Конспект урока биологии для 6 класса "Строение и рост корня. Минеральное питание растений"

Тема

Строение и рост корня. Минеральное питание растений.

Класс

6, биология

Цель урока

Cформировать представление о строении корня и дать понятие о «минеральном питании растений».

Задачи урока

Образовательная: познакомить с устройством зон корней, их назначением для корня;

Развивающая: расширить представление о жизнедеятельности растения, значении минеральных веществ для растения;

Воспитательная: формировать бережное отношение к природе.

Планируемый результат

Личностные:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

- посредством организации групповой работы на уроке развивает личностные качества: коммуникативность, умение работать в группе, работать по общепринятым нормам социального устройства общества.

Предметные:

-уточняет свои представления о строении корня;

-узнает о минеральном питании.

Метапредметные:

- определять важность знаний о корне;

- использовать в учебной деятельности различные источники знания как один из способов познания;

- оценивать свою работу.

Тип урока

урок усвоения новых знаний

Оборудование и реактивы

презентация , дидактические карточки.

Образовательные
ресурсы

Учебник: Д.И.Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. 5-6 классы, 1 часть», М., «Мнемозина», 2012.

Ход урока:

I. Оргмомент.

II. Актуализация знаний

Фронтальный опрос по разнообразию и видоизменениям корней и корневым системам.

III. Объяснение нового материала

Ключевые понятия: корневой чехлик, зоны: деления, роста, проведения, всасывания, минеральное питание, удобрения.

Класс делится на группы:

1 группа - изучают зоны корневого чехлика [ с. 49-50].

2 группа – изучают зоны деления и растяжения [ с. 49-51].

3 группа - изучают зону всасывания и проведения [с. 51].

Данные заносятся в таблицу. Таблица №1. Клеточное строение корня

Зоны корня

Ткани

Особенности строения клеток

Функции

1. Корневой чехлик

Покровная

Клетки мелкие с толстой оболочкой

Защита от повреждения

2. Зона деления

Образовательная

Клетки мелкие с тонкой оболочкой

Рост корня

3. Зона растяжения

Образовательная

Вытянутые клетки с тонкой оболочкой

Рост корня

4. Зона всасывания

Всасывающая

Корневой волосок

Всасывание растворенных веществ

5. Зона проведения

Проводящая

Клетки вытянутые (сосуды, ситовидные трубки)

Перемещение веществ

Все зоны

Механическая

Клетки с толстой оболочкой

Опора органа

По выполняемым функциям корень состоит из нескольких зон.

Корневой чехлик не относится к зонам корня. Он покрывает снаружи и защищает верхушку корня, его точку роста, состоящую из образовательной ткани. Клетки корневого чехлика живые. Как только они повреждаются от соприкосновения с твердыми частицами почвы и отмирают, тут же образуются новые клетки. Наружные клетки корневого чехлика при слущивании выделяют слизь, защищающую нежные молодые клетки кончика корня от повреждений и облегчающую продвижение корня в почве.

На продольном разрезе растущего корня можно видеть несколько зон: зону деления клеток, зону роста, зону всасывания и зону проведения.

В зоне деления клетки образовательной ткани интенсивно размножаются (делятся) и таким образом способствуют росту корня в длину и развитию других зон. Дочерние клетки здесь растут, достигают размеров материнской и вновь делятся.

Зона роста – здесь делятся только отдельные клетки. Основная же масса молодых клеток переходит к длительному росту. Они не делятся, а удлиняются и становятся больше материнских. Благодаря дружному росту и растяжению клеток заметно увеличивается длина корня. Проводящая ткань начинает формироваться в этой зоне.

Зона всасывания, густо покрытая волосками, расположена выше зоны роста. Корневые волоски появляются за счет вытягивания тонкостенных клеток покровной ткани корня. В первые 1-3 дня они похожи на простые наросты. Затем кожица быстро растягивается, и корневой волосок удлиняется.

Зона проведения ответственна за снабжение других органов растения всасываемыми веществами. Восходящий ток питательных веществ идет по древесине, нисходящий – по лубу. В этой зоне корневые волоски отсутствуют, но много боковых корней.

Одна зона переходит в другую постепенно, резких границ между ними нет.

2. Рост корней – это увеличение их длины, объема и массы. Корень растет в длину верхушкой (кончиком), где находятся молодые делящиеся клетки (в зоне деления и роста). Молодые клетки растут и продольно вытягиваются в зоне растяжения. На рост корней оказывает влияние тепло, наличие воды, кислорода и состав почвы.

Самостоятельная работа с учебником – изучить строение корневого волоска на с.51. рис31.

3. Основная функция корня – питание растения веществами, всасываемыми из почвы. Корень осуществляет минеральное питание растения.

Минеральное питание – это поглощение корнями растений необходимых элементов из почвы, их передвижение и усвоение растениями. Большинство питательных веществ доставляется в побеги растений в виде минеральных растворов. Проводящая система корней доводит питательные вещества ко всем тканям. Для нормального роста и развития растениям необходимы многие элементы, но прежде всего – азот, фосфор и калий.

Класс делится на группы:

1 группа - изучают Азот [ с. 56-57].

2 группа – изучают Фосфор [ с. 56-57].

3 группа - изучают Калий [с. 56-57].

Данные заносятся в таблицу.

Таблица №2. Роль элементов минерального питания в жизни растений.

Элемент минерального питания

Значение в жизни растений

Признаки голодания

N

Необходим всему живому для нормального роста и развития.

При недостатке азота растение отстает в развитии, листья желтеют и опадают, боковые побеги не развиваются.

P

Обеспечивает образование клеточной оболочки, способствует накоплению углеводов в плодах и масла в семенах.

При недостатке фосфора резко перестают расти, листья становятся сизо-зелеными или красно-фиолетовыми.

K

Обеспечивает развитие опорной ткани растения, нормальное развитие корней и корнеплодов и отложение питательных веществ в запас.

При недостатке калия края старых листьев буреют, приобретают обожженный вид, на листьях появляются мелкие ржавые пятна.

Для улучшения роста и развития растений в почву вносят удобрения, обогащающие почву теми или иными веществами. Прочитайте материал учебника §16 на странице 58 , выделите отличия органических удобрений от минеральных.

Органические удобрения – вещества растительного и животного происхождения: навоз, торф, птичий помет и т.д. Минеральные удобрения – специальные комплексы, состоящие из одного либо нескольких минеральных компонентов.

Вопрос для размышления: Существует ли взаимосвязь между внесением удобрений и окружающей средой? Когда вносят удобрения на поля или огороды, может ли это повлиять на окружающую природу в целом?

IV. Итоги урока и рефлексия: подведение итогов урока, выставление оценок по ответам учащихся. У вас на столах есть цветы. Оцените урок, закрасив серединку цветка. Красный – цель урока достигнута, узнал много интересного. Жёлтый  - цель урока достигнута, узнал много, но хотел бы узнать больше. Белый – цель урока не достигнута, ничего интересного для себя я не узнал. 

V. Домашнее задание: §14-16,18, создать модель корневой системы или корневого волоска, желательно функциональную.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории биология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ