Урок для 6 класса по теме: "Голосеменные"

Урок биологии в 6-м классе

Тема урока: "Голосеменные"

Цели:

1) образовательная: сформировать у учащихся представление о систематике голосеменных растений, дать сравнительную характеристику некоторым растениям класса Хвойные, изучить особенности строения и жизнедеятельности голосеменных (хвойных) растений, дать понятие размножения, как основного свойства живых организмов.

    2)  Развивающая: развивать умения анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать, делать выводы; продолжить развитие умения самостоятельно работать с литературой, выделять и записывать главное.

    3)  Воспитательная: формировать чуткое отношение к природе, умение видеть      прекрасное в окружающем нас мире, прививать навыки коммуникативного общения, совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием и живыми объектами.


Оборудование:

- таблицы, побеги и шишки сосны, ели, карточки для индивидуальных заданий, экран, мультимедийный проектор.


План урока:

  1. Общая характеристика голосеменных.

  2. Сосна и ель- представители хвойных голосеменных.

  3. Лабораторная работа № 6. Строение хвои и шишек хвойных.

  4. Многообразие голосеменных.

  5. Значение голосеменных.



Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся.

На прошлом уроке мы изучали высшие споровые растения: папоротники, хвощи, плауны. Давайте повторим изученное.


1. Наука, изучающая мхи называется:

а) Анатомией; б) Бриологией; в) Микологией; г) Гистологией


2. Функцию корней у мхов выполняют:

а) Побеги; б) Листья; в) Мертвые клетки; г) Ризоиды


3. К зеленому мху относится:

а) Ламинария; б) Кукушкин лен; в) Сфагнум; г) Спирогира


4. Кукушкин лен:

а) Однодомное растение; б) Двудомное растение; в) Однолетнее растение; г) Двулетнее растение


5. Бесполое размножение мхов происходит при помощи:

а) Семян; б) Спор; в) Ризоидов; г) Цветков


6. Водоносные клетки в листьях имеет:

а) Кукушкин лен; б) Маршанция; в) Светящийся мох; г) Сфагнум; д) Рогатый печеночник



7. При отмирании сфагнума образуется полезное ископаемое:

а) Каменный уголь; б) Нефть; в) Торф; г) Известняк


8. Растет в сосновых лесах, расстилаясь по земле:

а) Сфагнум; б) Кукушкин лен; в) Плаун; г) Хвощ


9. Летние побеги хвоща отличаются от весенних:

а) Зеленым цветом; б) Чешуйчатыми листьями; в) Спороносными колосками;


10. В местах разрастания хвощей почва нуждается:

а) В поливе; б) Известковании; в) Рыхлении; г) Окислении


11. К папоротникам относится:

а) Сфагнум; б) Хвощ полевой; в) Щитовник; г) Плаун булавовидный


12. У папоротника в земле развиваются:

а) Побеги; б) Усы; в) Корневища; г) Клубни


13. Споры папоротника развиваются:

а) На стеблях; б) На корневищах; в) На верхней стороне листьев; г) На нижней стороне листьев


14. Из споры папоротника развивается:

а) Почка; б) Семя; в) Побег; г) Колосок; д) Заросток


15. Гаметы папоротника образуются:

а) На стебле; б) На корневищах; в) На верхней стороне заростка; г) На нижней стороне заростка


16. Заросток папоротника представляет собой:

а) Удлиненный побег; б) Зеленую пластинку; в) Перистый лист; г) Укороченный побег


17. Заросток прикрепляется к земле при помощи:

а) Корней; б) Корневищ; в) Ризоидов г) Придаточных корней


18. Из древовидных древних папоротников образовался:

а) Торф; б) Каменный уголь; в) Известняк; г) Мрамор



III. Изучение нового материала.


Сегодня мы приступаем к изучению новой группы растений. Их называют голосеменные. Мы должны познакомиться с характерными особенностями голосеменных, рассмотреть типичных представителей этой группы растений, видовое разнообразие, значение голосеменных.

 Голосеменные- это наземные растения, большинство из них вечнозеленые, но бывают и листопадные. Встречаются огромные, свыше 100 м деревья, кустарники, но травянистых растений среди голосеменных нет.

У голосеменных хорошо выражены органы:

- корень,

- лист,

- стебель.

Для размножения им служат не споры, а семена.

Семя содержит запас питательных веществ для зародыша, поэтому голосеменные имеют преимущества перед споровыми растениями. Расцвет голосеменных наблюдался 150 млн. лет назад. Из современных голосеменных наиболее известны хвойные:

- сосна,

- ель,

- лиственница,

- пихта,

-можжевельник.

 Сосна занимает 25% от общей площади растительности. Сосны- могучие исполины с отливающими медью стволами, кудрявой кроной. Их высота может достигать 30- 40 м. Сосна- светолюбивое дерево. Ветви у старых сосен начинаются на высоте 10 м от земли. На открытом месте сосна толще и ниже, дерево ветвистое, коренастое. По отношению к почве сосны неприхотливы, растут на песках, скалах, болотах, корневая система глубоко проникает в почву. Игловидные листья сосны- хвоинки, 3-4 см длиной, расположены по 2, держатся на растении 2-3 года, покрыты толстой кожицей, чтобы уменьшить испарение влаги. Весной образуются шишки 2 типов. Мужские собраны у основания побегов, а женские- на вершинах веток. Женские растут, древеснеют, через 2 года их них высыпаются семена. Сосны живут до 400 лет.

В ходе объяснения демонстрируются слайды

Елью заняты меньшие площади. Это теневыносливое дерево, нижние ветви сохраняются. Корневая система поверхностная, растет на богатых глинистых почвах, там, где близко залегают грунтовые воды. Хвоинки сидят поодиночке, 5-7 лет держатся на ветвях. Так же на побегах расположены мужские и женские шишки.

В ходе объяснения демонстрируются слайды

 А теперь вам предстоит выполнить лабораторную работу.

Строение хвои и шишек хвойных.

Учащиеся получают побеги, шишки сосны и ели.

Выполняем лабораторную работу в соответствии с инструктивной карточкой.

Лабораторная работа.
«Строение хвои и шишек хвойных».

Оборудование: побеги и шишки сосны, ели.

Ход работы

  1. Рассмотри хвою сосны, ели, укажи ее длину, окраску, расположение на стебле. Данные занеси в таблицу.

  2. Рассмотри форму, размеры, окраску шишек сосны, ели. Данные занеси в таблицу.


 

Хвоя

Шишка

Растения

Длина

Окраска

Расположение на ветке

Размер

Форма чешуй

Сосна

 

 

 

 

 

Ель

 

 

 

 

 


  1. Сделай вывод, закончив предложение.

Сосну и ель относят к голосеменным потому, что…


По окончании работы учащимся предлагается ответить на вопросы:

  • Чем отличается хвоя сосны от хвои ели? Как располагаются хвоинки на побегах?

  • Как вы думаете, мы рассматривали мужские или женские шишки?

  • Какой вывод вы сделали?

А теперь познакомимся с многообразием голосеменных и заглянем за страницы школьного учебника.


Учащиеся делают заранее подготовленные сообщения, сопровождающиеся демонстрацией презентации


Пихта

Пихта. – сибирская пихта растет на огромной территории, часто вместе с елью, сосной или лиственницей. У нее самая богатая, можно сказать “царская” шуба, контур ее отличается стройностью даже среди хвойных. Ствол пихты одет тонкой, гладкой, серой корой. Она не может защищать дерево от огня и в пожары пихта сильно выгорает. На ветках хвоинки сидят в два ряда, хвоинки узкие, плоские, мягкие на ощупь. Живут хвоинки 8 –10 лет, где холоднее их жизнь дольше. Древесина пихты мягкая и легкая используется для изготовления бумаги и музыкальных инструментов.

Ценится и пихтовая лапка – одетые хвоей концы молодых побегов. Из лапки гонят эфирное масло для производства лекарственного препарата камфары и всевозможных кремов, зубной пасты и др. Пихтовая смола преломляет лучи света, это её свойство нашло применение для склеивания оптических стёкол в микроскопах, биноклях. Семена пихты очень пахучи, часто покрывают сплошь землю. После прорастания пихта растет очень медленно, высота ее достигает до 30 метров, живет она до 300 лет. Лёгкая и мягкая древесина служит сырьём для изготовления бумаги, представляет собой неплохой строительный материал.

Кедр

В тайге нет дерева более красивого, чем кедр. Среди сибиряков бытует пословица: “В ельнике – трудиться, в березняке – веселиться, в кедраче – богу молиться”. Но одними молитвами сыт не будешь. Люди знали, что в шкафу из кедра не заводится моль, в посуде из этого дерева долго не скисает молоко, Кедровая смола лечит гнойные раны и ожоги, хвоя цингу и ревматизм, орех содержит много полезных веществ необходимых для роста человеческого организма. Были случаи, когда геологи, оленеводы - оставшись без продовольствия, питались только кедровыми орехами. Кедровый орех это основной корм для соболя, белки, медведя, глухаря и других обитателей тайги. Семена кедра – питательное лакомство не только для людей, но и для животных (птиц, бурундуков, белок, соболей, медведей). “Где нет кедра, - говорят охотники, - там нет и соболя”. Кедровые орешки не только вкусны, но и полезны: их ядра содержат 28% масла, а также белки, крахмал, витамины и микроэлементы. Площадь кедровников в Тыва составляет около 3,5 миллиона гектаров. Плодоносит кедр с 50 – 70 лет до 300. Растет очень медленно. Хвоя кедра используется для получения витаминов, для приготовления лечебных экстрактов. Семена тёмно-бурые граненые, орешки до 1 см в диаметре.

В Сибири это дерево называют не только кормильцем, но и врачевателем. В кедровых лесах воздух практически стерилен – эфирные масла, содержащиеся в хвое, уничтожают микробов.

 Птицы размножили деревья. На Алтае, где лесной пожар уничтожил растительность, вновь появились кедры, хотя люди их тут не сажали. Выросли они благодаря кедровкам. Эти небольшие птички, которые едят кедровые орехи, расселили их. Они расклевывали шишки, выбирали кедровые орехи, набивали ими подъязычные мешки и, разлетались и прятали свои запасы в норки, под опавшую листву. Орехи очутились в благоприятных условиях, проросли и появились молодые кедры.



Лиственница

Дерево “спорит” со сталью. Когда речь заходит о лиственнице, специалисты вспоминают Венецию. Дворцы и дома древнего города Италии покоятся на 400 тысячах лиственничных свай. Забитые еще в пятом веке, они по - прежнему прочны, как камень. Лиственница не гниет, а вода повышает ее прочность.

Чудо-дерево. Могучая и гордая лиственница имеет твердую и плотную древесину, которая сохраняется веками. Из нее люди бронзового века делали саркофаги. В Забайкалье нашли гроб из лиственницы, пролежавший в земле 3 тысячи лет! Строители одного из сибирских городов, роя котлован, обнаружили прекрасно сохранившиеся трубы старинного водопровода. Они были сделаны из лиственницы. Бревна ее крепки, что их трудно разрубить топором.

Лиственница – гордость русских лесов. В 1960 году в США в городе Сиатле проходил Всемирный конгресс лесоводов и делегаты решили заложить парк “Дружбы народов”, каждая делегация должна была посадить “Национальное дерево своей родины”…

Нелегко было определить, национальное дерево нашей родины, советские делегаты посоветовались и решили отдать предпочтение лиственнице, потому что она занимает наибольшую площадь зеленого океана нашей родины. 

В России давно знали о высоком качестве древесины лиственницы. Петр I, закладывавший основы русского флота, прочил лиственнице роль главного строительного материала для больших и малых судов. История лесного дела засвидетельствовала это появлением на Карельском перешейке в 50 км от Ленинграда знаменитой Линдуловской лиственничной рощи, заложенной в 1738 году на площади 1,76 гектара как одно из начинаний по выращиванию корабельного леса вблизи места его потребления. Руководил посадками немецкий лесничий Фокель, специально приглашенный для этого Петром I из Германии. Теперь прославленная роща считается жемчужиной северного лесоводства, сюда организуются многочисленные экскурсии.


Можжевельник

Можжевельник – кустарник, который встречается в хвойных и смешанных лесах. Чаще среди елей. Поэтому его назвали “меж ельник”, а потом появилось новое название можжевельник. На кустиках можно увидеть темно синие шишко –ягоды. Их очень любят птицы, они выручают их в снежные зимы. Можжевельник – это лекарственное растение, поэтому их становится все меньше, так как люди их заготавливают, как лекарственное сырье. Оно занесено в Красную книгу. Мы не должны допустить, чтобы оно исчезло. Вид можжевельник обыкновенный имеет тонкий ствол, конусообразную вечнозелёную крону. У можжевельника хвоинки расположены редко, но по три. На его ветвях не шишки, а висячие на короткой ножке ягоды – видоизменённые шишки. Они имеют сладковато-пряный вкус. Ягоды можжевельника используют в кулинарии и медицине. Хвоя и шишки можжевельника обладают дезинфицирующим, противомикробным действием. Из древесины можжевельника люди изготавливают искусственный мрамор, который невозможно отличить от настоящего. Применяется можжевельник и для изготовления различных сувениров, посуды и лекарств. В можжевеловом лесу за сутки растения выделяют до 30 кг фитонцидов. Воздух в хвойных лесах практически стерилен.


 Значение голосеменных.

- Создают органические вещества при фотосинтезе, выделяют кислород.

- Древесину используют в строительстве и как поделочный материал.

- Из древесины ели изготавливают бумагу, из древесины сосны- искусственные волокна.

- Семена кедровой сосны используют в пищу.

- Используют смолу хвойных- живицу, получая скипидар, канифоль.


IV. Закрепление знаний.


Фронтальная беседа с классом.

  1. Какие растения относят к голосеменным?

  2. Что характерно для хвойных голосеменных растений?

  3. В чем основное отличие семенных растений от споровых?

  4. Почему в лесу нижние ветви у сосны отмирают, а у ели покрыты хвоей?


? В молодом светлом лесу между березами и осинами посадили ели. Через 20

лет березы и осины исчезли, а на их месте появился темный хвойный лес. Почему

так произошло?


?Установлено, что буреломы вырывают ели с корнем, а сосны только ломают.

Почему?


А теперь поработаем с сигнальными карточками. Если вы согласны с моим утверждением, то поднимаем зеленую карточку. Если нет – красную.

  1. Для размножения голосеменным растениям служат споры (нет)

  2. У хвойных растений листья представлены хвоинками (да)

  3. У лиственницы хвоя живет на побегах 2-3 года (нет)

  4. Семена хвойных распространяются с помощью ветра (да)

  5. Хвойные растения выделяют фитонциды (да)

  6. Среди голосеменных преобладают травы (нет)


VI. Итог урока.

С каким отделом растений мы познакомились на сегодняшнем уроке?

Что нового вы узнали о голосеменных растениях?

Подходит к концу наш урок. Давайте составим букет настроения. У вас на партах лежат цветки красного, синего и желтого цвета. Если вам было интересно на уроке, то выходя из класса поставьте в вазу красный цветок. Если вы считаете, что урок прошел обычно, поставьте цветок желтого цвета. Ну а те, кому было скучно и не интересно – поставьте цветок синего цвета.


VII. Домашнее задание:

§16. (учебник Биология 6 класс. Пасечник В.В.)

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории биология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ