Конспект урока для 8 класса "Строение и функции мочевыделительной системы"
Предмет: биология
Класс: 8
Автор УМК: И.Н.Пономарёва
Тема: Строение и функции мочевыделительной системы
Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и первичного закрепления знаний)
Цель: развивать понятие «выделение», сформировать у учащихся знания анатомо-физиологических особенностей органов мочевыделительной системы.
Задачи: изучить строение и функции почек, механизм образования мочи, развивать понятие об организме как едином целом, о постоянстве его внутренней среды; сформировать у школьников навыки работы с таблицей, схемой, тестовыми заданиями; развивать умение выделять причинно-следственные связи и делать выводы; развивать логическое мышление и память.
Оборудование: таблица «Строение мочевыделительной системы», схема «Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи», бланки с тестами для каждого учащегося, информационный модуль ФЦИОР «Строение и работа почек»
Содержание урока:
Технологическая карта урока
Этапы урока
Содержание учебного материала
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формирование УУД
Определение потребностей и мотивов
Организационный момент. Приветствие учеников. Организация познавательной деятельности учащихся (создание проблемной ситуации).
Фронтальная работа с классом по вопросам:
Что такое метаболизм?
Из каких процессов он складывается?
Какие продукты распада образуются в результате биологического окисления?
Как они удаляются из организма?
Как называется этот процесс в организме?
Какие системы органов участвуют в процессе выделения?
Учитель предлагает определить тему и цели данного урока.
Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места к уроку, настраиваются на работу.
Вспоминают и повторяют материал предыдущего урока.
Отвечают на вопросы, предложенные учителем, формулируют тему урока «Строение и функции мочевыделительной системы» и учебные задачи: изучить строение органов выделения и объяснить, как осуществляется удаление из организма жидких продуктов распада, образующихся при обмене веществ.
Записывают тему урока в тетрадь
Личностные (самоопределение, смыслообразование)
Коммуникативные (сотрудничество с учителем)
Познавательные:
общеучебные: построение речевого высказывания, выбор наиболее эффективных способов решения; логические: анализ объектов, выбор критериев для сравнения, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование
Принятие учебных целей и условий их достижения
Фронтальная работа с классом:
Что такое выделение?
Почему указанные вещества необходимо удалять из организма?
В чём значение процесса выделения?
Какие органы обеспечивают удаление из организма жидких продуктов распада?
Создание проблемной ситуации на уроке
Что мы о них знаем?
Учитель знакомит обучающихся с отрывком из статьи энциклопедии: «Почка воюет с вредными веществами, вырабатывая за сутки 150-170 л мочи»
Предлагает сформулировать возникшую на уроке проблему и высказать предположения.
Как проверить наши предположения?
Предлагает проверить выдвинутую гипотезу, используя интерактивный модуль «Строение и работа почек»
Формулируют выводы и делают записи в тетради
Выделение – это удаление из организма продуктов распада (СО2, Н2О, соли азота и фосфора), образующихся при обмене веществ. Процесс выделения необходим для поддержания постоянства внутренней среды организма и, прежде всего плазмы крови.
Обучающиеся делятся с классом своими знаниями об органах мочевыделительной системы: «Вредные вещества удаляются из организма через почки вместе с мочой около 1-1, 5 л в сутки»
Выдвигают гипотезу «Это связано с особенностями строения почки процессом обратного всасывания воды, который вероятно в ней происходит» и предлагают изучить строение и работу почек.
Познавательные (выдвижение гипотез и их обоснование)
Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование)
Познавательные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели)
Постановка проблемы и её решение
Познавательные (поиска и выделение необходимой информации, моделирование, анализ объектов)
Коммуникативные (учебное сотрудничество со сверстниками)
Проверка принятой гипотезы, сбор данных, их анализ и формулировка выводов
Организует работу с учебным модулем и самостоятельную работу с текстом учебника.
Вопрос классу:
Какое строение имеет мочевыделительная система?
Задание:
Перечислите органы мочевыделительной системы, используя модуль или рисунок учебника.
Определите, какие из этих органов относятся к мочеобразующим и мочевыводящим.
Заполните схему в тетради:
Мочевыделительная система
… …
…
…
…
Каковы функции органов мочевыделения (почек и мочевыводящих путей)?
Организует фронтальную проверку содержания записей в тетради, корректирует ответы учащихся.
Предлагает, используя материал учебного модуля, охарактеризовать расположение почек в брюшной полости тела и их строение.
Предлагает, используя текст учебника, назвать структурно-функциональную единицу почки и пояснить, как осуществляется кровоснабжение почки.
Предлагает, используя материал учебного модуля, охарактеризовать процесс образования мочи в почечных канальцах и самостоятельно заполняют таблицу в тетрадях «Образование мочи»
Этапы
Процессы
Где образуется
Состав
Организует фронтальную проверку содержания записей в таблице, используя учебный модуль и корректирует ответы учащихся.
Возвращается к проблемным вопросам и просит учащихся ответить на них с учётом приобретённых знаний о строении и работе почек
Читают текст в учебнике и модуле и выбирают нужную им для ответа информацию.
Кратко заполняют схему в тетради.
Мочевыделительная система
Почки Мочевыводящие пути
Мочеточники
Мочевой пузырь
Мочеиспускательный канал
Зачитывают свои записи в тетради и корректируют их.
Формулируют выводы:
Вывод: главной функцией органов выделения является образование и удаление мочи
Фронтальная работа с модулем
Самостоятельная работа с учебником
Фронтальная работа с модулем и заполнение таблицы.
Этапы
Процессы
Где образуется
Состав
Образование первичной мочи (150-170 л\сутки)
Фильтрация
В капсуле, в капиллярном клубочке
Плазма без белка
Образвование вторичной мочи
(1-1, 5 л\сутки)
Обратное всасывание реабсорбция секреция
В извитом канальце
Мочевина, мочевая кислота, креатин
уробилин
Формулируют выводы по проблеме урока: «Почки регулируют состав крови, обеспечивая его постоянство, участвуют в поддержании постоянного состава внутренней среды, регулируют кровяное давление, стимулируют образование эритроцитов, образуют биологически активные вещества»
Познавательные (смысловое чтение, извлечение информации, определение основной информации, умение структурировать знания) , логические
Регулятивные (преодоление препятствий)
Познавательные (выведение следствий, построение речевого высказывания)
Регулятивные (коррекция, оценка)
Познавательные (смысловое чтение, извлечение информации, определение основной информации, моделирование, умение структурировать знания) , логические
Регулятивные (преодоление препятствий)
Познавательные (выведение следствий, построение речевого высказывания)
Регулятивные (коррекция, оценка)
Итоговый самоконтроль и самооценка
Предлагает учащимся назвать, какие новые знания они получили на уроке и проверить насколько хорошо они их усвоили.
Организует краткий тестовый контроль знаний.
Предлагает готовые коды для проверки ответов.
Выставление оценок за урок.
Предлагает учащимся домашнее задание:
изучить параграф №39, составить схему взаимосвязи мочевыделительной системы с другими системами органов человека.
Перечисляют новую для себя информацию
Выполняют тестовое задание с выбором одного верного ответа
Осуществляют самоконтроль и самопроверку или обмениваются тетрадями в парах и осуществляют проверку работ друг друга
Записывают информацию о домашнем задании, заслушивают комментарии учителя.
Познавательные (рефлексия, контроль и оценка результатов деятельности)
Регулятивные (самоконтроль и самооценка)
Приложение 1
Тестовый контроль знаний:
1.Структурная единица почки называется: А) долька Б) лоханка В) нефрон Г) малая чаша
2.Образование вторичной мочи происходит:
А) в мочевом пузыре Б) в почечном канальце
В) в капиллярах почки Г) в почечной вене
3.В почке человека нефронов содержится: А)5000 Б)1000 В)500 000 Г)1000 000
4.В состав нефронов не входит:
А) капиллярный клубочек Б) капсула В) почечная лоханка Г) почечный каналец
5.Наличие какого вещества в моче свидетельствует о заболевании: А) белка Б) мочевины В) мочевой кислоты Г) соли аммония
6.Какой орган не относится к мочевыделительной системе: А) почки Б) печень В) мочеточники Г) мочевой пузырь
7.Мочевыделительная система выделяет:
А) углекислый газ Б) непереваренные остатки пищи В) жидкие продукты клеточного распада Г) водяные пары
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ