Конспект урока биологии на тему "Многообразие земноводных. Их значение и охрана"
Тема: "Многообразие земноводных. Их значение и охрана".
Цель урока: обобщить и расширить знания по теме "Земноводные"; показать многообразие земноводных, их характерные особенности, взаимосвязь строения с образом жизни; познакомить с редкими и исчезающими видами земноводных, мерами по их охране.
Задачи:
образовательные – обобщение и систематизация знаний о приспособленности земноводных к жизни в воде и на суше; об экологических факторах, определяющих их распространение.
развивающие – развивать познавательный интерес к предмету, расширять кругозор; развивать умения выделять существенные признаки, сравнивать, обобщать; развивать память.
воспитательные – формирование экологического мышления, умения давать оценку места и роли земноводных в природе и жизни человека.
Оборудование: иллюстрации с изображением земноводных, звукозапись "Голоса земноводных", ММ проектор, ПК, компьютерная презентация о земноводных, черный ящик.
Тип урока: обобщающий урок.
Методы обучения: словесные, наглядные.
План урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Актуализация знаний:
4. Изучение нового материала:
1) Многообразие земноводных.
2) Звуки земноводных
3)Значение земноводных.
4. Охрана земноводных.
5. Закрепление изученного материала:
6. Подведение итогов урока
7. Домашнее задание
Ход урока:
I. Организационный момент. (Учитель сообщает тему, цели и задачи урока. Используется компьютерная презентация).
На доске слова Джеральда Даррелла:
« Даже самое уродливое и страшное животное, как и уродливый страшный человек, не бывает совсем лишено каких-либо пусть самых маленьких привлекательных черт».
II. Проверка знаний по теме "Земноводные"
Задание 1. Под табличками с названиями систем органов, разместить соответствующие названия отдельных органов, из которых образована та или другая система органов земноводных.
Система органов дыхания
Система органов пищеварения
Кровеносная система
Названия органов: жабры, легкие, двухкамерное сердце, трехкамерное сердце, печень, поджелудочная железа, клоака, пищевод, желудок, кишечник, кровеносные сосуды.
Задание 2. Впишите в таблицу перечисленные ниже признаки: обтекаемая форма тела, жаберное дыхание, два круга кровообращения, слизистая кожа, легочное дыхание, развитие яиц в воде, наличие барабанных перепонок, развитие с метаморфозом, пятипалая конечность, наличие внутреннего уха, слюнные железы.
Признаки рыб
Признаки земноводных
Первое и второе задания, после выполнения, учащиеся проверяют в ходе фронтальной проверки, двое учащихся работают у доски - заполняют таблицу.
Задание 3. Вспомните особенности процесса размножения земноводных и ответьте на вопросы:
1. В какое время года земноводные приступают к размножению?
2. Выражена ли у них внешняя разница между самкой и самцом? В чем это проявляется?
3. В какой среде амфибии выметывают икру, и происходит их развитие?
4. Ухаживают ли амфибии за своим потомством?
5. Как называют личинок бесхвостых земноводных?
6. Какие общие признаки в строении имеют головастики с рыбами?
III. Актуализация знаний учащихся. (Учащиеся с учителем вспоминают названия отрядов в классе земноводных, их ярких представителей и примерную численность).
IV. Изучение материала.
1. Многообразие земноводных.
Рассказ учителя: Земноводные, или амфибии, широко распространены по всему Земному шару. Не встречаются они только в Антарктиде и высокогорных районах. Сегодня мы с вами познакомимся с наиболее яркими и интересными представителями класса амфибий.
У многих людей земноводные не вызывают приятных эмоций, а некоторые относятся к ним с брезгливостью, но сегодня мы сможем убедиться, что они наши настоящие друзья, а друзей выбирают не по внешности и ценят не за красоту. А помогут нам поближе познакомиться с земноводными ваши одноклассники, которые только что вернулись из увлекательнейшей заочной экспедиции, объехав почти все страны мира.
Учащиеся прослушивают сообщения о червягах, тритонах, саламандрах, лягушках, жабах, квакшах, жерлянках, чесночницах и необыкновенных амфибиях, таких как жаба – ага, лягушка – помидор и др. (Рассказы учащихся сопровождаются показами слайдов презентации к теме урока).
В ходе просмотра иллюстраций и прослушивания сообщений учащиеся должны записать в тетради названия земноводных, о которых будет идти речь, и распределить их по отрядам. (Самостоятельная работа учащихся по заданию).
«Сравнительная характеристика отрядов земноводных»
Название отряда
Характерные признаки
Представители
Бесхвостые
Имеют прыгательные задние ноги, лишены хвоста во взрослом состоянии
Квакши, жабы, жерлянки, лягушки
Хвостатые
Тело удлинённое, хвост сохраняется в течение всей жизни, передние и задние конечности примерно одинаковой длины
Тритоны, саламандры, амбистомы, протей.
Безногие
Тело длинное, червеобразное, ноги и глаза редуцированы
Африканская и кольчатая червяги
Учитель также обращает внимание учащихся на "Рекорды земноводных". (Комментарии учителя к материалам слайда).
Рассказ учителя: земноводные – животные скромные, даже невзрачные. Где им до каких-нибудь диковинных тропических насекомых или птиц! Но и в их жизни, если в нее вглядеться, можно найти немало любопытного. Вот некоторые из их рекордов:
Из бесхвостых земноводных самая крупная – лягушка-голиаф. Она достигает в длину 33 см и может достигать вес – 3,66 кг.
Самая большая жаба – жаба-ага, обитающая в тропической зоне Южной Америки и Австралии. Масса среднего экземпляра составляет 450 г.
Самое крупное современное земноводное, достигающее длины 1,5 м в длину, - исполинская саламандра. Живет в горных ручьях и реках Восточного Китая и Японии.
Самое северное земноводное – сибирский углозуб, который встречается даже в районе Полюса холода Северного полушария. Он выживает даже при охлаждении до -45ºС, способен вмерзать в лед и "оживать" после оттаивания.
Есть такие земноводные, которые обходятся без легких в своей жизни. Это безлегочные саламандры, обитающие в Америке и Италии, и безлегочные тритоны, например, уссурийский, живущий в горах Сихотэ-Алиня и Кореи. Дышат они кожей и ротовой полостью.
2. Звуки амфибий.
(Комментарии учителя фрагмента записи с голосами земноводных и ее прослушивание).
Слова учителя: земноводные – удивительные певуньи. Они могут издавать звуки при помощи резонаторов – особых пузырей в уголках рта. Представьте, что вы в лесу, теплый майский вечер, почувствуйте запах трав и цветущих кустарников. Прислушайтесь. Голос травяной лягушки напоминает отдаленный лай собак, зеленая жаба издает трели, необычен голос жерлянки, в отличие от других земноводных она издает его не при помощи резонаторов, а благодаря наличию особого горлового мешка. А вот чесночница стучит под водой. Самая громкая певунья нашего леса – озерная лягушка.
3. Значение земноводных. (Фронтальная беседа с учащимися).
Предполагаемый ответ: земноводные уничтожают вредителей растений; являются необходимым звеном в цепях питания; объект лабораторных исследований; из ядовитых выделений желез изготавливают лекарственные препараты; в некоторых странах земноводных употребляют в пищу; многих представителей держат в аквариумах и террариумах – для красоты).
Вывод: амфибии поддерживают в природе равновесие, которое сложилось за миллионы лет существования биосферы. Они – часть сложной системы с названием "Природа", а все, что входит в нее, тесно связано друг с другом.
Рассказ учителя: Многие виды амфибий стали редкими и нуждаются в строгой охране. В Красную Книгу России занесены камышовая жаба, кавказская крестовка, малоазиатский тритон и уссурийский когтистый тритон.
Лягушек иногда называют мучениками науки. И это верно. Неприхотливая, живучая лягушка не одно десятилетие верой и правдой служит учёным. Научные эксперименты с нею позволили сделать столько важных открытий, что в Париже и Токио лягушке даже воздвигнуты памятники.
В Токио памятник есть удивительный!
Просто не знать о таком возмутительно!
Памятник этот поставлен животному:
Не птице, не зверю, а земноводному.
Всё для людей они сделать готовы!
Верой и правдою служат учёным.
Ведь опыты с нею не ради игрушки -
Памятник этот поставлен – лягушке!
4. Охрана земноводных. (Беседа с учащимися, в ходе которой определяются причины сокращения численности земноводных в природе, отмечаются меры по сохранению видов амфибий).
Рассказ учителя: все ли земноводные чувствуют себя хорошо и уютно на земле? Что влияет на сокращение их численности в природе? Что может предпринять человек, чтобы сохранить их на нашей планете? Давайте постараемся ответить на эти вопросы.
V. Закрепление изученного материала. (Проводится в форме викторины – соревнования).
Задание 1.Проверка выполнения задания по распределению земноводных по отрядам. (Фронтальный опрос).
Задание 2. Дайте определение следующим терминам:
анабиоз (временное состояние организма, при котором жизненные процессы замедлены),
амфибия (земноводные),
метаморфоз (развитие с превращением),
резонаторы (особые мешки в углах рта земноводных, усиливающие звуки),
половой диморфизм (проявление разницы во внешнем виде между самкой и самцом внутри одного вида).
Задание 3. Ответьте на вопросы:
1. Как жабы и лягушки восполняют недостаток влаги в организме? (Купаются в росе).
2. Голодная лягушка отказалась, есть помещенных в аквариум умерщвленных насекомых. Почему? (Лягушки реагируют только на движущуюся добычу).
3. Какое земноводное может закапываться в землю? (Чесночница).
4. Камышовая жаба, альпийский тритон, всего 33 амфибии из разных уголков природы на планете. Что их объединяет? (Они занесены в Красную книгу).
5. Присоски на концах пальцев позволяют им подниматься по вертикальной поверхности и выполнять другие акробатические трюки. Кто эти гимнасты? (Квакши).
6. Какую крупную жабу акклиматизировали во многих странах мира? (Жабу – агу).
7. Почему краснобрюхая жерлянка демонстрирует свое яркое брюшко в случае опасности? (Она предупреждает, что ядовитая).
VI. Подведение итогов урока.
Определение "лучшего специалиста по земноводным"; выставление индивидуальных оценок учащимся.
Загадка. Внимание! Черный ящик. В нем находятся 2 предмета, которые изобрел человек, наблюдая за особенностями строения земноводных, и предмет, обладающий свойством, подсмотренным у представителей земноводных. Угадайте, что в черном ящике. ( В нем находятся ласты, вакуумные присоски или ткань с камуфляжной окраской, подобная окраске одного из видов жабы).
VII. Задание на дом: изучить § 39 учебника, подготовиться к тесту «Класс Земноводные» материал главы 9.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ