Технология уровневой дифференциации на уроках биологии в 6-8 классах

« Технология уровневой дифференциации на уроках биологии в 6-8 классах»

Данная технология - непреложный элемент каждого урока, т. к в каждом классе состав детей неоднороден. Методы и приёмы, максимально активизирующие мыслительную деятельность,применяемые в работе с одаренными детьми, таковы :

а) каждому уроку в каждом классе соответствует комплект проблемных вопросов, задач;

б) вместо «примитивных» синквейнов и кластеров в качестве обобщения предлагаю зарифмовать знания, рифма дисциплинирует мысли , делает их емкими и значительными.

Пример: «Сердце»

Оно произошло от слова «середина»,

Оно от нас совсем неотделимо.

Оно качает по сосудам кровь –

Все наши органы обогащает вновь.

Оно работает по циклам строго,

При этом открывает клапаны немного…

И кровь идёт в одном лишь направлении ,

Благодаря чему жизнь длится больше , чем мгновенье.

Ученица. 8а класса Манаенкова Виктория

13.12.13

в) знатокам биологии предлагаю разработку актуальных тем : «Резус-конфликт»; «Клонирование. За и против»; « Коллекция гипотез гибели динозавров» и т. д .

г) только знающий ученик может и должен воспроизвести в тонкостях систему кровообращения человека с подвздошными и воротными венами;

д) оцениваю не только качество ответов, но и самый умный, оригинальный вопрос, нужно крепко задуматься прежде, чем озадачить учителя или одноклассников;

е) вопросы олимпиадного уровня(подумай , сравни, сделай вывод, догадайся) доставляют удовольствие тем , кто любит и умеют думать;

ж) цитирую, часто упоминаю на уроках книги академического уровня и художественные произведения Дж. Даррелла, Дж. Хэрриота, К. Лоренца, Иг. Акимушкина, Д.Эттенборо, Э. Сетон-Томпсона;

з) в каждой самостоятельной работе 5-й или 6-й вопросы всегда для одарённых, результат - за последние 4 учебных года 9 учащихся стали победителями и призёрами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии.

Главный контингент на уроке - «среднячки» или «хорошисты» : Их, в первую очередь, необходимо «вытаскивать из трясины» равнодушного получения отметок:

а) именно для них, чьи знания приличного уровня , предлагаю провокационные тексты, лучше стихотворные(радостно ищут и находят неточности, ошибки):

Пример : 1) А. Фет

Ты прав, одним воздушным очертаниям я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем лишь 2 крыла

Не спрашивай ; откуда появилась, куда спешу

Здесь на цветок я легкий опустилась и вот дышу…

2) В чистом поле ни кусточка,

Только белый гриб родился, две зимы рос и два лета.

Начал спорами кидаться.

Споры эти полетели, встретились с водорослями,

С ними выросли в лишайник,

Что забрался на берёзу, прокусил кору коварно и сосал берёзы соки.

Тихо плакала берёза, сок солёный источая, на опята, что под нею притулилися на травке,

И на плаун, зацветавший скромным цветом у берёзы.

Вдруг вдали заржали кони.



б) зачеты провожу в игровой форме, играем: Ты «трутовик», ты «ромашка», ты «хламидомонада» , ты «пеницилл» , ты « сфагнум» ; проговариваю тезы , каждый должен узнать свою и доказать , что этот признак принадлежит ему;

в) если монологическая речь (для интровертов ) – проблема, провожу компьютерное тестирование , использую индивидуальные карточки, предлагаю кратко подвести итог темы или раздела;

г) в каждой работе 1-4 вопросы рассчитаны на стабильное знание;

ж) если в конце урока образуется резерв времени (2-3 минуты), предлагаю задать вопрос о жизни даже не по изучаемой теме.

3. И, наконец, то, что предлагаю проблемным ученикам:

а) я очень внимательна к их попыткам поделиться выученным, чаще всего спрашиваю , если поднимают руку;

б) если ситуация совсем тяжёлая, заранее тихонько предупрежу, о чём хочу его послушать, могу передать предупреждение через родителей; когда на следующий день, как бы невзначай, наряду со всеми, вызываю его: он гордо , не вжимая голову в плечи, идет к доске , говорит со знанием дела , вызывая приятное удивление одноклассников;

в) если хорошо рисует , даю самостоятельную лабораторную работу: « Загляни в глаза комару», «Пожми лапку пчеле». Так нарисует, что и сам навсегда запомнит;

г) ещё один вариант: вызываю и этот ученик выбирает сам вопросы , которые задают ему по очереди одноклассники, те пытаются задать вопросы по силам; расстраиваются, если не получается, задают наводящие вопросы, ребенок чувствует , что о нем заботятся , за него переживают - это важно;

д) ещё таких детей можно определить в пары или группы с отличниками для выполнения мини-проекта: «Безопасные правила пользования мобильным телефоном», « Первая помощь при остановке дыхания» , « Памятка донора» и т.д.

е) такие дети чаще плохо формулируют, поэтому ничего страшного , если ответ будет с опорой на содержание параграфа ( на текст) .

Итог:

Дифференциация обеспечивает определённый уровень знаний и навыков (от репродуктивного до творческого). Эта технология реализует желание сильных учащихся глубже осваивать материал на уровне осознанного применения знания и одновременно слабые ученики избавлены от комплекса неуспевающего.

Учитель биологии МАОУ « Демиховский лицей»

Трещалина Маргарита Анатольевна







Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории биология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ