КОНСПЕКТ УРОКА БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ЛИШАЙНИКИ»

КОНСПЕКТ УРОКА БИОЛОГИИ, ПРОВЕДЁННОГО В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ЛИШАЙНИКИ»

Цели и задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов, их роли в природе и жизни человекаВыяснить значение лишайников в природе и жизни человека;

  2. Вырабатывать навыки самостоятельной работы, расширять кругозор;

  3. Развивать познавательный интерес к предмет;

  4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация «Лишайники», учебники, тетради, письменные принадлежности.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент. Приветствие, настрой учащихся на учебный процесс, определение отсутствующих на уроке.

  2. Проверка домашнего задания: общая характеристика водорослей по плану:

  1. Среда обитания

  2. Строение

  3. Виды. Представители.

  4. Питание.

  5. Размножение.

  6. Значение.

  1. Новая тема: Догадайтесь о каких организмах пойдёт речь. Они были известны ещё в III в. До н.э. Они являются пионерами, т.к. первыми поселяются на голых камнях. На обледеневших северных скалах, песках обожжённой солнцем Сахары, в безжизненной Антарктиде. Но ни в жаре, ни в холоде они не могут жить без чистого воздуха. Растут они очень медленно. За своеобразный внешний вид их назвали «хаос ом природы», «убогой нищетой растительности» Презентация ( показ изображений лишайника.)

Определение темы урока, запись темы в тетради.

  1. Самостоятельная работа учащихся с материалом учебника. П.13, стр.62

Задание: Прочитать текст параграфа и по плану составить самостоятельно конспект с записью его в тетрадь.

Слайд с планом 1. Формы лишайников: 1.

2.

3.

2. Строение.

3. Питание: -роль грибов:

- роль водорослей

4. Размножение.

5. Значение.

5. Проверка самостоятельной работы по презентации с корректировкой и закреплением материала.

6. Работа в группах. Учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе выдаётся лист с заданием. Какая группа правильно и быстро ответит на все вопросы задания.

Задания: 1. Лишайники –это высшие или низшие растения? Докажите.

2. Почему лишайник является примером симбиоза?

3. Лишайники часто встречаются на деревьях. Как вы думаете, лишайники – это паразиты?

4. Во влажном состоянии ягель («олений мох») мягкий и упругий. Однако, после высыхания он твердеет и становится хрупким. Легко крошится. Имеет ли это какое-нибудь значение?

5. почему лишайники называют «пионерами» растительного мира?

7. Закрепление полученных знаний по тесту. Учащимся выдаются листочки на которых они ставят «+» если согласны с высказыванием или «-»- если не согласны.

1.Лишайники относятся к высшим растениям.

2. тело лишайника называется слоевище.

3. Тело лишайника состоит из гриба и бактерий.

4. Размножаются лишайники вегетативно, отламавшимися кусочками тела.

5. формы лишайника: накипные, кустистые, листоватые.

6. В лишайнике грибница предохраняет водоросль от избыточного освещения и высушивания, доставляет

7.Чем сильнее загрязнён воздух,тем меньше встречается в нём лишайнеков.

8.Лишайники паразитируют на стволах деревьев.

9.Лишайники – медленнорастущие организмы.

Сбор ответов, проверка, оценивание работы учащихся на уроке. Неактивные учащиеся опрашиваются на следующем уроке по домашнему заданию и получают оценки.



Задание на дом. §13 характеристика лишайников ,найдите места произрастания лишайников на нашей территории.



Интересные сведения.

1.Чем больше индустриализован город ,чем сильнее загрязнён его воздух, тем меньше встречается в нём лишайников. Тем меньшую площадь покрывают они на стволах деревьев и других субстратах и тем ниже их жизнеспособность.

2.При повышении степени загрязнённости воздуха первыми исчезают кустистые лишайники ,за ними – листоватые и последними – накипные.

3.С давних времён исландский мох (лишайник рода Цетрариа ) служит в голодные годы дополнительным продуктом питания. Особенно широко его употребляли в пищу двести лет назад в Исландии - отсюда и название.

4.Существует легенда о том, как в бесплодной пустыне люди, истощенные голодом и трудным переходом , встретили на земле массу мелких сухих крупинок , похожих на манную крупу. Насытившись этими крупинками ,люди обрели силы ,позволившие им закончить трудный путь.

Предполагают ,что крупинки ,о которых рассказано в легенде, - это съедобный лишайник , серые комочки которого ветер перекатывает по пустыням Африки, передней и Средней Азии. Отсюда пошло выражение «манна небесная».



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории биология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ