Конспект урока биологии для 6 класса «Соцветия»

Журавлева Ольга Васильевна

Приложение №2

Разработка урока биологии в 6 классе

Тема урока «Соцветия».

Тип учебного занятия: урок изучения нового материала.

Форма проведения: урок с использованием технологии проблемного обучения.

Методы: фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа, игра «Простое - сложное», работа с тестом, разгадывание кроссворда, взаимопроверка, дифференцированное домашнее задание.

Дидактическое сопровождение: гербарий, живые растения, инструктивные карточки.

Список используемой литературы:

1. УМК по биологии под редакцией В. В. Пасечника.

2. Пасечник В. В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, - 2002. – 272 с.

3. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, - 2002. – 432 с.

Цели: организовать деятельность учащихся по изучению строения, типов и биологического значения соцветий; способствовать развитию логического мышления учащихся, навыков самостоятельной работы; содействовать воспитанию чувства товарищества, экологическому воспитанию учащихся.

Ход урока:

I. Организационный момент

Приветствие, настрой на работу.

II. Активизация познавательного интереса

Перед вами два растения. Скажите, как они называются? Посмотрите внимательно на их цветки, скажите, чем они отличаются? (У тюльпана - одиночный цветок, а у ландыша цветки собраны в группы).

Ребята, наш урок посвящен растениям, у которых цветки собраны в группы. Тема урока «Соцветия».

III. Изучение нового материала

Как вы думаете, каковы цели нашего урока? (Учащиеся высказывают предположения).

Открываю написанные на доске цели урока:

- выяснить, что называется соцветием; какие бывают типы соцветий, в чем заключается биологическое значение соцветий.

Ребята, посмотрите внимательно на цветки ландыша и ответьте на вопрос: цветки собраны в группы беспорядочно или в определенной последовательности?

Вывод: цветки собраны в соцветия. Как вы думаете, что же называется соцветием? А теперь откройте учебник на странице 129, параграф 29 и Приложение №2. Найдите определение соцветия. Из чего же состоит соцветие? В соцветии есть главная ось, на которой расположены цветки или на цветоножках или сидячие (Схема).

(Показ на экране соцветий растений: астра, барбарис, сирень, дудник, дымянка, иссоп). Назовите знакомые вам растения. У всех этих растений цветки собраны в соцветия. А как вы думаете, строение этих соцветий одинаковое или разное? (Разное).

Соцветия по своему строению бывают простые и сложные. Обратите внимание на схемы соцветий. В чем вы видите разницу?


Простые

Сложные

Цветки располагаются непосредственно на главной оси

Цветки располагаются на разветвлениях от главной оси

Кисть - капуста, ландыш, черемуха

Сложная кисть или метелка – сирень, виноград

Простой колос - подорожник

Сложный колос – пшеница, рожь, ячмень

Простой зонтик – примула, вишня

Сложный зонтик – морковь, петрушка

Корзинка – подсолнечник, астра, одуванчик, осот


(Изображение схемы на экране).


IV. Проверка первичного усвоения знаний. Физкультминутка

Ребята, давайте проведем небольшую разминку: «Простое – сложное». Если я называю простое соцветие, вы приседаете и встаете, если сложное – стоите: простой колос, сложная кисть, метелка, простой зонтик, корзинка.

Сейчас вам предстоит выполнить лабораторную работу по инструкции на странице 131 в печатной тетради, задание 99. (Работа в группах). Какие же типы соцветий у предложенных вам растений? ( Афишируют свои знания).

Ребята, а как вы думаете, зачем растениям нужны соцветия? Отвечают, уточняют в учебнике на странице 131.

Ребята, а есть ли среди этих растений растения, занесенные в Красную книгу? (Ландыш майский).

V. Закрепление изученного материала

А теперь проверим вашу внимательность. Игра «Третий – лишний». Для каждой группы я называю растения. Какое из них лишнее и почему?

1. Пшеница, капуста, ландыш.

2. Сирень, виноград, астра.

3. Пшеница, рожь, черемуха.

4. Примула, вишня, ландыш.

5. Вишня, морковь, петрушка.

6. Морковь, подсолнечник, астра.

VI. Проверка усвоения знаний и умений

Ребята, мы с вами изучили все вопросы урока, а сейчас проверим, как вы усвоили материал с помощью тестовых заданий.

Возьмите листики бумаги, подпишите свою фамилию. Не удивляйтесь, что листики маленькие. Экономя бумагу, мы сохраняем жизнь деревьям.

Тестовые задания

1. Соцветие – это:

а) группы цветков, расположенных близко один к другому в определенной последовательности

б) видоизмененный побег

в) видоизмененный цветок

2. Простым называется соцветие, у которого:

а) цветки располагаются непосредственно на главной оси

б) цветки располагаются на боковых побегах

в) цветки располагаются на верхушках побегов

3. Сложный колос у:

а) ромашки

б) вишни

в) пшеницы

4. Соцветие корзинка у:

а) вишни

б) астры

в) сирени

5. Соцветие сложная кисть или метелка у:

а) сирени и вишни

б) ландыша и черемухи

в) сирени и винограда.

Взаимопроверка в парах. Проверьте работу свого товарища с помощью кода правильных ответов, который вы видите на доске. Оценка соответствует количеству правильных ответов в тесте.

VII. Домашнее задание

*Если вы плохо усвоили материал, то проработайте текст параграфа 29 и задания в печатных тетрадях.

*Если вы хорошо усвоили материал, то повторите параграф 29.

*Если вы отлично усвоили материал, то подготовьте для одноклассников сообщения о тех соцветиях, которые мы не изучили на уроке.

*По желанию - решите кроссворд «Соцветия».

VIII. Рефлексия

Ребята, у меня на столе клумба, но она пока без цветов. Я прошу вас, помогите засадить клумбу. У каждого из вас лежат цветки. Если вам понравился урок, то посадите на клумбе красный цветок, если не очень понравился – белый цветок, если совсем не понравился – синий. Ребята, вы замечательно работали на уроке. Как эти ростки ландыша тянутся к свету, так вы стремились к знаниям.

Урок окончен, спасибо всем за работу.


Список используемой литературы:

1. УМК по биологии под редакцией В. В. Пасечника.

2. Пасечник, В. В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, - 2002. – 272 с.

3. Рохлов, В., Теремов, А., Петросова, Р. Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, - 2002. – 432 с.

4


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории биология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ