Конспект урока для 8 класса "Строение и функции мочевыделительной системы"

Предмет: биология

Класс: 8

Автор УМК: И.Н.Пономарёва

Тема: Строение и функции мочевыделительной системы

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и первичного закрепления знаний)

Цель: развивать понятие «выделение», сформировать у учащихся знания анатомо-физиологических особенностей органов мочевыделительной системы.


Задачи: изучить строение и функции почек, механизм образования мочи, развивать понятие об организме как едином целом, о постоянстве его внутренней среды; сформировать у школьников навыки работы с таблицей, схемой, тестовыми заданиями; развивать умение выделять причинно-следственные связи и делать выводы; развивать логическое мышление и память.



Оборудование: таблица «Строение мочевыделительной системы», схема «Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи», бланки с тестами для каждого учащегося, информационный модуль ФЦИОР «Строение и работа почек»


Содержание урока:



Технологическая карта урока



Этапы урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД


Определение потребностей и мотивов

Организационный момент. Приветствие учеников. Организация познавательной деятельности учащихся (создание проблемной ситуации).

Фронтальная работа с классом по вопросам:

Что такое метаболизм?

Из каких процессов он складывается?

Какие продукты распада образуются в результате биологического окисления?

Как они удаляются из организма?

Как называется этот процесс в организме?

Какие системы органов участвуют в процессе выделения?





Учитель предлагает определить тему и цели данного урока.

Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места к уроку, настраиваются на работу.

Вспоминают и повторяют материал предыдущего урока.

Отвечают на вопросы, предложенные учителем, формулируют тему урока «Строение и функции мочевыделительной системы» и учебные задачи: изучить строение органов выделения и объяснить, как осуществляется удаление из организма жидких продуктов распада, образующихся при обмене веществ.



Записывают тему урока в тетрадь




Личностные (самоопределение, смыслообразование)

Коммуникативные (сотрудничество с учителем)



Познавательные:

общеучебные: построение речевого высказывания, выбор наиболее эффективных способов решения; логические: анализ объектов, выбор критериев для сравнения, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование












Принятие учебных целей и условий их достижения

Фронтальная работа с классом:

Что такое выделение?

Почему указанные вещества необходимо удалять из организма?

В чём значение процесса выделения?









Какие органы обеспечивают удаление из организма жидких продуктов распада?

Создание проблемной ситуации на уроке

Что мы о них знаем?

Учитель знакомит обучающихся с отрывком из статьи энциклопедии: «Почка воюет с вредными веществами, вырабатывая за сутки 150-170 л мочи»



Предлагает сформулировать возникшую на уроке проблему и высказать предположения.



Как проверить наши предположения?

Предлагает проверить выдвинутую гипотезу, используя интерактивный модуль «Строение и работа почек»

Формулируют выводы и делают записи в тетради

Выделение – это удаление из организма продуктов распада (СО2, Н2О, соли азота и фосфора), образующихся при обмене веществ. Процесс выделения необходим для поддержания постоянства внутренней среды организма и, прежде всего плазмы крови.





Обучающиеся делятся с классом своими знаниями об органах мочевыделительной системы: «Вредные вещества удаляются из организма через почки вместе с мочой около 1-1, 5 л в сутки»

Выдвигают гипотезу «Это связано с особенностями строения почки процессом обратного всасывания воды, который вероятно в ней происходит» и предлагают изучить строение и работу почек.




Познавательные (выдвижение гипотез и их обоснование)

Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование)

Познавательные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели)

Постановка проблемы и её решение















Познавательные (поиска и выделение необходимой информации, моделирование, анализ объектов)

Коммуникативные (учебное сотрудничество со сверстниками)


Проверка принятой гипотезы, сбор данных, их анализ и формулировка выводов




























Организует работу с учебным модулем и самостоятельную работу с текстом учебника.

Вопрос классу:

Какое строение имеет мочевыделительная система?

Задание:

Перечислите органы мочевыделительной системы, используя модуль или рисунок учебника.

Определите, какие из этих органов относятся к мочеобразующим и мочевыводящим.

Заполните схему в тетради:

Мочевыделительная система



 … …



Каковы функции органов мочевыделения (почек и мочевыводящих путей)?



Организует фронтальную проверку содержания записей в тетради, корректирует ответы учащихся.







Предлагает, используя материал учебного модуля, охарактеризовать расположение почек в брюшной полости тела и их строение.



Предлагает, используя текст учебника, назвать структурно-функциональную единицу почки и пояснить, как осуществляется кровоснабжение почки.

Предлагает, используя материал учебного модуля, охарактеризовать процесс образования мочи в почечных канальцах и самостоятельно заполняют таблицу в тетрадях «Образование мочи»



Этапы

Процессы

Где образуется

Состав













Организует фронтальную проверку содержания записей в таблице, используя учебный модуль и корректирует ответы учащихся.







Возвращается к проблемным вопросам и просит учащихся ответить на них с учётом приобретённых знаний о строении и работе почек



Читают текст в учебнике и модуле и выбирают нужную им для ответа информацию.

















Кратко заполняют схему в тетради.





Мочевыделительная система



 Почки Мочевыводящие пути

  1. Мочеточники

  2. Мочевой пузырь

  3. Мочеиспускательный канал



Зачитывают свои записи в тетради и корректируют их.

Формулируют выводы:

Вывод: главной функцией органов выделения является образование и удаление мочи



Фронтальная работа с модулем





Самостоятельная работа с учебником











Фронтальная работа с модулем и заполнение таблицы.



Этапы

Процессы

Где образуется

Состав

Образование первичной мочи (150-170 л\сутки)

Фильтрация

В капсуле, в капиллярном клубочке

Плазма без белка

Образвование вторичной мочи

(1-1, 5 л\сутки)

Обратное всасывание реабсорбция секреция

В извитом канальце

Мочевина, мочевая кислота, креатин

уробилин






Формулируют выводы по проблеме урока: «Почки регулируют состав крови, обеспечивая его постоянство, участвуют в поддержании постоянного состава внутренней среды, регулируют кровяное давление, стимулируют образование эритроцитов, образуют биологически активные вещества»





Познавательные (смысловое чтение, извлечение информации, определение основной информации, умение структурировать знания) , логические



Регулятивные (преодоление препятствий)



























Познавательные (выведение следствий, построение речевого высказывания)

Регулятивные (коррекция, оценка)















Познавательные (смысловое чтение, извлечение информации, определение основной информации, моделирование, умение структурировать знания) , логические

Регулятивные (преодоление препятствий)



































Познавательные (выведение следствий, построение речевого высказывания)

Регулятивные (коррекция, оценка)





Итоговый самоконтроль и самооценка

Предлагает учащимся назвать, какие новые знания они получили на уроке и проверить насколько хорошо они их усвоили.

Организует краткий тестовый контроль знаний.

Предлагает готовые коды для проверки ответов.





Выставление оценок за урок.

Предлагает учащимся домашнее задание:

изучить параграф №39, составить схему взаимосвязи мочевыделительной системы с другими системами органов человека.







Перечисляют новую для себя информацию



Выполняют тестовое задание с выбором одного верного ответа

Осуществляют самоконтроль и самопроверку или обмениваются тетрадями в парах и осуществляют проверку работ друг друга



Записывают информацию о домашнем задании, заслушивают комментарии учителя.

Познавательные (рефлексия, контроль и оценка результатов деятельности)

Регулятивные (самоконтроль и самооценка)



Приложение 1





Тестовый контроль знаний:

1.Структурная единица почки называется: А) долька Б) лоханка В) нефрон Г) малая чаша

2.Образование вторичной мочи происходит:

А) в мочевом пузыре Б) в почечном канальце

В) в капиллярах почки Г) в почечной вене

3.В почке человека нефронов содержится: А)5000 Б)1000 В)500 000 Г)1000 000

4.В состав нефронов не входит:

А) капиллярный клубочек Б) капсула В) почечная лоханка Г) почечный каналец

5.Наличие какого вещества в моче свидетельствует о заболевании: А) белка Б) мочевины В) мочевой кислоты Г) соли аммония

6.Какой орган не относится к мочевыделительной системе: А) почки Б) печень В) мочеточники Г) мочевой пузырь

7.Мочевыделительная система выделяет:

А) углекислый газ Б) непереваренные остатки пищи В) жидкие продукты клеточного распада Г) водяные пары





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории биология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ