Программа электовного курса по биологии для 10 класса «Общая цитология (биология клетки)»
Муниципальное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 70
Программа элективного курса по биологии - 10 класс.
«Общая цитология (биология клетки)»
Составила Ланчкина Нина Федоровна
учитель биологии МБУ СОШ №70,
г.оТольятти, Самарской обл.
2014
Программа элективного курса по биологии - 10 класс.
Тема: Общая цитология (биология клетки) – 17 часов.
Пояснительная записка.
Предлагаемый курс предназначен для учащихся профильных классов (10-11класс) средних школ медико-биологического направления.
Основной цель курса является создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса и применения новых педагогических технологий.
Задачи курса: формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний в биологии, в помощь учащимся в подготовке к поступлению в вузы, удовлетворение интересов увлекающихся цитологией и гистологией.
Основная концепция курса заключается в:
- комплексном подходе при изучении живых организмов на разных уровнях их организации ( от молекулярно – клеточного до системно – органного). Важно показать, что ткани и органы всего живого построены на единой клеточной основе, имеющей общие, фундаментальные признаки и особенности;
- сравнительно-эволюционной направленности курса. При рассматривании вопросов строения клетки, тканей и органов многоклеточных животных основное внимание уделяется формированию у учащихся эволюционного мышления при изучении живой природы во всех её проявлениях;
- использование самых современных молекулярно –биологических данных о строении и функционировании клеточных и тканевых систем животных. Это подразумевает хорошее владение ученикам основами общей биологии , генетики , теории эволюции, других биологических наук а также физики и химии;
- историко - патриотическом акценте при изучении биологии. Необходимо не только подчёркивать интернациональный характер науки( особенно на современном этапе её развития), но и пропагандировать достижения отечественных биологов, многие из которых внесли исключительный вклад в развитие биологии. Необходимо напомнить ученикам о тех биологах, которые отстаивали свои идеи в трудный период отечественной истории в 30-50 годы прошлого века. Многие из них поплатились жизнью за свои взгляды. Несомненны достижения и современных отечественных биологов в изучении клетки, тканей животных и растений;
- экологической направленности курса. Важно сформировать твёрдое убеждение у ребят, что неблагоприятные факторы (как внешней так и внутренней природы), включая вредные привычки (наркотики, алкоголь, табак, стрессы, нарушенный психоэмоциональный фон) серьёзно сказываются на состоянии организма, затрагивая самые глубинные – молекулярно - генетические – основы деятельности клеток - и что с подобного рода нарушениями бороться чрезвычайно трудно и порой невозможно;
- большом объёме практических и семинарских занятий. Эта часть курса предполагает широкое использование иллюстративного материала (схемы, электронные фотографии) непосредственно на занятиях (особенно при изучении структуры клетки), а также изучении микроскопических препаратов тканей. Необходимо широко использовать возможности компьютерных классов, на занятиях работать с многочисленными сайтами по биологии клетки, анатомии и физиологии.
Контроль знаний не считается главным в работе на занятиях. Главная мотивация работы – это познавательный интерес. Знания проверяются с помощью тестовых контрольных работ, в том числе и компьютера. При изучении отдельных тем учащиеся составляют обобщающие схемы, таблицы, Итогами лабораторных работ являются отчёты с выводами, рисунками. На этапе исследовательской работы оценивается уровень теоретической и практической подготовке к исследованию, способность правильно оформить и эффективно представить её результаты.
В качестве основного образовательного результата выступает сформированная система базовых ценностей:
- жизнь, здоровье, человек, знание, труд, терпение, успех;
- умение оперировать знаниями;
- эмоциональное отношение к окружающему миру, восприятие и отношение к нему как значимому условию своего собственного благополучия и успеха.
Основной акцент направлен на активную работу учеников в классе в форме диалога учитель-ученик, активного обсуждения материала ученик – ученик, ученик – учитель.
Учащиеся должны знать:
-принципиальное устройство светового и электронного микроскопа;
- положения клеточной теории;
- особенности прокариотической и эукариотической клетки;
- сходство и различие животной и растительной клетки;
- основные компоненты и органоиды клеток: мембрану и надмембранный комплекс, цитоплазму и органоиды, митохондрии, хлоропласты и рибосомы;
- основные этапы синтеза белка в эукариотической клетки – транскрипцию и трансляцию;
- особенности ядерного аппарата и репродукцию клеток;
- строение вирусов и их типы, жизненный цикл вирусов, современное состояние проблемы борьбы с вирусными инфекциями;
- реакцию клеток на воздействие вредных факторов среды;
- иметь представление о молекулярно-биологических основах ряда важнейших процессов в клетках и тканях нашего организма.
Учащиеся должны уметь:
- работать со световым микроскопом и микроскопическими препаратами;
- «читать» электронно-микроскопические фотографии и схемы клетки и её органоидов;
- изготавливать простейшие препараты для микроскопического исследования;
- выявлять причинно-следственные связи между биологическими процессами, происходящими на разных уровнях организации живых организмов (от молекулярно-биологического до организменного);
- иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур;
- работать с современной биологической и медицинской литературой и Интернетом;
-составлять краткие рефераты и доклады по интересующим темам, представлять их на школьных конференциях и олимпиадах;
- применять знания физических и химических законов для объяснения биологических процессов;
- использовать знания о клетке и тканях для ведения здорового образа жизни.
Межпредметные связи.
Неорганическая химия. Строение вещества. Окислительно-востановительные реакции.
Органическая химия. Принцип организации органических веществ.
Углеводы,жиры, белки, нуклеиновые кислоты.
Физика. Свойства жидкостей, тепловые явления. Законы термодинамики.
Учебно-тематическое планирование
Тема
Всего часов
Ауди
торных
Внеау
диторн.
Практи
Ческая
Деятел.
Форма
контроля
Введение в биологию клетки
1 час
Лаб.раб.
1час
Отчёт с выводами
Общий план строения клеток живых организмов
2часа
1 час
Лаб.р.
1 час
Тест.
Таблица.
Основные компоненты и органоиды клеток.
2 часа
1 час
Компь
ютерный
1час
Лаб.р.
Схема
Отчёт с выводами
Метаболизм – преобразование веществ и энергии
4 часа
3 часа
1час
Лаб.р.
Семинар.
Тест.
Ядерный аппарат и репродукция клеток
4 часа
3 часа
1час
Лаб.р.
Зачёт.
Отчёт с рисунками.
Вирусы как неклеточные формы жизни
2 часа
1час
1час
Интерак
тивное
занятие
Рефераты
Эволюция клетки
2 часа
1час
Обобща
ющий
семинар
Тест
Рекомендуемая литература.
Вельш У., Шторх В Введение в цитологию и гистологию животных.Пер.с.нем.0М.:Мир,1992.
Грин Н.,СтаутУ.,Биология: В3т/ пер с анг.;под редакцией Р.Сопера.0 М.: Мир,1990.
Дюв К.де. Путешествие в мир живой клетки /пер с анг.;предисл.Ю.А.Овчинникова,-М.: Мир, 1987
ЖдановаВ.М. ГайдамовичС.Я. Общая и частная вирусология.-М.: Медицина 1982
Заварзин А.А.Основы частной цитологии и сравнительной гистологии многоклеточных животных.-Л.: Наука,1976
ЗаварзинА.А. Харазова А.Д. Биология клетки.Учебник.- СПб.;Изд СпбГУ,1992
Цитология. Биология размножения: Методические указания. Под редакцией Г.В.Хомулло.-Тверь.Тверская государственная медицинская академия. Кафедра медицинской биологии и генетики, 1999

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ