Урок биологии в 5 классе «Организменная среда обитания»



Ходченкова Галина Михайловна

учитель биологии

МОУ «Жарковская СОШ №1"

Тверская область

Урок биологии в 5 классе

«Организменная среда обитания»


Цель урока: обобщить и углубить знания о средах обитания живых организмов; сформировать представление об организменной среде обитания, её условиях.


Задачи урока:

Образовательные:

  • углубить и расширить знания о средах обитания живых организмов;

  • раскрыть особенности организменной среды обитания и черты приспособленности организмов к условиям обитания в других организмах.

Развивающие:

  • развивать самостоятельную деятельность;

  • умения быстро ориентироваться в потоке информации: находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию;

  • научить выявлять и обосновывать черты приспособленности организмов к условиям обитания в других организмах.

Воспитательные:

  • формирование умения работать в коллективе;

  • уважительно относиться к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её.


Планируемые образовательные результаты:

  • личностные: объяснять характерные признаки организменной среды;

  • метапредметные: уметь работать с различными источниками информации; умение выделять главное в тексте;

  • предметные: приводить примеры обитателей организменной среды, объяснять особенности условий существования организмов в данной среде.

Оборудование: компьютер, проектор, учебная презентация, тетрадь-тренажер №1


Ход урока:

1. Организация класса


Приветствие учителя и учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.


2. Активация знаний, беседа с использованием слайдов 2-7


- Ребята, назовите известные вам среды обитания (слайд 3)

- Посмотрите на слайд и определите, какие среды обитания занимают эти животные?

(слайд 4). Охарактеризуйте каждую из сред (слайд 4-7)



  1. Работа над новым материалом


    1. Актуализация, мотивация (на формулировку темы и задачи урока)


- Как вы думаете, какую среду обитания занимают блохи, вши, глисты? (слайд 8)

- Что вам известно об этой среде обитания? Что хотели бы узнать? Давайте сформулируем вопросы, на которые мы должны найти ответ. (Вопросы фиксируются на доске).

    1. Основные особенности среды.

    2. Обитатели.

    3. Приспособленность организмов в данной среде.


- Ребята, сформулируйте тему и задачи урока (запись темы урока в тетрадях) (слайд 9)


Организменная среда обитания – среда, образуемая самими живыми организмами, в которых обитают другие организмы. Средой жизни является тело живого организма (слайд 10)

- Каковы же особенности данной среды обитания? (слайд 11)


- Где и как узнать! (слайд12)


3.2. Самостоятельная работа учащихся (с последующей проверкой) (слайд 13)


1. учебник – с.28

2. таблица «Характеристика организменной среды обитания» (приложение1)


- Какие особенности организменной среды обитания, на ваш взгляд, имеют первостепенное значение?


4. Самостоятельная работа учащихся в парах (с последующей проверкой).

(Обитатели организменной среды, их приспособленность к паразитизму)


- Рассмотрим следующие пункты плана: обитатели организменной среды и их

приспособления к жизни в данной среде (слайд14-15)


- Для того, чтобы подробнее познакомиться с обитателями организменной среды и их

приспособлениями к жизни в данной среде, предлагаю вам поработать в парах по рядам.


1 и 3 ряд - организмы-паразиты животные

2 ряд - организмы-паразиты растения


- Для работы используйте учебник - стр.28-29, информационные листы, в которых даётся дополнительный материал и указана форма отчёта (приложение 2-3)

В тетради записываете краткие выводы.


5. Этап первичного закрепления новых знаний (проверка усвоенных знаний, обсуждение выполненного задания).


Выступление представителей от каждой группы сопровождается показом слайдов16-33,

дополняется учителем


6. Применения новых знаний (слайд34)


6.1. Заполнение таблицы «Характеристика сред жизни»


Среда жизни

Характеристика условий обитания

Примеры приспособленности организмов к обитанию в данной среде






(с последующей проверкой)

1. учебник – с.28-29

2. тетрадь-тренажёр №1 ,с.33


6.2. Подведения итогов работы (проведение самооценки)


- Поставьте себе оценку за проделанную работу.


Критерии:

Если при выполнении работы нет ошибок, урок усвоил «отлично»

Допущены незначительные ошибки, урок усвоил «хорошо»

Допущены ошибки, урок усвоил «удовлетворительно», надо доработать


7. Информации о домашнем задании, выставление оценок (слайд35)


§ 9, с.28-29; повторить § 7-8

Творческое задание (по выбору)

  • Составить 1-2 задачи на определение среды обитания, где будут указаны особенности жизни и поведения животных, строения их тела.

  • Приготовить презентацию «Организмы, использующие другие в качестве жилья или убежища»


8. Рефлексия


  • Что нового вы для себя открыли?

  • Что больше всего вам понравилось на уроке?

  • Вы удовлетворены полученными знаниями?


Спасибо за внимание! (слайд36)




Список литературы


1. Сухорукова Л. Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. Биология. Живой организм.

5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение,

2012.-128-29с

2. Сухорукова Л. Н., Кучменко В.С., Дмитриева Е.А. Биология. Живой организм.

Тетрадь-тренажёр. Часть 1.- М.: Просвещение, 2012.-33с.

3. Сухорукова Л. Н., Кучменко В.С., Дмитриева Е.А. Биология. Живой организм.

Поурочные методические рекомендации. М.: Просвещение, 2012.-39с.


Интернет-ресурсы


1.глисты http://worm-s.ru/pics1.htm

2. блоха http://slovarionline.ru/biologicheskiy_entsiklopedicheskiy_slovar/page/blohi.808

3. вши http://www.shutterstock.com/s/%D0%B3%D0%BD%D0%B8%D0%B4%D0%B0/search.html

4. среды жизни http://mirbiologii.ru/prezentaciya-na-temu-usloviya-zhizni-organizmov.html

5. паразитические ленточные черви: свиной цепень http://900igr.net/kartinki/biologija/Parazity-rastenij/040-Paraziticheskie-lentochnye-chervi.html

6. бычий цепень http://900igr.net/kartinki/biologija/Parazity-rastenij/042-Paraziticheskie-lentochnye-chervi.html

7. повилика http://medgrasses.ru/povilika.html

8. заразиха http://regionagrohim.ru/zarazixa-podsolnechnika


9. раффлезия http://nevsedoma.com.ua/index.php?newsid=111975,

http://www.liveinternet.ru/users/kumushki/post187126066/,

http://blogs.privet.ru/community/cats_flowers?year=2011&month=4&day=26

10.аскарида http://decemtop.ru/jivotnie/top-10-samie-otvratitelnie-paraziti-cheloveka.html

11.острицы http://www.tiensmed.ru/news/142

12.одежда в лес http://www.reitings.ru/articles/detail.aspx?id=211, http://mrsom.my1.ru/news/2013-06-23






























Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории биология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ