Конспект урока биологии на тему "ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ВОДЫ И МИНЕРАЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ ПО СТЕБЛЮ"
Тема урока 4: передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.
Цель: на основе знаний о передвижении веществ по стеблю сформировать понятии о целостности растительного организма, роли стебля в осуществлении связи между корнем и листьями. Обосновать вред повреждения ствола при сборе сока у растений весной.
Оборудование: древесные ветки, побеги бальзамина, пеларгонии в сосуде с подкрашенной водой, таблицы «Строение ветки липы», «Корень и его зоны».
Ход урока:
Проверка знаний.
I и II ряд по карточкам (I вариант: кора, камбий; II вариант: древесина, сердцевина).
Карточка №1. Строение стебля.
Задание: прочитав описания внутреннего строения и функций слоёв стебля, впишите цифры в соответствующую рамку.
АААКОРАААА
ААКАМБИЙАА
аДРЕВЕСИНА
СЕРДЦЕВИНА
↓
↓
↓
↓
Узкие длинные клетки, соединяясь, образуют трубочки, через которые вода и растворённые в ней минеральные соли поднимаются и корней в надземные органы.
Чечевички пропускаю внутрь кислород, наружу – углекислый газ, выполняют функции дыхания.
На поперечном срезе ствола хорошо видны годичные кольца, или годичный слой.
Клетки образуются в виде кирпичиков и каждый год обновляются.
Клетки молодого побега живые, тонкостенные, создают запас органических веществ.
По ситовидным трубкам, состоящим из живых клеток, растворы органических веществ проходят в другие органы.
Располагаясь между сосудисто-волокнистыми пучками, клетки образуют сердцевинные лучи.
Клетки с толстой оболочкой, придающей прочность , входят в сосав сосудисто-волокнистых пучков.
Из волокон хлопка, льна изготавливают различные изделия.
По живым клеткам сердцевинных лучей питательные вещества и кислород доставляются в клетки камбия коры , сердцевины, он соединяют собой все слои стебля.
Благодаря делению клеток, стебли деревьев растут в толщину.
Лубяные волокна, состоящие из мёртвых клеток, придают стеблю прочность
Группа клеток различной формы и объёма; занимают большую часть дерева.
Образуются годичные слои, или кольца прироста, по которым определяют возраст дерева.
Вопросы для устного опроса:
Рассказать о росте стеля в длину. Как можно управлять ростом стебля?
Рост стебля в толщину.
3*. Биологическая задача:
Учитывали ли прежде стороны брёвен (северная или южная) при кладке стен деревянных зданий? Почему?
Хмель обвивает живые и мёртвы растения, а повылиха – только живые. Почему?
Новая тема.
Цель: изучите особенности передвижения минеральных и органических веществ по стеблю.
Прочитайте параграф 12.
Опишите опыт, доказывающий, что вода и минеральные соли передвигаются по древесине.
Опишите опыт, доказывающий, что органические вещества передвигаются по лубу.
Выполните упражнение на странице 51.
Беседа по вопросам на обязательном и повышенном уровне.
Вопросы и задания на обязательном уровне:
Докажите, что вода и минеральные вещества передвигаются по древесине.
Почему вода непрерывно поднимается вверх по сосудам стебля?
Каков путь передвижения воды и минеральных веществ в растении? Покажите на таблицах.
Почему вреден сбор сока для деревьев? Из какого слоя стебля течёт сок?
Вопросы и задания на повышенном уровне:
Какую роль выполняет стебель в питании растительного организма?
Как можно доказать, что корни, стебли, листья связаны между собой?
3*. Что такое «пасока»? Как она образуется у клена и берёзы?
Д/З: §12. Принести на урок клубень и луковицу.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ