Урок биологии в 6-м классе на тему «Дары Старого и Нового Света»

Урок биологии в 6-м классе на тему

«Дары Старого и Нового Света»

Микушева Анастасия Николаевна, учитель биологии

Цель урока:

1) Образовательная: ознакомить учащихся с происхождением, историей культивирования и использованием некоторых культурных растений, расширить знания учащихся о представителях покрытосеменных растений, раскрыть значение даров Старого и Нового Света для человечества.

2) Развивающая: продолжить развитие познавательного интереса школьников, умения учащихся работать с дополнительной литературой, текстом.

3) Воспитательная: продолжить воспитание чувства коллективизма, ответственности каждого ученика за результат совместной деятельности.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: компьютер, презентация, созданная в Microsoft Office PowerPoint (Презентация 1 «Овощи» и Презентация 2), таблички «Старый Свет» и «Новый Свет», карточка №1 «Центры происхождения растений», карточки с изображением культурных растений, Приложения



Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и цели занятия

Демонстрация Презентации №1 «Овощи»

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свёклу.

Ох! ..

Вот овощи спор завели на столе

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка?

Капуста?

Морковка?

Горох?

Петрушка иль свёкла?

Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла.

И ножиком этим крошить начала:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свёклу.

Ох!..

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка,

Капуста,

Морковка,

Горох,

Петрушка и свёкла.

Ох!..

И суп овощной оказался неплох!

Учитель: А как давно хозяйки стали готовить блюда из овощей? Питались ли наши предки свеклой и картофелем? А вы знаете, откуда родом картофель? (Ответы учеников).

Учитель: На прошлом уроке вы узнали, что каждое растение имеет свою историческую родину – центр происхождения. Кем были открыты центры происхождения растений? (Н.И.Вавиловым)

Учитель: Задание: на карточках №1 «Центры происхождения растений» подпишите названия центров происхождения растений. (Слайд № 1 Презентации 2).

Карточка №1

ченики проверяют правильность своего ответа по карте, демонстрируемой на экране) (Слайд № 2 Презентации 2)

Учитель: Покажите на карте территории, относящиеся к Новому и Старому Свету? (К доске-экрану для ответа приглашается один ученик).

Учитель: Итак, ребята, тема нашего урока – «Дары Старого и Нового Света» (Слайд № 3 Презентации 2). Попробуйте сформулировать цель нашего урока. (Ученики формулируют цель урока). На столе у вас есть карточки-таблички (Приложение №2). Запишите, что вы уже знаете по теме, а что узнаете сегодня. (Дети записывают).

Знал

Хочу узнать (цель)

Отметка за урок






III. Изучение нового материала

Учитель: Сегодня мы узнаем о происхождении культурных растений, какие растения являются дарами Нового Света, а какие культуры издавна возделывались в Европе.

Учитель: Послушаем сообщения учеников о тех культурах, которых хозяйка принесла с базара и сварила суп. (Темы сообщений даны на предыдущем уроке)

1 ученик- сообщение о свёкле

2 ученик - сообщение о картофеле

3 ученик- сообщение о капусте

4 ученик - сообщение о петрушке

5 ученик - сообщение о томате

Остальные ребята слушают сообщения и заполняют таблицу в тетради (Слайд №4 Презентация2).

Дары Нового Света

Дары Старого Света



Учитель: Кроме этих овощей известно происхождение и других ценных культур.

Учитель предлагает дополнить таблицу, работая в группах, пользуясь тестом учебника, а также другими источниками литературы, например, энциклопедическим словарем юного натуралиста.

Дары Нового Света

Дары Старого Света

Картофель (Плоскогорья Перу, Боливии)

Томат (Южная и Центральная Америка)

Перец

Кукуруза

Тыква

Фасоль

Какао

Капуста (Побережье Средиземного моря)

Свекла

Морковь

Лук

Пшеница

Овес

Чеснок

Горох



Физкультминутка.

Учитель: На столе у каждого ученика есть карточка с изображением культурных растений. На доске вывешены таблички «Старый Свет» и «Новый Свет». Взяв карточку, подойдите к той табличке, которая соответствует месту происхождения вашего растения. (Дети у доски разбиваются на две группы). Молодцы! Садитесь на свои места. (Таким образом, проверяем правильность заполнения таблицы. На экране слайд № 5 Презентация 2)

Учитель. А теперь, ребята, проверим, внимательно ли вы слушали своих товарищей. Внимание на экран. (Слайд № 6 Презентация 2). (На партах также имеются карточки с заданиями (Приложение №3). Ученики записывают ответы на листочках)

1) Утолщённый главный корень свёклы, в котором накапливаются питательные вещества, называется:

а) корневище;

б) клубень;

в) корнеплод.

2) Дикая «родственница» свёклы встречается:

а) в Южной Америке;

б) на побережье Средиземного моря;

в) в пустынях Средней Азии.

3) Кочанная капуста –

а) однолетнее растение;

б) двулетнее растение;

в) многолетнее растение.

4) Капуста огородная относится к семейству:

а) маревые;

б) сложноцветные;

в) крестоцветные.

5) Кто из русских царей привез картофель в Россию?

а) Иван Грозный;

б) Петр Первый;

в) Александр II.

Учитель. Следующее задание: на карточках вы видите несколько утверждений о картофеле, перце и томатах. Вам нужно определить, какие из них являются верными, а какие – нет (Слайд № 7 Презентация 2)..

1) Клубень картофеля – это подземный побег со стеблевым утолщением, развивающийся из верхушечной почки длинного столона.

2) В клубнях картофеля запасается большое количество жиров.

3) Родина картофеля – побережье Средиземного моря, при раскопках там находят сосуды в форме клубней этого растения.

4) В Россию картофель попал благодаря Петру I.

5) Название помидора произошло от испанского слова pomod’oro – «золотое яблоко».

6) В России начали выращивать перец только с начала XIX века.

7) Перец и томат – однолетние растения.

Ребята проверяют себя и выставляют отметки на карточках-табличках (Приложение №2). (Правильные ответы и критерии оценивания на экране Слайд №8 Презентация 2).

IV. Закрепление изученного материала

Учитель: Итак, мы узнали о происхождении и истории возделывания растений. Осталось только выполнить последнее задание (Приложение №4).

Правильно соотнесите культурные растения и места их происхождения (Слайд № 9 Презентация 2).:

  1. Картофель А. Побережье Средиземного моря, а также берега Атлантического океана, от Испании до Норвегии.

2. Капуста Б. Многие районы Азии, Северной Африки и Европы, включая Россию.

3. Морковь В. Побережье Средиземного моря.

4. Свёкла Г. Берега Чили и горы Перу.

Учитель: Проверяем ответы друг у друга ( затем демонстрируется (Слайд № 10 Презентация 2).

А

Б

В

Г







V. Подведение итогов урока, выдача задания на дом

Учитель: Какое значение для человечества имело открытие Колумбом Нового Света? (Дети отвечают). Правильно! Старый и Новый Свет дали человеку много различных ценных растений для питания, лечения, украшения жилищ, изготовления одежды, красителей и т.д. (Слайд № 11 Презентация 2).

Учитель: Достигли ли мы поставленной в начале урока цели? (Обращаю внимание учеников на карточки-таблички (Приложение №2, графа «Хочу узнать»). Что вы сегодня узнали нового на уроке? (Ученики отвечают по-очереди по одному предложению).

Учитель: В заключение урока оцените результаты своей деятельности на уроке и запишите оценку на карточке-табличке (Приложение №2) (карточки-таблички собрать в конце урока).



Домашнее задание. (Слайд № 12 Презентация 2). Выполните задание на выбор:

* § 49, ответить на вопросы на стр. 186-187 + составить кроссворд;

* § 49, ответить на вопросы на стр. 186-187+ найти загадки о культурных растениях Старого Света и (или) Нового Света.

Рефлексия.

Учитель: В уголке листочка нарисуйте смайлик, отражающий ваше настроение на этом уроке.

Учитель: Благодарю за урок!

(Слайд № 13 Презентация 2).



Список литературы:

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы.

Верзилин Н. Растения в жизни человека. – Л.: Государственное Издательство Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР, 1952. – 164 с.

Энциклопедия для детей. Т.2. Биология/Глав. ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 2002. – 704 с.

Энциклопедического словаря юного натуралиста. Сост. - А.Г. Рогожкин, М., Педагогика, 1981 г.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории биология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ