Конспект урока биологии для 7 класса по теме «Тип Членистоногие»






Обобщающий урок

по теме

«Тип Членистоногие»



Учитель Канева Т.К.

МБОУ «Сош№4с углубленным

изучением отдельных предметов»















Г. Усинск

20014г.




ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ


  1. К таким урокам готовиться заранее в начале изучения темы.

  2. Необходимо научить учащихся заранее:

  • Сигналам

  • Чувству времени

  • Четкости выполнения команд ответственности при подготовке к такому уроку

  • Самооценке знаний

  1. Не пугаться «шума» и неразберихи на первых этапах освоения этой методики.

  2. Не бояться ставить оценки в журнал, доверять детям.

  3. Если подготовку урока вести последовательно, отслеживая работу в тетрадях, то на станциях «лодыри» и «слабые» вас приятно удивят ответами.

  4. Суть метода: учащиеся за 10 минут повторяют, закрепляют, выбирают, озвучивают понятия, применяют знания. На каждой станции на ответ отводится 2 минуты. Учащиеся заранее ознакомлены с заданиями и критериями получения оценок на станциях и итоговой за урок.

  5. Отсутствовавшие, а уроке и двоечники пересдают материал обязательно.


Технологическая карта урока биологии в 7 классе


Тема урока

Обобщающий урок по теме «ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ»

Планируемые результаты

Учащиеся систематизируют знания об особенностях строения и жизнедеятельности типа Членистоногие

Личностная значимость изучаемого для школьника

Оказывается все это было проделано в тетради не зря

План урока

1. Индивидуальный контроль обобщение изучаемого материала:

  1. Понятийный состав

  2. Систематика типа Членистоногие

  3. Значение Членистоногих для человека

  4. Охраняемые Членистоногие в Коми Республике

2. Закрепление изученного материала

Методы обучения

Проблемный. Репродуктивный

Формы организации учебной деятельности

Комбинированный урок.

Тихий опрос на стациях за 10 минут (2 минуты на ответ на каждой станции)

Самостоятельная работа с учебником по заполнению карточек и рабочих тетрадей с заданиями

Познавательные задания

Базовый лист контроля

Организационная деятельность учащихся

Участвуют в игре, повторяют материал, получают возможность повысить оценки по предмету и на другом уроке стать ассистентом учителя, учатся правильно работать с базовым листом

Развитие умений

Работать в заданном темпе, отбирать материал, четко излагать мысли. Сопоставлять факты, систематизировать.

Основные понятия и термины урока

Термины: Членистоногие, хитин, головогрудь, сложные глаза, мозаичное зрение, метаморфоз, паутинные бородавки, легочные мешки и трахеи, партеногез, отряды насекомых, наездники, матка, трутни, рабочие пчелы, мед, прополис, воск, соты, инстинкт.

Понятия: охрана членистоногих, их вред и польза

Источники информации

Основные: учебник В.В.Латюшин, В.А. Шапкин, БИОЛОГИЯ 7 класс, М, ДРОФА, 2009 год

Дополнительные: красная книга РК, 2000 г.г. Сыктывкар Биология 7 класс, Н.И.Сонин, В.Б.Захаров

Домашнее задание

Отсутствует если все сделано на уроке

Оценки за урок

У всех учащихся за базовый лист контроля


Обязательные атрибуты проведения игровых обобщающих уроков


  • Карточки для станций

  • Демонстрационный материал

  • Песочные часы на 2 минуты

  • Колокольчик (можно гонг, свисток и т.д.)

  • Дополнительная литература

Базовый лист контроля

«Базовый лист контроля» оформляется на первых уроках


ТЕМЫ: учащиеся работают с текстом учебника, рабочей тетрадью, рисунками и другими источниками. Базовый лист содержит обязательный минимум знаний по изучаемой теме. На последних уроках перед повторительно-обобщающим учащиеся узнают конкретное количество заданий и критерии оценивания каждой станции. Каждый ученик может самостоятельно решить на какую оценку ему претендовать.

Базовый лист контроля темы

« ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ »


  1. Понятийный состав

Термины: Членистоногие, хитин, головогрудь, сложные глаза, мозаичное зрение, метаморфоз, паутинные бородавки, легочные мешки и трахеи, партеногез, отряды насекомых, наездники, матка, трупни, рабочие пчелы, мед, прополис, воск, соты, инстинкт.


  1. Систематические таксоны типа Членистоногие.

Названия классов, отрядов, некоторых семейств, представителей.

Особенности этих групп организмов.

  1. Знания типа Членистоногие для природы и человека

Полезные. Опасные. Вредители сельского хозяйства. Роль в природе.

  1. Региональный компонент.

Распространение Членистоногих на территории Республики Коми.

Охраняемые виды Членистоногих в Республике Коми.


СТРАНИЦА УЧЕНИЧЕСКОЙ ТЕТРАДИ


Термины § 14


Членистоногие – двусторонне-симметричные животные с членистым строением ног.

Хитин – особое органическое вещество пропитывающее наружный покров членистоногих.

Головогрудь – сросшиеся отделы тела, голова + грудь.

Сложные глаза – состоят из большого числа простых глазков- фасеток, каждый из которых видит только часть объекта.

Мозаичное зрение – общий вид объекта складывается из отдельных частей, как в мозаике.

Развитие без превращения – из яйца выходит личинка похожая на взрослую особь.

Партеногенез – размножение без оплодотворения, когда самка откладывает неоплодотворенные яйца, их которых развивается только самка.

Паутинные бородавки – расположены на брюшке пауков, вырабатывают паутинную нить.

Легочные мешки и трахеи – органы дыхания класса Паукообразные.


Значение в природе:

Ракообразные – санитары водоемов (падаль), являются кормом для рыб и других животных (планктон). Хищники.

Паукообразные – хищники, много опасных паразитов животных и растений.


Значение для человека:

Паукообразные – опасны для человека скорпионы, каракурт, клещи.

Таежный клещ – энцефалит, чесоточный клещ - чесотка. Тиф.

Вредят сельскому хозяйству - паутинный клещ, амбарный.


Красная книга Республики Коми: Узкопалый речной рак – юг КОМИ


Оценочный лист ученика


Фамилия Имя


станции

Оценка

Подпись ассистента

1



2



3



4



5



учитель

итоговая


Итоговую оценку выставляет учитель на оценочном листе и в журнал. Итоговых оценок может быть больше, все зависит от объема учеником знаний.


Инструктаж

Учеников ассистентов учителя

Пять учащихся (всегда есть 6 ученик в резерве) до урока приходят к учителю. Учащиеся заранее готовят и сдают свою станцию, получают консультацию по непонятным вопросам. Ответы к заданиям на своей станции ассистент должен знать «назубок», ученики с удовольствием выступают в роли учителя, очень хотят быть ассистентами и по этому по итогам учебы их можно постоянно менять.

Это один из стимулов получать «5»

Чтобы ребята не злоупотребляли положением ассистента разработаны четкие критерии, которые известны всем учащимся.

Работа с дополнительными материалами

Пять учащихся сдают 10 минут зачёт по Станциям. Пять ассистентов, что делают остальные?

1. Увлечённо повторяют или учат (кто ещё не сдал).

2. Работают по индивидуальным карточкам и с дополнительной литературой.

3. Заполняют «недоделки» в рабочей тетради.

4.Обдумывают тренировочный тест перед контрольной работой.



Игра


Станция №1


Список терминов

1. Членистоногие

2. Хитин

3. Головогрудь

4. Сложные глаза

5. Мозаичное зрение

6. Метаморфоз- развитие с превращением

7. Развитие без превращения

8. Паутинные бородавки

9. Лёгочные мешки и трахея

10. Партеногенез

Критерии оценки

За 2 минуты успел ученик правильно ответить:


Термины

Оценка

10

5

8-9

4

6-7

3


Игра



Станция №2

Задания А

1.Определить форму развития Членистоногих на рисунках

Задания Б

1. Выбрать номера рисунков Членистоногих можно

2. Выбрать номера рисунков класса Ракообразных

Критерии оценки станции №2

Задание А

Правильные ответы

Развитие с превращением (метаморфоз)

2, 4, 5, 7, 8, 9, 10

Развитие без превращения

1, 3, 6

Количество ответов

Оценка

1-2

2

5-7

3

8-9

4

10

5


Задание Б

  1. Правильные ответы №2, 4, 7, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


Количество ответов

Оценка

5-7

3

8-9

4

10-11

5


  1. Правильные ответы №13, 14, 15, 16


Количество ответов

Оценка

1-2

3

3

4

4

5


За станцию №2 выставляется средний балл по заданию А и Б



ИГРА Вид деятельности

Узнаём представителей отрядов насекомых и классов

Ракообразных, Паукообразных,

Насекомых

применяем знания по систематике Членистоногих

Станция №3

Задание А

Определить по рисунку принадлежность 9 представителей к классу и отряду.

Задание Б

Определить по группам насекомых на рисунках принадлежность к отряду.

Задание В

Выбрать карточки с названиями видов относящихся к отряду жесткокрылые.


Для контроля

  • Сверчок серый

  • Долгоносик свекловичный

  • Клоп постельный

  • Жук олень

  • Мертвая голова

  • Тля обыкновенная

  • Божья коровка

  • Слепень бычий

  • Скарабей священный

  • Оса роющая

  • Жук майский


За станцию №3 выставляется средний балл по задания А, Б, В.

Станция №4

( вспоминаем и воспроизводим знания о значении Членистоногих для человека)

Список Членистоногих занесенных в Красную Книгу Республики Коми


Отряд Стрекозы:

Стрекоза плоская

Красотка-девушка

Отряд Жестокрылые:

Красотел золотоямчатый

Красотел бронзовый

Красотел Исследователь

Карабус королевский

Жужелица золотоямчатая

Жужелица блестящая

Жук носорог

Бронзовка медная

Усач дубильник

Плавунец широчайший


Отряд Чешуекрылые:

Махаон

Мнемозина, апполон черный

Феб

Адмирал

Бражник глазчатый

Большой ночной павлиний глаз

Голубя орденская лента

Медведица Кайя


Отряд Перепончатокрылые:

Шмель моховой

Шмель шренка

Шмель спорадикус


Класс Ракообразные - Узкопалый речной рак

Задание 1. Назовите Членистоногих занесенных в Красную книгу РК.

Задание2. Назовите опасных для человека Членистоногих.

Задание 3. Назовите полезных для человека насекомых.

Задание 4. Назовите Членистоногих вредителей сельского хозяйства.


Критерии оценки станции №4

1.задание

Количество названных видов

Оценка

1-4

2

5-7

3

8-9

4

10

5


2,3,4 задание

Количество названных видов

Оценка

1-3

3

4

4

5

5


За станцию выставляется одна оценка - средний балл за четыре задания.



Станция №5 (сдаем блок терминов)

Список терминов

1. Перепончатокрылые

2. Наездники

3. Матка

4. Трутни

5. Рабочие пчелы

6. Мед

7. Прополис

8. Воск

9. Соты

10. Инстинскт

Критерии оценки

Количество терминов

Оценка

1-5

2

6-7

3

8-9

4

10

5


Подведение итогов.

Результаты игрового обобщающего урока

По теме « Тип Членистоногие »

  1. У всех учащихся есть оценка или две

  2. У слабых учеников и лодырей появляется стимул- высокая оценка и роль ассистента на следующем подобном уроке.

  3. Вызубриваются термины, запоминаются представители типа, классов, отрядов. Их роль

  4. Развиваются умения самостоятельно работать с текстом учебника, рисунками, тетрадью, отбирать материал.

Повышается личностная значимость изучаемого материала для учащегося.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории биология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ