Урок биологии в 7 классе по теме: «Понятие о природном сообществе, как биологической системе и экосистеме»
Урок биологии
в 7 классе
по теме: Понятие о природном сообществе, как биологической системе и экосистеме.
Артыкпаева Рауза Серикбаевна
Учитель высшей категории
Многопрофильной гимназии №5 «Тандау»
г. Кокшетау
02000 г. Кокшетау
Капцевича 141, тел: 25-57-14, 87775176053,
t-mail
Тема: Понятие о природном сообществе как биологической системе и экосистеме.(Он-лайн урок)
Цель: Углубить знания о природном сообществе, его основных компонентах. Конкретизировать знания о взаимоотношениях компонентов экосистемы на примере пищевых связей. Затронуть экологические и нравственные проблемы охраны окружающей среды. Показать, что защита природы, природных сообществ – это дело каждого.
Задачи:
Образовательные – сформировать понятие «природное сообщество»раскрыть особенности взаимоотношений организмов. Составляющих природное сообщество. Формировать умение составлять пищевые связи, пользуясь материалами учебника, таблицами. Личными знаниями.
Развивающие: - формировать умение сравнивать, описывать, давать характеристику. Развивать умение работать с учебником, обобщать полученные знания, делать самостоятельные выводы.
Воспитательные: - воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края. Формировать навыки коммуникативного общения.
Методы и методические приёмы:
Рассказ, беседа, работа с учебником, частично поисковый метод, объяснительно – иллюстративный метод, игра, репродуктивный метод.
Ход урока
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Вас приветствует МГ№5 «Тандау», учащиеся 6 а класса – экспериментально идущих по 12 – летнему обучению и я, Артыкпаева Р.С. – учитель биологии.
Тема нашего урока «Понятия о природном сообществе, как биологической системе и экосистеме» Итак, ребята, мы знаем, что в природе растения не живут поодиночке, т.е. обособленно или изолировано от других, а живут совместно с другими растениями.
Как вы думаете, взаимодействуют ли между собой растения, обитающие совместно?
Но, если они взаимодействуют между собой, то могут ли они оказывать влияние друг на друга. Если да, то, какое?
Исходя из этого, какой можно сделать вывод?
Вывод: растения, произрастающие на одной территории, взаимодействуют между собой и оказывают влияние друг на друга и на среду обитания →
Такие группы растений называются растительными сообществами или фитоценозом → (слайд№1)
Записать в тетрадь определение.
Давайте попробуем вспомнить ещё примеры растительных сообществ – лес, болото, степь, кустарник (слайд№2)
Кроме основных видов растительности - эдификаторов ещё и сопутствующие растения в каждом растительном обществе, чтобы лучше запомнить эти растения, мы сейчас с вами поработаем над таблицей № 1 – растительные сообщества. Пользуясь личными знаниями дополнительным материалом, который у вас на столах, заполняем таблицу (3 - 5 мин)
Проверяем таблицу (слайд№3)
Продолжаем работу. Кроме растений, обитающих на конкретной территории, там же обитают ещё и организмы, грибы, животные. Вопрос: как вы думаете, связаны ли животные и растения между собой, встречаясь в одном сообществе. (пища, защита, маскировка и т.д.)
Т.о. мы подошли к следующему понятию – биоценозу. (слайд№4)
Записываем определение в тетрадь. →
Пример: казахстанская степь: растение – эдификатор – ковыль, сопутствующие растения, животные, неживая природа – почва, влага, атмосфера – всё это образует экосистему или биогеоциноз. (слайд№5)
Запись в тетрадь.
Продолжим дальше. Может ли человек оказывать влияние на экосистемы? В своей хозяйственной деятельности человек сильно изменяет внешний вид растительности. Уничтожает одни растительные сообщества, создаёт другие. Пример: уничтожает степь, создаёт сеяные луга, уничтожает леса и создаёт парки, скверы. Т.о. экосистемы могут быть как естественные так и искусственные, созданные человеком.
Работа по таблице №2 – экосистемы. Работаем 2 минуты, заполняем, проверяем. → (слайд№6)
Ребята, вы хорошо поработали и теперь давайте закрепим ту информацию, которую вы сегодня получили. Вы получите большие картинки с изображением экосистем и маленькие с изображением различных растений. Это своего рода биологическое лото. Ваша задача – разложить маленькие карточки на большие исходя из того, в каком растительном сообществе какие растения произрастают. → (биолото). Работа и проверка Молодцы. Видно, что вы поняли материал, хорошо закрепили информацию, которую получили сегодня. А теперь возвращаемся к экосистеме.
Как вы думаете, на основе чего возникает связь между компонентами в экосистеме7 (Ответ: эта связь возникает на основе пищевых связей и способов получения энергии)
Запишите ответ в тетрадь – цепь питания → (слайд№7)
Что из себя представляют цепи питания? Вот сегодня мы и рассмотрим составные части цепей питания. → (слайд№8)
Продуценты – растения, они составляют основу любой экосистемы, являются источником органических веществ из неорганических веществ окружающей среды. Органические вещества являются земной энергией. → (слайд№8)
Консументы – животные – плотоядные, растительноядные потребители органических веществ. → (слайд№9)
Редуценты – разрушители органического вещества – микроорганизмы. Они перерабатывают остатки органических веществ – трупы животных, опавшие листья, погибшие деревья. → (слайд№10)
Работа по схеме. Расскажите, какая связь между составляющими пищевой цепи? → (слайд№11)
Какой можно сделать вывод о составляющих пищевой цепи? (круговорот) → (слайд)
Что нового изучили сегодня?
Выводы по уроку.
Рефлексия.
Приложения к уроку
Таблица№1
-
Название растительного сообщества
Виды - эдификаторы
Сопутствующие виды растений
Сосновый лес
Сосна обыкновенная
Черника, брусника, толокнянка, вереск, и другие
Берёзовый лес
Берёза
жимолость, ландыш майский, крушина ломкая, медуница и др
Луг
Злаки и бобовые, костёр, пырей, тимофеевка, клевер
Клевер, люцерна , чина луговая, донники, горец змеиный, василёк. тысячелистник
Болото
Осока, рогоз, тростник, таволга
Сабельник болотный, гравилат,
Таблица№2
-
Название растительного сообщества
Виды - эдификаторы
Сопутствующие виды растений
Сосновый лес
Берёзовый лес
Луг
Болото
Таблица№3
-
Экосистемы
Природные
(естественные)
Искусственные
(созданные человеком)
Наземные
Водные
Наземные
Водные
Лесные, болотные, луговые, степные, пустынные и т.д.
Речные, озёрные морские, океанические
Агрофитоценозы (поля, сеяные луга, сады, огороды и т д), также парки и скверы.
Аквапарки
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ