Конспект урока биологии для 6 класса "Стебель – часть побега. Строение стебля"

биология – 6 класс

урок на тему Стебель – часть побега. Строение стебля.


задачи урока: а) дать представление о стебле как осевой части побега и органе проведения питательных веществ; б) объяснить рос стебля в толщину и длину.

j0370150

оборудование урока: схемы стеблей – продольные и поперечные, таблица "Внутреннее строение стебля".


содержание урока:


  1. Организация учащихся на урок.

  2. Проверка знаний. Тестовый контроль.

1. Почка – это:

а) зачаточный побег; в) зачаточный стебель;

б) зачаточный лист; г) зачаточное растение.

2. Листья на побеге, располагающиеся друг за друг другом – это:

а) очередное листорасположение;

б) супротивное листорасположение;

в) мутовчатое листорасположение;

г) верны все ответы


3. Пасынкование – это:

а) удаление лишних боковых побегов;

б) удаление верхушечной почки побега;

в) удаление кончика корня;

г) верны все ответы.

4. Кожица (эпидерма):

а) защищает внутренние ткани листа;

б) запасает питательные вещества;

в) образует новые клетки;

г) проводит питательные вещества.


5. Жилкование листьев, характерное для двудольных растений:


а) перистое;

б) параллельное;

в) дуговое;

г) верны все ответы.

6. Через устьице происходит:

а) газообмен и испарение влаги;

б) фотосинтез;

в) запасание питательных веществ;

г) листопад.


7. Сидячие листья имеют:

а) листовую пластинку и черешок;

б) лист без черешка;

в) несколько листовых пластин;

г) все ответы не верны.


8. Фотосинтез осуществляется:


а) в зеленых клетках листа;

б) в устьицах листа;

в) в жилках листа;

г) в древесине и лубе.

3. Изучение нового материала.

  • Внешнее строение стебля: укороченные; удлиненные формы стеблей; ребристые, трехгранные у осоки; у крапивы четырехгранный; у душистого горошка – крылатый (в ходе беседы записать определения в тетрадь).

  • Определение стебля. Стебель – это осевая часть побега, слагающаяся из узлов и междоузлий.

  • Значение стебля в жизни растения.

Функции:

а) проводящая (транспортная);

б) опорная;

в) фотосинтезирующая (травянистые стебли и молодые стебли древесных растений зеленые, в их клетках, расположенных под прозрачной кожицей, имеются хлоропласты, значит, стебли выполняют фотосинтезирующую функцию);

г) запасающая (в ткани стебля откладываются запасные питательные вещества).

  • Рост стебля в длину. С процессами роста стебля в длину уже познакомились при изучении побега. Прошу учащихся вспомнить, как происходит рост стебля в длину. Ответ: рост стебля в длину происходит благодаря делению клеток на его верхушке (верхушечный рост) и делению клеток междоузлий при их удлинении (вставочный рост).

  • Внутреннее строение стебля. Лабораторная работа №9. "Внешнее и внутреннее строение стебля" (инструкция по учебнику). По окончании проведения лабораторной работы учащиеся формулируют выводы о сложном строении стебля и соответствии строения каждого слоя и всех слоёв вместе выполняемой роли (запись в тетрадь).

  • Дополнительные сведения. Древесина, возникшая благодаря работе камбия в течение одного вегетационного периода, образует годичное кольцо. Годичное кольцо – это прирост древесины за год. Во внутренней зоне этого кольца, ближе к сердцевине, сосуды более крупные и их больше. Эту древесину называют ранней. В наружной зоне кольца, ближе к коре, клетки более мелкие и более толстостенные. Это поздняя древесина. Толщина годичных колец определяется и теми условиями, в которых растёт растение. Дерево, выросшее на влажных почвах, имеет широкие кольца, а выросшее на сухих почвах – узкие. Одно и то же годичное кольцо может быть шире с одной стороны и уже с другой. Это зависит от ряда причин: ориентировки дерева к сторонам света, наклона ствола, наличия или отсутствия рядом растущих деревьев, а также от формы кроны. Встречается, что на одном и том же растении толщина годичных колец неодинакова: узкие и широкие кольца. Первые образовались в менее благоприятные по климатическим условиям годы, вторые – в более благоприятные. По числу годичных колец можно определить возраст спиленного дерева.

4. Итог урока.

5. Домашнее задание. §20, рисунки учебника, вопросы 1– 4,с78.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории биология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ