Конспект урока на тему "Витамины"
Тема: Витамины.
Цели:
1. Образовательные.
познакомить с понятием “авитаминоз” и его последствиями;
сориентировать учащихся на продукты, содержащие наибольшее количество определённых витаминов;
2.Развивающие. Продолжить:
развитие навыков самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой;
развитие умений применять полученные знания на практике;
развитие критического мышления и интеллектуальных способностей
учащихся;
определять личностную значимость темы для каждого ученика.
3. Воспитательные.
Показать приоритет науки в открытии витаминов;
продолжить воспитание и стремление учащихся к правильному и здоровому образу жизни.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Ход урока:
I.Организационный момент:
( вступительное слово учителя) Добрый день, уважаемые гости, коллеги! Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас в хорошем настроении. Надеюсь , что оно поможет нам провести интересный урок.(слайд 1)
А начнем мы его с прослушивания выражений, которые записаны вас на стикерах. ( выходят, читают, крепят).
Ребята, совсем неслучайно, что у разных народов существует огромное количество пословиц о здоровье. Как вы думаете почему?
Жить полноценной, активной, интересной жизнью, может только здоровый человек. Здоровье – это самое ценное, что есть у человека. Следовательно, мы должны бережно к нему относиться, постоянно о нем заботиться, чтобы долгие годы оставаться здоровыми. А для этого нужно вести здоровый образ жизни и правильно питаться. Из предыдущих уроков вы уже знаете, какие вещества, содержащиеся в продуктах питания, необходимы для жизнедеятельности организма.
Назовите их:
Схема « Вещества, необходимые для жизнедеятельности организма» ( слайд №2)
На качество жизни влияет еще одна группа органических веществ, о которых мы будем говорить сегодня на уроке. А тема нашего урока « Витамины». Сегодня на уроке мы узнаем, что такое витамины, какую роль они играют в жизни человека, в каких продуктах содержатся.
Приём « Ассоциативный ряд»
С чем у вас ассоциируется слово витамины?
II. Объяснение новой темы:
А) История открытия витаминов.
Во второй половине XIX века считалось, что пищевая ценность продуктов определяется содержанием в них белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды. Меж тем за века человечество накопило немалый опыт длительных морских путешествий, когда при достаточных запасах продовольствия люди гибли от цинги. Почему?
На этот вопрос не было ответа до тех пор, пока в 1880 году русский ученый Николай Лунин, изучавший роль минеральных веществ в питании, не заметил, что мыши, поглощавшие искусственную пищу, составленную из всех известных частей молока (казеина, жира, сахара и солей), чахли и погибали. А мышки, получавшие натуральное молоко, были веселы и здоровы. "Из этого следует, что в молоке содержатся еще другие вещества, незаменимые для питания", - сделал вывод ученый.
Еще через 16 лет нашли причину болезни "бери-бери", распространенной среди жителей Японии и Индонезии, питавшихся в основном очищенным рисом. Врачу Эйкману, работавшему в тюремном госпитале на острове Ява, помогли... куры, сидящие в клетках. Их кормили очищенным зерном, и птицы страдали заболеванием, напоминавшим "бери-бери". Стоило заменить его на рис неочищенный - болезнь проходила.
В 1911 году польский ученый Казимир Функ первым выделил из рисовых отрубей кристаллы химически чистого вещества. Год спустя он же придумал и название витамин - (vitamine) от лат. vita – жизнь и англ. amine – амин, содержащий азот (поскольку в состав вещества входила аминогруппа – NH2). Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат аминогруппу, но старое название этих веществ сохранилось (лишившись последней буквы: vitamin)
Теперь мы с вами можем дать наиболее полное определение понятию «витамины». «Витамины – от лат. vita – жизнь и англ. amine – амин - это органические соединения, которые в очень малых количествах ежедневно необходимы для нормальной жизнедеятельности организма».
О жизненной необходимости витаминов с глубокой древности до нас дошло много легенд. Вот одна из них.
Б) Легенда.
Совершим путешествие в прошлое. Во время одной из экспедиций Колумба часть экипажа сильно заболела. Умирающие моряки попросили капитана высадить их на каком-нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть. Колумб сжалился над страдальцами, причалил к ближайшему острову, оставил больных вместе с запасом провианта, ружья и пороха на всякий случай. А через несколько месяцев, на обратном пути его корабли вновь подошли к берегу, чтобы предать останки несчастных моряков земле. Каково же было их удивление, когда они встретили своих товарищей живыми и здоровыми! Остров назвали «Кюрасао», по-португальски это означает «оздоравливающий».
Какие тропические фрукты спасли жизнь моряков? (Лимон в вазочку)
-В наших условиях лимоны не растут, но и у нас есть очень доступный продукт, в котором содержится не меньше витамина С, чем в лимоне? Какой это продукт? ( ролик) – рецепт.
- Ребята, у вас на партах лежат брошюры, которые я разработала специально для вас, в них вы найдете не только полезную информацию о витаминах, но и рецепты приготовления салатов из квашеной капусты.
В) Деление учащихся на группы ( работа в группах)
1 группа- Жирорастворимые витамины (дать общую характеристику)
Витамин А( ретинол) содержится в молоке, рыбе, яйцах, печени ,сливочном масле, моркови, зелёном луке, абрикосах, шиповнике. Регулирует белковый обмен. Витамин А способствует улучшению зрения и здоровью кожи. Суточная потребность 800-1000 мкг.
Источники витамина К (филлохинон) -это зелёные листовые овощи, капуста, крапива, киви, бананы, мясо, молочные продукты. Синтезируется микрофлорой кишечника. Витамин К необходим человеку для нормальной свёртываемости крови, предупреждает остеопороз, способствует регенерации тканей. Суточная потребность витамина К 45-80 мкг.
Особенно богаты витамином Е (токоферол) –молоко, мясо, печень, листья салата, подсолнечное масло, миндальный орех, яичный желток, морковь, овсянка. Стимулирует обновление клеток, поддерживает нервную систему, отвечает за репродуктивное здоровье. Суточная потребность 8-10 мг.
Самым богатым источником витамина Д (кальциферол) считается солнце в сочетании с чистым воздухом. Этот витамин содержится в печени рыб, рыбьем жире , сыре, твороге, сливочном масле. Витамин Д регулирует обмен фосфора и кальция, обеспечивает нормальный рост и развитие костей. Вырабатывается в коже под действием УФО. Суточная потребность витамина Д 2,5-10 мкг.
Парад витаминов:
Морковь – настоящий кладезь витаминов группы В, РР, С, Е и К. Также в ней содержится каротин, превращающийся в организме в витамин А. В морковке мы найдем до 7 % углеводов и 1,3 % белков.
Яблоко-это самый распространенный в бытовом питании продукт. Скушав яблоко, мы ощущаем прилив жизненных сил, так как в яблоке содержится целый букет различных витаминов и микроэлементов, пектин. Итак, витамины: С, В1, В2, РР, А, Е; Все они улучшают общее состояние организма, его физическую выносливость, повышают иммунитет и сопротивляемость различным сезонным болезням, нормализуют состав крови, поддерживают в хорошем состоянии кости и зубы, поддерживая в норме здоровье.
Груша- Польза груши не ограничивается наличием витаминов (а именно: А, С, В1, В2 и Е) и антиоксидантов. Кроме них, груша богата на редкость высоким содержанием легкоусвояемого железа. Она снимает воспаление и повышает иммунитет благодаря высокому содержанию водорастворимого витамина С. Этот эффект придется весьма кстати при простудных заболеваниях.
Перец- Когда слышишь об этом растении, сразу на ум приходит витамин С. И это не случайно, потому что болгарский перец – рекордсмен по его содержанию, он в этом смысле обогнал лимоны и черную смородину. Идем дальше и находим витамин Р, провитамин А (каротин), а также группу витаминов В. По своему составу болгарский перец является просто бесценным овощем,
Апельсин и солнце – два шара оранжевого цвета, дарящие людям здоровье и красоту. Апельсин можно назвать кладезем витаминов, и больше всего в оранжевом фрукте содержится витаминов А, В1 и В2, а также РР, но какого витамина в этой цитрусовой культуре просто рекордное количество – так это витамина С.
2 группа- Гиповитаминозы.
Болезни (авитаминозы, гиповитаминозы) – это группа заболеваний вызванных недостаточностью в организме одного или многих витаминов.
Недостаточное поступление витаминов ведет к нарушению ферментативных реакций, гипо – и авитаминозу. Это заболевание выявляется специальными ферментами, и оно сопровождается отклонением физического развития подростка. Пищевой рацион не обеспечивает должное поступление витаминов в организм.
Недостаточность витамина D. Симптомы. У взрослых немотивированная слабость, утомляемость, прогрессирование кариеса, боль в мышцах. У детей – рахит.
Недостаточность витамина К. Кровотечение из носа, десен, внутрикожные кровоизлияния.
Недостаточность витамина А. Возникает заболевание куриная слепота (изменение сетчатки), гнойные заболевания кожи, у детей задержка роста и развития.
Недостаточность витамина Е. Отсутствие витамина Е резко увеличивает потребность организма в кислороде, вызывает серьезные нарушения в белковом, углеводном и жировом обмене. Основные изменения при его отсутствии происходят в половой сфере.
У людей авитаминоз Е практически не встречается, т.к. витамин Е распространен весьма широко.
Просмотр видеоролика.
3 группа- Советы как сохранить витамины в продуктах?
При хранении и кулинарной обработке овощей необходимо соблюдать ряд правил:
Нарезанные овощи нужно хранить раздельно в закрытой посудине и смешивать только перед использованием.
Фрукты следует очищать непосредственно перед едой. Лучше их не нарезать мелкими дольками, потому что от этого витамин С теряется гораздо быстрее.
Салаты из сырых овощей солите, заправляйте соусами и маслом перед самой подачей к столу.
Овощи и фрукты при варке лучше класть не в холодную, а в кипящую воду для уменьшения потери витаминов.
Для максимальной сохранности витаминов в картофеле варить его нужно на умеренно огне, плотно закрыв крышкой.
Не надо держать очищенный картофель в воде, так как это снижает его витаминную ценность. Уже в первые полчаса пребывания в холодной воде количество витамина С в картофеле уменьшается на 40%. Чем меньше порезан картофель, тем больше витаминов он утрачивает.
Физминутка. Ребята, вы должны знать, что здоровье помогают укрепить не только витамины, но и занятия физкультурой. Приглашаю вас на физминутку!!!
III. Закрепление темы урока:
Ролевая игра: А теперь постараемся применить ваши знания на практике. Представим, что вы доктора. И вот у вас на приеме несколько пациентов. Вы постарайтесь определить, чем вызван тот или иной недуг и предложите им диету.
1.У меня часто болят глаза и появляются ячмени (недостаток витамина А)
2.У меня появляются частые синяки, хотя я нигде не ударялся (недостаток витамина К)
3.Отмечается сухость кожи с образованием сыпи на коленях и локтях (недостаток витамина А)
4.В последнее время я наблюдаю у себя слабость, боль в мышцах, да еще и кариес прогрессирует. (недостаток витамина Д)
Ребята, выполнение этого задания показало, что вы научились разбираться в витаминах, и я надеюсь не допустите у себя развития заболеваний , связанных с их недостатком в организме.
Рефлексия : Наш урок о витаминах подходит к завершению. Выразите свое мнение об уроке одним словом.
Оценивание: Взаимоценивание.
IV Итог урока:
В заключении нашего урока еще раз хочу подчеркнуть роль витаминов в жизнедеятельности нашего организма, повышении сопротивляемости его к инфекционным заболеваниям. Ешьте побольше овощей, фруктов, ягод. Тогда у вас будет хорошая реакция, отличное самочувствие и крепкое здоровье. (Учитель угощает витаминами). Помните : Здоровье …….. (стикер на доску)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ