Конспект урока биологии на тему "Регуляция функций в организме"

Тема урока: Регуляция функций в организме

Цели урока:

Образовательная: расширить знания учащихся о регуляции жизнедеятельности организмов, сформировать представление о нейроне, рефлексе, нейрогуморальной регуляции, рефлекторном принципе работы нервной системы.

Развивающая: создать условия для развития логического мышления, через сравнение, обобщение, выделение главного, развития речевой деятельности, внимания.

Воспитательная: формировать навыки культуры общения, прививать любовь к своей малой родине.

Метапредметная: развивать понятие цели и задачи, знания и информация

Основные понятия: нейрон, рефлекс, нервная система, раздражимость, нейрогуморальная регуляция.

Тип урока: проблемно – поисковый с элементами ИКТ

Оборудование:

Компьютер, проектор, милицейский жезл, дирижерская палочка, модель мозга человека, презентация »Регуляция функций в организме», видеофрагмент «Раздражимость амебы и инфузории туфельки», карточки с заданиями, клей, бумага, мыслительные листы.



Ход урока:

I.Организационный момент

Здравствуйте ребята. Я приглашаю вас в инновационный центр «Сколково». (слайд 1)

В этот центр входят 5 кластеров, целью которых является разработка новых вычислительных методов, новых методов управления знаниями, планирование биологических и клинических экспериментов. (слайд 2)

Сегодня вы станете кандидатами в резиденты одного из крупнейших кластеров- биомедицинских технологий. На ваших столах лежат зеленые кандидатские карточки. Впишите в правый верхний угол свою фамилию и имя. В ходе работы в нашей научной лаборатории вы будете получать бонусные баллы, которые я с помощью печати буду вносить в ваши карточки. Эти бонусные баллы в конце нашей работы можно будет обменять на оценку.

II.Погружение в тему

Посмотрите на два предмета в моих руках. Это милицейский жезл и дирижерская палочка. Эти предметы помогают людям двух разных профессий выполнять свои профессиональные обязанности. На мыслительных листах напишите слова – ассоциации, которые характеризуют функции этих предметов.

Какие ассоциации у вас возникли? (запись слов – ассоциаций на доске)

Как вы думаете, как эти слова – ассоциации связаны с темой нашего исследования?

Как вы определите тему нашего научного исследования? (слайд 3)

Как вы считаете, только ли к живым организмам применимо понятие регуляция?

Где в повседневной жизни вы сталкиваетесь понятием регуляция?

III. Постановка цели и определение задач урока

Любое исследование начинается с определения цели и задач.

Что такое цель?

Что такое задача? Как вы определите цель нашего исследования?

(Выяснить, как осуществляется регуляция функций в живых организмах)

Какие задачи вытекают из поставленной цели?

Определить, какие системы органов участвуют в регуляции функций.

Какие механизмы лежат в основе регуляции функций в организме.

Какие системы органов животных исполняют роль регулировщика и дирижера?(слайд4)

Из перечня имеющихся у вас ассоциаций подчеркните те, которые соответствуют функциям нервной и эндокринной систем.

IV. Актуализация знаний учащихся

1.Какая регуляция функций называется гуморальной?

2.Посмотрите внимательно на слайд. Чем обусловлена разница в росте одного из самых высоких и самого низкого человека планеты Земля? (слайд 5)

3.Республика Адыгея относится к разряду йододефициттных регионов России. Какую опасность несет недостаток йода в пище?

4.Какими путями можно решить эту проблему?

5.Просмотр видеофрагмета «Раздражимость амебы и инфузории туфельки». Какое свойство живых организмов иллюстрирует этот эксперимент? Всем ли живым организмам присуща раздражимость?

Привидите примеры раздражимости у растений и бактерий.

V.Изучение нового материала

1.Строение нейрона (слайд 6-7)

Посмотрите внимательно на слайд. Что вы там видите? Это клетки, которые есть в телах большинства животных и человека. Что это за клетки?

Чтобы ответить на этото вопрос откройте учебник параграф 27, прочтите второй абзац и ответьте на вопрос: «Как называются эти клетки?» Запишите определение понятия нейрон в тетрадь на печатной основе.

Дает ли определение нейрон полное представление о этих клетках? На основе прочитанного материала дополните схему в тетради на печатной основе подписями и сформулируйте понятие нейрон. Запишите его в тетради на печатной основе.

2.Рефлекс. (слайд 8)

Если тело гидры уколоть иголкой, то оно сожмется. Как вы думаете, как называется эта реакция? Найдите определение рефлекса в учебнике, прочтите определения рефлекса, которые даны в различных энциклопедических словарях. Проанализируйте эти определения. Сформулируте и запишите понятие рефлекс в тетрадь на печатной основе.

Чем отличается рефлекс от раздражимости?

Можем ли мы наблюдать рефлексы у амебы и инфузории туфульки? А у растений?

3.Минута мысли (слайд 9)

Каждый отдел нашей научной лаборатории получает карточки, на которых написаны примеры проявления различных ответных реакций организмов. Ваша задача, определить, где проявление раздражимости, а где рефлекса и записать соответствующие цифры в карточку (дети работают в парах). Затем проводим самопроверку и выставляем бонусные баллы.

4.Типы нервной системы (слады 10 -11)

С помощью, какой системы органов осуществляется рефлекс?

Работа со слайдом «Типы нервной системы». У каких организмов нервная система устроена наиболее сложно и почему?

Перед вами модель мозга человека. Можно ли эту объемную модель поместить на плоскости? В данном случае на обычном листе бумаги. Каковы цель и задачи решения этой проблемы?

Как можно решить данную проблему?

В конвертах на ваших столах лежат части общей картину строения мозга человека. Соберите их в единое целое и наклейте на белый лист бумаги. Как называется способ, который вы применили?

(слайд 12)

В момент окончания ответа учащихся вдруг внезапно звучит адыгейская мелодия и появляется картина одного из живописных уголков Адыгеи «Хаджохская теснина»

Какие эмоции возникли у вас? Можно ли считать эту реакцию рефлексом? Почему?

5.Рефлексы условные и безусловные (слайд 13)

Почему в одном случае у всех возникла одинаковая ответная реакция, вы подныли головы и посмотрели на экран, а эмоции проявились разные?

Составление схемы условные и безусловные рефлексы

Рефлексы

безусловные условные

врожденные приобретенные

6.Решение творческих задач (слайд 14)

Сейчас каждая группа получае карточку с творческими задачами. Вам необходимо определить цели изадачи и найти пути решения.

VI. Обобщение изученного материала (слайд 15)

Составление схемы регуляция функций в организме

нервная гуморальная

посредством нервных имульсов с помощью химических веществ



нейрогуморальная регуляция

2.И так мы с вами сегодня, в результате нашего иследования познакомились с 3 Р, что это за понятия? (слайд 16)

регуляция

Р раздражимость

рефлекс

Эти понятия являются ключевыми в биологии и помогут вам разобраться сновым понятием – поведение.

VII.Домашнее задание (слайд 17)

Каждое исследование должно обязательно иметь практический выход. Поэтому дома кроме изучения параграфа 27 я предлагаю тем, у кого есть домашние животные, выработать у них условные рефлексы.

VIII.Рефлексия

Ребята, посмотрите, на нашей доске появилось дерево. Это яблоня. Как вы думаете, почему именно она, а не груша или персик? Яблоня символ нашего города Майкопа. Я хочу с её пощощью, узнать с каким настроением вы покидаете наш урок. Если работать на уроке вам было интересно, выходя из класса повесте на неё розовые яблоки, если что -то было не понятно – желтые, ну а если урок вам совсем не понравился – зеленые.

Я благодарю вас за сотрудничество. До свидания.



























Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории биология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ