Конспект урока биологии на тему "Отдел Покрытосеменные"
МУ «Отдел образования и по делам молодёжи администрации»
МО «Оршанский муниципальный район»
МОУ «Оршанская средняя общеобразовательная школа»
Отдел Покрытосеменные
Открытый урок на районном семинаре учителей химии,
биологии и географии
Владимирова Наталья Алексеевна,
учитель химии и биологии
высшей квалификационной категории
Оршанка
20апреля 2014 года
Паспорт открытого урока
1.Класс: 6в
2.Продолжительность урока: 45минут
3.Место проведения:
4.Учебный предмет: биология
5.Тема: «Покрытосеменные растения»
6.Тип урока: Обобщения и систематизации знаний
7.Цель урока: Систематизация, обобщение и закрепление материала по теме «Отдел Покрытосеменные растения»
8.Задачи урока:
8.1. Образовательные:
-обобщить и систематизировать знания об отделе Покрытосеменные.
Познавательные универсальные учебные действия
Формирующие умственные операции:
Сравнивать различные объекты: выявлять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;
Сопоставлять объекты по нескольким признакам;
Устанавливать причинно-следственные связи и зависимость между объектами.
Формирующие поисковую и исследовательскую деятельность:
Высказывать предположения;
Обсуждать проблемные вопросы;
Выявлять известное и неизвестное;
Моделировать (строить модели).
Отражающие методы познания окружающего мира:
Выявлять признаки объектов в процессе рассматривания;
Воспроизводить по памяти информацию.
8.2. Развивающие:
-способствовать развитию умения анализировать, сравнивать и обобщать изучаемые объекты.
Универсальные учебные действия (регулятивные, коммуникативные)
Формировать умение корректировать деятельность: вносить изменения;(Р)
Формировать умение анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной и неуспешной деятельности;(Р)
Формировать умение извлекать информацию из текстов, фотографий;(Р)
Формировать умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос;(К)
Формировать умение работать в малых группах;(К)
Формирование вербальных и невербальных способов коммуникации;(К)
8.3. Воспитательные:
- Воспитывать умения слушать других, принимать другую точку зрения и пытаться её обосновать, высказывать свою, уважительно относиться к позиции другого.
Универсальные учебные действия (личностные)
Формировать личностную мотивацию учебной деятельности;(Л)
Формировать позитивное отношение к себе и другим;(Л)
Воспитывать качества лидера на примере работы в группах;(Л)
Формировать желания выполнять учебные действия;(Л)
Формировать действие смыслообразования (интерес, мотивация)
Основной дидактический метод: проблемно-диалогический
Частные методы и приемы: дидактическая игра, метод иллюстрации, метод стимулирования и мотивации изученного материала, метод алгоритмических предписаний.
Дидактические средства: компьютер, гербарий растений, тестовые задания, презентация к уроку, модели цветков, проектор, экран, цветные лепестки, цветик-многоцветик.
Список использованных источников:
1.Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология 6 класс М.: «Вентана-Графф», 2005.-240с.
2.Ловягин С.Н., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. О тех, кто растёт, но не бегает 6 класс М.: «Баласс», 2002.-240с.
3.Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике М.: «Просвещение», 1978-271с.
4.http://www.shishlena.ru/6-klass-biologiya-bakteriy-gribov-rasteniy/Современные уроки биологии.
Оформление доски: число, тема, эпиграф «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». Г.Х.Андерсен, в конце урока –рефлексия –цветы на магнитах.
План урока
1.Организационный блок
1.1 Приветствие учащихся и гостей
1.2 Деление на команды для проведения дидактической игры
2. Мотивация на урок
2.1 Вступительная беседа
3.Обобщение и систематизация ЗУНов
3.1 Постановка учебной проблемы
3.2 Дидактическая игра с применением разных видов заданий
4.Подведение итогов урока
4.1 Оценивание работы на уроке
4.2 Рефлексия урока
Ход урока
Приветствие учащихся, гостей. Вводное слово учителя.
Лети, лети лепесток через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели…
Вели, чтобы учащиеся 6 класса сегодня были самыми умными, мудрыми и активными.
Из какой сказки эти волшебные слова? Кто автор этой сказки? (В. Катаев)
К какому царству, отделу, классу, семейству относится цветик – многоцветик. А почему мы не можем определить к какому классу и семейству относится? Потому что волшебный. Я вам предлагаю его выбрать эмблемой нашего урока Согласны? А вы подумайте, почему и в конце урока мне скажите.
Сегодня мы проведём Биологическое путешествие. А путешествовать будем командами. Команды готовы? Покажите свою готовность: подмигните с улыбкой правым глазом своим конкурентам, левым – гостям, и обеими мне. Молодцы! Я вижу ваши радостные лица и искорки знаний в глазах. А сначала хочу представить наше мудрое и компетентное жюри.
И так, мы начинаем. 1 станция «Давайте познакомимся». Слово для приветствия команде №1. Название, девиз, капитан команды. Молодцы отлично справились. Слово второй команде. Вот мы и познакомились.
2 станция «Разминка», ведь чтобы выйти на финишную прямую надо потренировать свои мозги, так как сегодня без них никуда. Я буду читать стихотворение, а вы будьте внимательны, необходимо выписать названия всех растений, которые встречаются в стихе и определить, к какому отделу они относятся. (12 растений)
«Зелёная аптека»
В роще вырос можжевельник, и в тени его ветвей,
Поселился муравейник, поселился муравей.
Он из дома спозаранку выбегает с веником,
Подметает он полянку перед муравейником.
Замечает все соринки на спине у ёжика
Начищает все травинки листья подорожника.
А однажды муравьишка подметал дорожку,
Вдруг упала с ёлки шишка, отдавила ножку.
Звери бросились гурьбой за лекарственной травой.
Рвут аптечную ромашку, собирают зверобой.
Вот из чащи на опушку пробирается медведь.
Он решил медвежье ушко на опушке посмотреть.
Он больному обещает: «От компресса полегчает»
А другое средство ёжик предлагает муравью:
-Вдруг укол тебе поможет, я иголку дам свою.
Все больного навещают, все больного угощают:
Кто морошкой, кто черникой, кто сушёной земляникой.
Даже волк помочь не прочь, думал-думал, как помочь?
К муравейнику подвёз волчьих ягод целый воз.
Муравья приводят в чувство зайцы – заячьей капустой.
Если б жил в той чаще лев, предложил бы львиный зев.
Ну, вот немножко поразмялись и следующая станция (3) «Цепочка».
Вопросы 1 команде:
Стебель злаковых (соломина)
Из нёю делают чёрную муку (рожь)
Формула цветка бобовых (Ч Л Т П )
Соцветие сложноцветных (корзинка)
Бамбук это злаковое? (да)
В каком растении содержится никотин? (табак)
Корневая система тюльпана? (мочковатая)
У представителей какого семейства встречается симбиоз? (бобовых)
Скольки летнее растение капуста? (двулетнее)
Наука, изучающая бобовые (легуменология)
Вопросы 2 команде:
Плод репы (стручок)
В каком растении содержится никотин (табак)
Формула цветка крестоцветных (Ч Л Т П )
Соцветие паслёновых (кисть)
К какому классу относится одуванчик (двудольные)
Другое название дикой розы? (шиповник)
Корневая система гороха? (стержневая)
Его называли на Руси «чёртовы яблоки» (картофель)
Соцветие тимофеевки (султан)
Плод малины (много костянка)
4 станция «Модельеров» по 1 человеку от команды они будут необычными модельерами. Им придется из разборных моделей собрать модель цветка. А нам всем, остается только наблюдать, за тем, как наши модельеры справляются с заданием.
1команда – собрать модель цветка семейства Розоцветные
2 команда - собрать модель цветка семейства Крестоцветные
5 станция «Капитанов» на каждый шаг называть растение (во время 4 конкурса)
1команда – семейство Паслёновых
2 команда – семейство Злаковых
6 станция «Тестовая» (2 во время 5 и 6станции)
А тесты у нас сегодня тоже не простые, вопросы в них из ГИА, ЕГЭ и олимпиад.
1 человек из команды отвечает на чётные вопросы, а второй на нечётные.
1. Систематика – это наука о:
А – многообразии организмов, объединении их в группы на основе родства;
Б – живой природе;
В – строении и жизнедеятельности растений;
Г – сезонных периодических изменениях в жизни растений и животных.
2. Все растения, у которых имеются цветки, относятся к отделу:
А – голосеменных;
Б – папоротниковидных;
В – покрытосеменных;
Г – мхов.
3. К систематическим категориям относят:
А – царство;
Б – сообщество;
В – флору;
Г – отдел.
4. Покрытосеменные растения отличаются от голосеменных наличием:
А – семени;
Б – цветка и плода;
В – листьев;
Г – клеточным строением.
5. Растения называются покрытосеменными потому, что у них:
А – семена образуются в шишках;
Б – семена покрыты волосками;
В – семена защищены листьями;
Г – семена развиваются внутри плода.
6. По строению семени, корневой системы и жилкованию листьев можно определить принадлежность растения к:
А – отделу;
Б – роду;
В – классу;
Г – семейству.
7. Если у растения параллельное жилкование листьев, то у него, скорее всего:
А – мочковатая корневая система и зародыш с двумя семядолями;
Б – мочковатая корневая система и зародыш с одной семядолей;
В – стержневая корневая система и зародыш с двумя семядолями;
Г – стержневая корневая система и зародыш с одной семядолей.
8. Покрытосеменным растениям систематики дали второе название:
А – многоклеточные;
Б – цветковые;
В – водные;
Г – наземные.
9. В семейства объединяют:
А – родственные классы растений;
Б – растения родственных родов;
В – родственные особи, имеющие общее происхождение;
Г – растения разных отделов.
10. Двойное название растения вводят для обозначения:
А – семейства;
Б – царства;
В – класса;
Г – вида.
11. На родство растений одного семейства указывает:
А – их способность к фотосинтезу;
Б – использование кислорода для дыхания;
В – общие признаки в их строении;
Г – произрастание на одной территории.
12. Ядовитые растения семейства пасленовых:
А – пастушья сумка, горчица;
Б – дурман, белена.
В – одуванчик, василек.
Г – мятлик, пырей.
13. Признаки отдела покрытосеменных:
А – стержневая корневая система;
Б – корневище;
В – корень, побег;
Г – цветок и плод с семенами.
14. Признаки класса двудольных:
А – плод ягода;
Б – плод зерновка;
В – стержневая корневая система, зародыш с двумя семядолями;
Г – корень, побег, веток, плод с семенами.
15. Цветки без тычинок и пестиков встречаются у представителей семейства:
А – розоцветные;
Б – мотыльковые;
В – сложноцветные;
Г – пасленовые.
16. К однодольным растениям не относится:
А – бамбук;
Б – тростник;
В – тимофеевка;
Г – все перечисленные растения – однодольные.
17. В цветке очень много тычинок у представителей семейства:
А – сложноцветных;
Б – пасленовых;
В – розоцветных;
Г – мотыльковых.
18. Плод стручок характерен для представителей семейства:
А – мотыльковых;
Б – пасленовых
В – крестоцветных
Г – мятликовых.
19. Соцветие корзинка характерно для представителей семейства:
А – розоцветных;
Б – крестоцветных;
В – сложноцветных;
Г – пасленовых;
20. Цветки у одуванчика:
А – все трубчатые;
Б – все язычковые;
В – в центре трубчатые, по бокам воронковидные;
Г – в центре трубчатые, по бокам язычковые.
7 станция «Музыкальная»
Чья команда больше знает песен, где встречаются названия растений
8 станция «Невероятно, но факт»
О каком растении идёт речь
1команда – Дерево это любимо в народе, почитается как символ весны, молодости и чистоты. Чудесным его плодам в мифах и сказках разных народов приписывается волшебная сила, а неповторимая красота этого цветущего дерева весной радует душу и воспевается поэтами, художниками и музыкантами. (Яблоня)
2команда – Впервые эти растения и их цветки были воспеты персидскими поэтами. 3тыс. лет назад они украшали сады Персии (нынешний Иран). И называли их тогда тюрбанами, поскольку они напоминали головной убор мусульман. Изображением этого растения украшали ковры, ткани, кружева. В наше время центром разведения этого растения является Голландия. (Тюльпан)
1команда - Назовите растение, от которого произошло слово «житница». Это название и поныне сохранилось на Украине. (Пшеница)
2команда - Беладонна, дурман, лютик, ландыш, калужница, вороний глаз, волчье лыко. Какое общее свойство объединяет все эти растения разных семейств? (Ядовитость)
9 станция «Я ботаник хоть куда, так как знаю всё всегда» по 1 человеку от команды
Работа с гербарием по определению растения и проведение систематического анализа.
10 станция «Кроссвордов» (1 решает кроссворд)
11 станция «Четвёртый лишний» (остальные во время 9)
1.Семейство класса двудольные. Распространены повсеместно. Представители: яблоня, вишня, малина, шиповник, рябина, груша, земляника, слива и др.
2.Класс цветковых растений. Корневая система мочковатая, листья простые с параллельным иди дуговым жилкованием. При прорастании семени семядоля не выносится на поверхность.
3. Семейство класса двудольные. Травы, реже полукустарнички, кустарники и древовидные формы и деревья. Соцветия – корзинка, содержащая большое количество цветков. Представители: подсолнечник, салат, календула, пижма, астра, хризантема, осот, васильки, лопух и др.
4.Семейство класса двудольные. В основном травянистые растения. Листья простые. Цветки состоят из пяти сросшихся чашелистиков, пяти сросшихся лепестков, пяти тычинок и одного пестика. Представитель: картофель, помидоры, петуния, белена, дурман, белладонна и др.
5.Семейство класса двудольные. Растения этого семейства способны фиксировать из воздуха азот. Представители: горох, фасоль, бобы, люпин, люцерна, акация, соя, клевер, вика и др.
6. Класс цветковых древесных и травянистых растений, зародыш которых имеет две семядоли. К этому классу относятся семейства: сложноцветные, розоцветные, бобовые, паслёновые и др.
7.Семейство класса однодольных, многолетние травы с подземными запасающими органами – корневищами, луковицами, корнеклубнями. Представители: ландыш, лук, чеснок, лилия, тюльпан, гиацинт и др.
8.Семейство класса двудольные. Плод – зерновка. Соцветия – метёлки, кисти, головки. Представители: пшеница, рожь, ячмень, овёс, мятлик, тимофеевка, овсюг, костёр, пырей, сахарный тростник и др.
А сейчас слово жюри. Пока жюри подводит итоги, мы подведём свои итоги.
Рефлексия Ребята, вам урок сегодня понравился? Много мы сегодня повторили? Я хочу, чтоб вы свои знания оценили через лепестки, которые лежат у вас на столе. Если вы считаете, что хорошо освоили данную тему, то возьмите яркие лепестки, а кому необходимо повторить, то побледнее. Прикрепите их, пожалуйста, на доску, и что у нас получилось? Так, значит, можно его считать эмблемой нашего урока. А почему именно цветок? Какой отдел мы повторили? А как ещё по - другому называется отдел покрытосеменные? Цветковые. Я тоже прикреплю свой цветок, и у нас получится букет. А кому мы его подарим? Думаю нашим гостям, чтобы у них тоже было хорошее настроение.
Закончить наш урок я хочу словами великого сказочника Г.Х.Андерсена «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». Согласны вы с этим? Всем большое спасибо.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ