Конспект урока в 8 классе по теме «Обмен веществ и энергии»

Конспект урока по теме: «Обмен веществ и энергии» в 8 классе

учитель высшей квалификационной категории

Глебова Татьяна Сергеевна

Цели урока:

1) развивающие:

- формировать умения анализировать, выделять главное, обобщать и решать проблемы.

2) образовательные:

- раскрыть сущность обмена веществ;

- рассмотреть особенности обмена углеводов, белков, жиров и воды;

- ввести понятие о пластическом и энергетическом обмене;

3) воспитательные:

- способствовать эстетическому воспитанию школьников, прививать любовь к родной природе;

- содействовать профилактике утомляемости, использовать специальные приемы поддержания работоспособности учащихся.


- Здравствуйте, ребята!

По дороге в школу я видела первых грачей, а это вестники весны. И этот грач будет давать вам жетоны за ваши правильные ответы:

3 жетона – оценка «5»

2 жетона – оценка «4»

А оценки «3» сегодня не будет.

Дежурных я попрошу написать на листочке отсутствующих.

- Я очень люблю биологию, надеюсь, вы тоже. Поднимите, пожалуйста, руки те, кто ее любит, так же как и я.

- Вот вас сколько?! А кто ее любит больше чем я и уже мечтает стать великим ученым?

- Нет никаких?! Ничего страшного, все еще может измениться.

- И все же, вы любите биологию, значит, вы знаете, что эта за наука?

- Эта наука о живой природе.

- Правильно. Я смотрю не все любят биологию, зато им, наверное, нравятся другие науки: математика, физика, химия, литература. А наука биология тесно с ними взаимосвязана. И знания, полученные на уроках биологии, помогут вам сохранить здоровье и вести здоровый образ жизни.

- А что такое здоровый образ жизни?

- Правильно питаться, вести здоровый образ жизни, избегать вредных привычек.

- Молодцы. И сегодня мы с вами вместе будем постигать таинства живой природы. Ведь человек является ее частью. А что общего у человека с другими организмами?

- рождается и умирает; питается и дышит; воспроизводит потомство.

- Да, действительно, именно поэтому человек является предметом изучения биологии.

- И все уже названные процессы, происходящие в организме человека, обеспечиваются химическими превращениями, составляющими обмен веществ.

Вот мы и подошли к теме сегодняшнего урока.

Открываем рабочие тетради, записываем число и тему урока «Обмен веществ и энергии».

- А что такое обмен веществ?

- Когда одно вещество меняется на другое.

- Правильно. А какой обмен веществ вы можете назвать у человека?

- Газообмен в легких и тканях.

- Верно. И на сегодняшнем уроке мы познакомимся:

1) с обменом веществ и его этапами;

2) пластическим и энергетическим обменом;

3) особенностями обмена белков, жиров, углеводов.

Клетка – является единицей строения всех живых оргазмов и все процессы, характерные для целостного организма, характерны и для нее.

И обмен веществ так же происходит на клеточном уровне.

Давайте вместе подумаем, какие вещества поступают в клетку, а какие выводятся?

Поступают кислород, питательные вещества, вода. Выводятся - углекислый газ, жидкие продукты распада и вода.

- Хорошо. Вот и произошел обмен веществ6 одни вещества поступили в клетку, другие выделились. А что произошло в клетке, почему вещества другие?

- Они преобразовались, участвовали в химических реакциях.

- Все верно. Выделяют три этапа обмена веществ:

I подготовительный – это поступление веществ в клетку;

II основной – преобразование веществ в клетке;

Ш заключительный – выведение из клетки и организма продуктов жизнедеятельности.

Поступление веществ происходит через особые системы органов, например, кислород через легкие, питательные вещества, вода – через пищеварительную систему. В выведении углекислого газа также участвуют легкие. Вода и жидкие продукты распада – через кожу и почки.

- А что же происходит на II этапе. Ваше мнение? Для чего нужны поступившие вещества клетке?

- Клетка строится, растет, делится.

- Да, вы правы, из веществ, поступающих в клетки, создаются вещества необходимые данной клетке. И такие реакции называют пластическим обменом.

- Как вы думаете, от какого слова происходит это название?

- Пластилин, пластичный.

- Верно, как мы лепим все, что задумаем из пластилина, так строятся вещества в пластическом обмене. Но на эти реакции требуются затраты энергии. Что же является источником энергии?

- Дыхание О2, окисление веществ.

- И здесь вы правы. Биологическое окисление веществ, поступивших в клетку, обеспечивает пластический обмен энергией – это реакции энергетического обмена.

- И это две стороны одного процесса, взаимосвязанные между собой пластического и энергетического обмена, обеспечивающие друг друга энергией и необходимым материалом.

- Итак, пластический обмен. Как вы поняли? Что это такое?

-Образуются вещества и затрачивается энергия.

- Хорошо. А что такое энергетический обмен?

- Разрушение (окисление) сложных веществ, выделение энергии.

- Возьмите по 1-2 жетону в зависимости от количества правильных ответов.


- Рассмотрим особенности обмена питательных веществ. Какие вещества поступают вместе с пищей?

- Белки, жиры, углеводы.


ДОСКА: белки аминокислоты

жиры глицерин и ж. кислоты

углеводы глюкозы

- Хорошо. Теперь внимание на экран. Мы посмотрим видеосюжет об обмене углеводов. Будьте внимательны. После просмотра все вместе заполним схему.

- Все понятно? Теперь рассмотрим схему:


Сложные углеводы -> под действием ???(ферментов) -> расщепляются ->

до глюкозы


глюкоза -> доставляется в печень -> превращается в гликоген

всасывается в кровь клетку -> используется

как источник энергии



- Замечательно. Теперь работаем самостоятельно по рядам. Открываем книжечки с заданиями на стр. 51-52 зад. 112, учебник на стр. 185-186 § 36

1 ряд – обмен белков

2 ряд – обмен жиров

3 ряд – обмен воды

Начинаем выполнять задания. Внимательно читаем текст учебника и схему составляем в тетради.

Пока вы работаете, будет звучать музыка Моцарта. Считается, что именно его произведения наиболее благотворно виляют на работоспособность.


- Закончили. Теперь проверяем. Пожалуйста, обмен белков - 1 ряд, что у вас поучилось?

- Проверьте, у всех так? А теперь решим задачу:

Белую мышь кормили исключительно белками и не давали ей углеводов. После смерти мыши в ее печени был обнаружен животный крахмал.

(Белки расщепляются до аминокислот, в печени избыток аминокислот разрушается и из образовавшихся веществ синтезируются углеводы и жиры)


2 ряд – обмен жиров

- Правильно. Все проверьте свои схемы.

- И последняя схема – 3 ряд – обмен воды.

- Молодцы. Все справились. Те, кто участвовал в обсуждении особенностей обмена вещества, возьмите жетоны.


ЗАКРЕПЛЕНИЕ

- Так что же такое обмен веществ? Как вы поняли? Что составляет основу обена веществ? Что обеспечивают эти химические реакции?

- Химические реакции, процессы жизнедеятельности.

- Теперь посмотрим, что нам по этому поводу предлагает учебник – стр. 184 1 абзац 1 пункта.

- Какие этапы включает обмен веществ? Что происходит на 2 основном этапе? Как взаимосвязаны эти 2 процесса?

- молодцы! Получите жетоны, у нашего уважаемого грача.

- Теперь поднимите руки у кого за урок 3 и более жетонов. Поставьте оценки в дневники «5», у кого 2 жетона – «4»

По окончании урока я в них распишусь.


Все открываем дневники и записываем домашнее задание.

§ 36, отвечать на вопросы устно.

  1. составить схему «Обмен минеральных солей» по аналогии, как составляли на уроке.

  2. Решите задачу: Анализ показал, что у животного после кормления в крови воротной вены печени содержится 0,3% глюкозы, а в крови печеночной вены - 0,12%; у голодного животного в крови воротной вены - 0,05% глюкозы, в крови печеночной вены – 0,12%.


На этом урок окончен. Спасибо за вашу поддержку, мне было приятно работать с вами.







Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории биология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ