ОРГАНИЧНОЕ СЛИЯНИЕ СОДЕРЖАНИЯ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) И ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КУРСЕ «ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ» КАК ЭЛЕМЕНТ КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ в 10-11 классах
ОРГАНИЧНОЕ СЛИЯНИЕ СОДЕРЖАНИЯ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) И ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КУРСЕ «ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ» КАК ЭЛЕМЕНТ КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ
Чевычалова Маринэ Эдуардовна, ЛГ МБОУ «СОШ №5»,
учитель биологии, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Предмет (направленность): биология.
Возраст детей: 10 -11класс.
Место проведения: кабинет.
При введении итоговой аттестации в формате ЕГЭ ощутимо проявилось так называемое «слабое звено» в нынешних образовательных программах по биологии. Структура программ для общеобразовательных учреждений по биологии построена таким образом, что в содержание курса «Общая биология», изучаемого обучающимися в 10-11 классах, не включены два из семи содержательных блоков контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена. Так, изучение содержательной линии «Система и многообразие органического мира» предусмотрено программами в 6 и 7 классах. Линия «Организм человека и его здоровье» изучается в 8 классе. В программу курса «Общая биология» (10-11 класс) не включены указанные выше содержательные линии. В экзаменационной работе задания по основным содержательным блокам распределены таким образом, что на указанные выше темы приходится 17 из 50 заданий, что составляет 33%.
Один из вариантов, позволяющий решить проблему – это органичное слияние содержания среднего (полного) и основного общего образования в курсе «Общая биология». Данный вариант предполагает включение обобщенного содержания курсов биологии за 6-8 классы в соответствующие им темы курса «Общая биология» (10-11 классы). Так, например, в теме «Уровни организации живого. Тканевый уровень» (10-11 класс) рекомендуется подробно рассмотреть отличительные особенности тканей растений и животных – материал 6-8 классов, и т.д. [таблица 1].
Таблица 1. Органичное слияние содержания среднего (полного) и основного общего образования в курсе «Общая биология» как элемент систематизации и обобщения знаний в рамках подготовки обучающихся к итоговой аттестации в формате ЕГЭ
Содержание тем среднего (полного) общего образования
(10-11 класс)
Кол-во часов
Содержание основного общего образования
(6-8 класс)
Класс
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В БИОЛОГИЮ
ТЕМА 1.1. УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОГО.
Тканевый уровень
2
- Отличительные особенности тканей растений и животных
6-8
ТЕМА 1.2. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОГО МИРА.
Царства живой природы; естественная классификация живых организмов
3
- Отличительные особенности царств живой природы.
- Единицы систематики растений и животных
6-7
РАЗДЕЛ 3. УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ
ТЕМА 3.2. ХИМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВОГО ВЕЩЕСТВА.
Витамины: строение, источники поступления, функции.
9
- Авитаминозы: цинга, рахит, куриная слепота, бери-бери.
- Синтез витаминов в организме.
8
ТЕМА 3.4. СТРУКТУРА КЛЕТОК ЭУКАРИОТ.
Транспорт веществ через клеточную мембрану
6
- Диффузия газов, газообмен в легких и тканях
- Разрушение эритроцитов в изотоническом и гипертоническом растворе
8
ТЕМА 3.5. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ В КЛЕТКЕ
Этапы диссимиляции.
7
- Расщепление органических веществ в пищеварительном канале
- Обмен белков, жиров, углеводов в организме
- Возрастное соотношение ассимиляции и диссимиляции
- Роль печени в углеводном обмене
8
ТЕМА 3.7. НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ.
Вирусные заболевания человека.
2
- Активный и пассивный иммунитет. Вакцина и сыворотка.
- Исследования Мечникова
8
РАЗДЕЛ 4. РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ
ТЕМА 4.1. БЕСПОЛОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ.
Вегетативное размножение растений
2
- Размножение видоизмененными побегами (корневищами, клубнями, луковицами)
- Размножение усами, отводками, черенками
- Прививка
6
ТЕМА 4.2. ПОЛОВОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ.
Развитие половых клеток у высших растений
Двойное оплодотворение
5
- Чередование поколений у растений
- Схема жизненного цикла споровых растений
- Спорофит и гаметофит мхов и папоротников
- Строение цветка. Однополые и двуполые, однодомные и двудомные растения. Опыление.
6
РАЗДЕЛ 5. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ
ТЕМА 5.1. ЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЖИВОТНЫХ
Гаструляция. Соответствие стадий эмбриогенеза этапам исторического развития организмов
6
- Колониальные жгутиковые простейшие.
- Организация и происхождение кишечнополостных.
7
ТЕМА 5.2. ПОСТЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЖИВОТНЫХ.
Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз.
Прямое развитие.
2
- Стадии непрямого развития: личинка, куколка, имаго
- Отряды насекомых с полным и неполным метаморфозом
- Личинки амфибий и насекомых как доказательство их происхождения
- Особенности организации и развития однопроходных, сумчатых и плацентарных млекопитающих
7
ТЕМА 5.3. ОНТОГЕНЕЗ ВЫСШИХ РАСТЕНИЙ.
Прорастание семян. Формирование побеговой и корневой систем.
1
- Строение семян однодольных и двудольных растений
- Вегетативные и генеративные органы высших растений
6
Раздел 7. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ
ТЕМА 7.3. СИНТЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ.
Приспособленность организмов как результат действия естественного отбора
14
- Особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений
- Приспособления семян к распространению
- Приспособления птиц к полету
6
7
РАЗДЕЛ 8. РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА.
ТЕМА 8.1. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЭВОЛЮЦИИ РАСТИТЕЛЬНОГО И ЖИВОТНОГО МИРА.
Развитие жизни в архее-кайнозое.
10
- Организация одноклеточных животных и растений
- Сравнительная характеристика отделов растений
- Основные типы беспозвоночных и классы позвоночных животных
- Эволюция систем органов животных
6-7
6
7
7
ТЕМА 8.2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.
Прямохождение; анатомические предпосылки к трудовой деятельности
10
- Особенности скелета человека в связи с прямохождением.
8
РАЗДЕЛ 9. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ
ТЕМА 9.1. ПОНЯТИЕ О БИОСФЕРЕ
6
- Условия образования биогенного вещества (торфа, каменного угля)
6
ТЕМА 9.4. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ОРГАНИЗМАМИ.
Биотические отношения
6
- Плоские и круглые черви. Пути заражения гельминтами.
- Паразитические простейшие и членистоногие животные.
- Организация и роль лишайников.
7
6
Таким образом, структура действующих программ существенным образом не изменяется, но появляется возможность систематизации и обобщения знаний в рамках подготовки обучающихся к итоговой аттестации в формате ЕГЭ.
Примерная программа является ориентиром для составления рабочих и авторских программ, она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается 25% времени, отводимого на вариативную часть программы, содержание которой формируется авторами рабочих программ. Это позволяет авторам предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, расширения объема (детализации) содержания, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ