.

Смотрят презентацию и слушают учителя.

Предметные результаты:

знание и оценка вклада ученых-биологов в развитие науки.







Кто из вас хотел быть заниматься выведением новых сортов растений? Кто хотел бы стать агрономом, механизатором, выращивать сельскохозяйственные растения на благо своей страны?

Высказывают свои желания.

Личностные УУД: ориентировка учащихся в мире профессий.





Беседа.

Какие масличные растения вам известны?

Как вы думаете, в каких частях растения чаще всего накапливается жир?

Почему именно в семенах наибольшее накапливание жира?

(Презентация, слайд 15 )

Отвечают на вопросы и делают вывод.

Жиры в растениях – это разные растительные масла. В большом количестве жиры накапливаются в семенах подсолнечника, льна, конопли, хлопчатника, сои.

Жир накапливается для питания зародыша семени при прорастании семян.

Предметные результаты: объяснение роли биологии в практической деятельности людей

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.





Используя информацию текста «Роль органических веществ в клетке» на с.27учебника, заполнить таблицу в рабочей тетради (задание 2 на странице 18).

Самостоятельная работа. заполняют таблицу в рабочей тетради.

Личностные результаты:

формирование интеллектуальных умений: развитие самостоятельности.

Физминутка

2 мин

4474974.mp3

Выполняют упражнения

Личностные результаты: знание основ здорового образа жизни.

Аналитический этап.

Цель: определить уровень усвоения учащимися знаний о химическом составе клетки.

12 мин

Вопросы для контроля.

  1. Какие вещества содержатся в клетке?

  2. Как можно определить наличие воды в клетке?

  3. Опишите опыт по выявлению белка в составе клетки.

  4. Какое вещество можно обнаружить с помощью капли йода?

  5. Докажите, что в семенах подсолнечника содержится жир.

Отвечают на вопросы.

Предметные результаты: формирование первичных систематизированных представлений о строении, химическом составе клетки.

Коммуникативные УУД: владение монологической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.







Задания на выбор.

  1. Интерактивное задание «Белки, жиры, углеводы»

3. [Карточка ресурса] 


 2. Тест по теме "Химический состав клетки". Вариант 2

http://school-collection.edu.ru 








Учащиеся определяются с выбором задания.

Каждый ученик индивидуально выполняет выбранное задание за



Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению.

Коммуникативные УУД: умение работать индивидуально

Этап рефлексии.

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

6 мин

Организует рефлексию, организует самооценку результатов учащихся.

Учитель предлагает «Лист успеха»:

1.Оцените свою работу на уроке…

2. Мне на уроке понравилось…

3. Мне  показалось трудным…

4. Я бы еще хотел …

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Отвечают на вопросы, включенные в «Лист успеха».



Регулятивные УУД:

развитие навыков самооценки и самоанализа.





(Презентация, слайд 16).Учитель задает домашнее задание с учетом уровня подготовки учащихся.

§6 Задания 1,5,6 в рабочей тетради. На страницах 17-19.

Творческое задание на выбор: подготовить сообщение по материалам Интернет и научно- популярной литературы:

  1. Масличные культуры (соя, чечевица, лен, хлопчатник, гречиха и другие).

  2. Растения богатые сахарами.

  3. Сельскохозяйственные растения и их значение в жизни народов мира

Слушают объяснения учителя, определяют задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества). Записывают домашнее задание.





Познавателъные УУД:

работать с различными источниками информации, готовить сообщения и представлять результаты работы классу.







Технические средства обучения: таблицы «Растительная клетка» и «Животная клетка»; гербарий озимой пшеницы; коллекции «Лен», «Хлопок»; компьютер; презентация «Химический состав клетки»; спиртовка, спички, держатель для пробирок, пробирки, стаканчики, раковины моллюсков, пипетки, раствор йода, вода, клубни картофеля, семена подсолнечника, зерновки пшеницы, мука, листы бумаги, карандаши.

Методическая литература:

  1. Высотская М.В. Биология. Живой организм. Волгоград Издательство «Учитель», 2005г

  2. Зарудняя Т.В. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Волгоград. Издательство «Учитель», 2008г

  3. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. Издательство «Просвещения», 1989г

  4. Пономарева И.Н.,Николаев И.В., Горнилова О.А. Биология. Методическое пособие. Москва. Издательский центр. «Вентана-Граф», 2013г

  5. Семенцева В.Н. Биология. Технологические карты уроков. 6 класс. Санкт-Петербург «Паритет», 2002г

  6. Козлова, Т. А., Кучменко, В. С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. - 4-е изд., стереотип. - М: Дрофа, 2004

  7. Реброва, Л. В., Прохорова, Е. В. Урок биологии: Технологии развивающего обучения. Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Графф, 2001

Интернет – ресурсы:

  1. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  2. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000001fe-1000-4ddd-6a1d-260046b3269f/041.swfАнимация. Вода и минеральные соли в жизни клетки

  3. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000200-1000-4ddd-3b12-2f0046b3269f/051.swf Интерактивное задание «Белки, жиры, углеводы»

  4. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/000001ff-1000-4ddd-af3c-2a0046b3269f/?sort=order&from=000001a0-a000-4ddd-f0db-360046b1d94f&&rubric_id[]=81596&rubric_id[тест по теме «Химический состав клетки»

  5. 4474974.mp3 физминутка



Самоанализ урока.

  1. МОУ «СОШ с.Дмитриевка Духовницкого района Саратовской области». 5 класс. Биология. Учитель: Клепикова Таисия Григорьевна.

Количество учащихся по списку в классе: 10. Присутствовали на уроке: 10.

  1. Тема урока: «Химический состав клетки».

Содержательные цели урока: формирование представлений о химическом составе клетки; развитие информационной компетентности учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать ее.

Деятельностные цели урока: создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников; развитие навыков самоконтроля, развитие навыков адекватной самооценки.

Содержательные задачи: дать представление об неорганических и органических веществах; экспериментально доказать, что в состав клеток входят: вода, минеральные соли, жиры, белки, углеводы; систематизировать знания учащихся о химическом составе клетки.

Деятельностные задачи: приобретение учащимися исследовательских знаний и умений; развитие логического мышления: создание условий для развития речевой деятельности.

Личностные задачи: воспитание самодисциплины, культуры коммуникативных качеств (умения общаться в процессе парного взаимодействия), рефлексивных качеств личности.

  1. Организационное начало урока.

Учитель готов к уроку: имеет подробный конспект урока, наглядные пособия, лабораторное оборудование размещено на каждом столе у ученика, технические средства обучения в рабочем состоянии. Учащиеся подготовлены к уроку: наличие учебников, тетрадей.

Классное помещение соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, классная доска чистая, освещение помещения в норме.

4. Организационная структура урока:  мобилизующее начало урока; соблюдается последовательность, взаимосвязь и соотношение частей урока; насыщенность урока и темп его проведения быстрый.

5. Анализ содержания учебного материала урока.

Урок соответствует программе биология 5-9 классы. Авторы: И.Н.Пономарева, В.С.Кучменко, О.А.Корнилова, А.Г.Драгомилов, Т.С.Сухова. Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным ФГОС. Базовый уровень (1 час в неделю).

Тип урока: урок «открытия» нового знания. Выдержаны этапы данного типа урока. Организационный этап показал, что и учитель и ученики готовы к проведению урока. Проблемно-мотивационный этап включал беседу о строении клеток, сравнительную характеристику растительной и животной клеток. То есть наблюдаем связь с предыдущим уроком. Учитель умело подвел к изучению состава семян через проблемный вопрос. Информационный этап проведен в форме исследования с использованием алгоритма исследования. Дети самостоятельно доказывали, что в состав семян входят: белки, углеводы, жиры. Осуществлена связь с жизнью: указаны сорта зерновых и масличных культур, выращиваемых в КФХ «Возрождение». Осуществлялась  связь  с  другими  предметами: географией, химией. Дети анализировали результаты экспериментов и записывали выводы в тетрадь. (Задание №4 с.19).Анимация «Вода и минеральные соли в клетке» помогла детям справиться с заданием №3 (заполнить таблицу «Минеральные вещества клетки»).

За 15 минут до конца урока проведена физическая минутка (использована здоровьесберегающая технология). Интерес поддерживался на протяжении всего урока. С использованием ИКТ-технологии проведены: проверочная работа «Белки, жиры, углеводы» и интерактивный тест по теме «Химический состав клетки». Учащиеся имели возможность самостоятельного выбора задания. Работа каждого ученика была оценена.

  1. Общепедагогические и дидактические требования к уроку.

 План и конспект урока соответствовали поставленным целям. Выбраны методы обучения: по характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе (проблемный, частично-поисковый). Для проверки усвоения знаний использован видеометод. Реализована технология деятельностного метода на основе системы дидактических принципов: непрерывности, целостности, минимакса, психологической комфортности, вариативности, творчества.

  1. Деятельность учителя.

 Учитель научно и доступно излагал новые знания. Эффективно использованы технические средства: таблицы, гербарии, презентация. Использован передовой опыт методической науки. Вопросы ставились четко учителем. Учитель добивался от учащихся полных осознанных ответов. Домашнее задание дано с подробным разъяснением, дети по выбору получили дополнительное задание. Работа каждого ученика была оценена. 5 учащихся получили оценку «отлично», три ученика оценку «хорошо», двое учащихся - «удовлетворительно». Урок прошел в дружеской обстановке. Чувствовалось взаимопонимание между учителем и учащимися.

  1. Деятельность учащихся.

 Рабочие места учащихся были приготовлены. До начала урока поставлены на столы коробочки с лабораторным оборудованием для исследований. На столах лежал гербарий сельскохозяйственных растений. Учащиеся были дисциплинированы, прилежны, внимательны, умело переключались с одного вида работы на другое. Но учащиеся ещё недостаточно умело строили устную и письменную речь. Необходимо продолжить работу над развитием речевой деятельности. Добиваться правильных и точных ответов на поставленный вопрос. Во время закрепления учащиеся применяли полученные знания на практике, в ходе проверочной работы и тестирования.


  1. Выводы. 

План урока выполнен. Цели урока достигнуты. Включенность детей в учебную деятельность была на должном уровне.  Особенно на уроке учащимся понравилось самостоятельно выполнять исследования химического состава клетки растений.   Выполнены следующие планируемые результаты.

Познавательные УУД: умение давать определения понятиям, работать с текстом и выделять в нем главное, устанавливать причинно-следственные связи, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую. Учитель в ходе урока добился понимания необходимости знаний для хозяйственной деятельности человека.

Коммуникативные УУД: учащиеся активно участвовали в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировали свою точку зрения; развивали умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; сотрудничать в паре при выполнении исследовательских заданий.

Личностные результаты: учащиеся уважительно относились к учителю и одноклассникам, соблюдали дисциплину, приобрели опыт работы со спиртовкой, познакомились с правилами обращения при нагревании вещества в пробирке. Проведены элементы профориентации: ознакомлены с профессиями ученого - селекционера, агронома, работников АПК. Для сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка проведена физическая минутка, направленная на расслабление мышц глаз и скелетных мышц.

Регулятивные УУД: учились самостоятельно осуществлять оценочные действия. В завершении занятия каждый учащийся получил оценку своей деятельности с пояснением допущенных ошибок.

Умение самооценивать себя и взаимооценивать друг друга у учащихся 5 класса пока слабо развито, необходимо на каждом занятии применять этап рефлексии с целью развития регулятивных УУД. Учебный материал урока направлен на воспитание активных граждан общества с высоким уровнем информационной культуры и способствует успешной социализации и самоактуализации школьников.

Учитель биологии:___________________/Клепикова Т.Г./



Приложение 1. Алгоритм исследовательской работы по теме «Химический состав клетки».

Фамилия, имя ___________________________________________________________________________________________________

Эксперимент №1.

  1. Разрезать клубень картофеля и капнуть на него немного раствора йода.



  1. Наблюдаете и записываете вывод:____________________________________________________________________________

Эксперимент №2.

  1. Муку насыпать в чашечку, добавить немного воды, перемешать палочкой. Получается густое тесто. Кусочек теста положить на марлю. Сделать мешочек и прополоскать в стакане с водой. Развернуть марлю. Что обнаружили в марле?

_________________________________________________________________________________________________________

  1. В стакан с мутной водой капнули раствор йода. Меняется ли цвет? О чем это говорит?



Запишите вывод:_____________________________________________________________________________________________

Эксперимент №3.

  1. На салфетку поместите очищенное от семенной кожуры семя подсолнечника и раздавите его. Что вы видите? О чем это свидетельствует?

Запишите вывод:_________________________________________________________________________________________

Приложение 2. Презентация к уроку на тему «Химический состав клетки».

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории биология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ