Урок для 6 класса по теме: "Плод. Разнообразие и значение плодов в жизни растения"
Плод. Разнообразие и значение плодов в жизни растения.
Мехрякова Светлана Михайловна, МБОУ «СОШ №2», учитель биологии, г.Саянск Иркутской обл.
Предмет (направленность): биология
Возраст детей: 6 класс
Задачи:
Предметные:
Формировать понятие о плодах и особенностях их строения;
изучить разнообразие плодов;
продолжить формировать умение выделять главные признаки в характеристике органов растений;
подвести учащихся к выводу о родстве цветковых.
Метапредметные:
способствовать развитию логических операций, через составление логических цепочек, схем, работу с таблицей (синтез , анализа, делать выводы);
выявление причинно- следственных связей «строение – функция»,
стимулировать развитию навыков познавательного интереса,
развивать исследовательские учебные умения.
Личностные :
воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе, экологическую культуру;
продолжить формировать коммуникативных умения, через работу в паре (мини-группе).
Тип урока: комбинированный, с использованием технических средств обучения интерактивной доски.
Методы обучения: частично-поисковый, словесный, наглядно-образный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая (по парам).
Оборудование: муляжи плодов, коллекции семян и плодов, информационные листы (приложение1), мультимедийное оборудование, учебник биологии.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
- Работа по составлению схемы «Органы растения» (Например, приложение 2)
Фронтальная беседа по вопросам :
Какое главное отличие всех органов растения друг от друга? (одни участвуют в размножении, другие нет).
Как называются органы, не участвующие в размножении? (вегетативные)
Как называются органы, участвующие в размножении? (генеративные)
Давайте постараемся составить на доске схему из предложенных слов (корень, побег, лист, почка,соцветие, цветок, плод, соцветие).
Какие органы растения мы уже изучили? (стебель, лист, корень, цветок, соцветие, плод и т.д. ).- (отметить смайликом на схеме).
Давайте вспомним строение цветка. (На слайде под цифрами скрываются части цветка, установите соответствие.(5-7 минут)
Взаимоконтроль. Попробуем самостоятельно оценить работу:
если 1 ошибка «5», 2-3 ошибки «4», 4-6 ошибок «3»,
кто сделал больше 6 ошибок? ( вызвать два – три ученика для повторения строения цветка - модель «Цветок»)
Какую роль в жизни растения играет цветок? (участвуют в размножении)
Соберите логическую цепочку из предложенных терминов. Объясните свое решение.
(цветение- опыление-оплодотворение- плодоношение)
Oснова всей жизни на Зeмлe – растeния, их зeленые стeбли, листья, корни, плоды и сeмeна. Жизнь любого растения начинается с семян.
После того как цветок отцвел, наступает новый этап в его развития.
Что образуется на месте цветка у цветкового растения? (плод)
III. Изучение нового материала.
Запишем тему урока. Плод. Разнообразие и значение плодов.
А как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? Что мы должны узнать? (запишем вопросы на доске)
Сформулируйте задачу урока.
1. Значение плода в жизни растения.
беседа по вопросам:
Все ли растения имеют плод? (нет, существуют споровые растения).
А как вы думаете, почему в ходе эволюции появился плод? (Зачем плод необходим растениям):
обеспечивают защиту,
развитие и созревание семян,
осуществляют их распространение по земной поверхности.
Благодаря тому, что у цветковых растений семена защищены плодом, их и называют покрытосеменными.
А сейчас еще раз вспомним о чем мы говорили в начале урока и подумаем
что мы уже знаем о этом органе растения? ( генеративный орган, образуется на месте цветка, содержит в себе семена , плод образуется в результате ряда изменений, происходящих в цветке после опыления и оплодотворения)
Итак, вы уже можете ответить на вопрос «Что такое плод?». Составьте определение самостоятельно (2-3 человека спросить)
Плод – это генеративный орган растений, развивающийся из цветка, и содержащий в себе семена .
2. Строение плода.
Теперь рассмотрим строение.
Плод состоит из околоплодника и семян. (постарайтесь собрать логическую схему понятий) (зарисуйте схему строения)
Все ли слова здесь для вас знакомы? (нет, околоплодник - новый термин)
В образовании околоплодника участвует основания тычинок, лепестков, чашелистиков, цветоложе. Основная функция околоплодника – защита формирующегося семени от механических повреждений, пересыхания и различных неблагоприятных воздействий окружающей среды.
Запишите: Околоплодник – это разросшиеся и видоизмененные стенки завязи.
3. Многообразие плодов.
Подумайте, чем отличаются эти плоды? ( количество семян, околоплодником)
Все плоды делятся на группы по трем признакам:
1. по типу околоплодника. В зависимости от количества воды в околоплоднике плоды разделяются на сочные и сухие.
2. по количеству семян: односемянные и многосемянные.
3. образование плода
Если в цветке один пестик, то плод развивается простой,
а если в цветке несколько пестиков – плод сложный.
Соплодие образуется из целого соцветия в результате срастания нескольких плодов и превращения их в единое целое
В ходе эволюции у всех организмов, включая растения, выработались приспособления, поэтому в природе существует огромное разнообразие плодов, что связано с образованием различных приспособлений у растений к распространению семян.
Чтобы разобраться, давайте с ними познакомимся на практике. На столах информационные листы (приложение1) и разные плоды ( муляжи, коллекция плодов и семян). Информационные листы помогут вам самостоятельно изучить многообразие плодов и их названия
Лабораторная работа «Классификация плодов»
Цель: изучить многообразие и классификацию плодов.
Оборудование: лоток, коллекция плодов, раздаточный материал, учебник.
Задание:
Рассмотреть плоды, которые находятся на вашем столе. С помощью приложения определите их названия.
Разделите их на сочные и сухие, односемянные и многосемянные.
Заполните таблицу: (в графе 1, 2, 3, 4 – просто поставьте знак « +»)
Исследуемое растение
Название плода
Тип плода
Какие растения имеют такой плод
1. Сочный
2. Сухой
3.
Односемянной
4.
Многосемянной
Вывод: Плоды бывают _______ и ________, _________ и _____________. Они могут распространяться__________, _______, __________. Для этого они имеют приспособления__________, _________, _________ .
Давайте проверим, что получилось? (3-4 примера)
IV. Закрепление.
Что лишнее и почему? ( приложение 3 - презентация)
Сопоставьте плоды растений и их типы.
Выберите из перечисленных плодов только многосемянные.
Итак , подведем итог: вопросы которые мы ставили в начале урока.
Сформулируйте выводы к уроку.
V.Рефлексия
Что узнали?
Чему научились?
Что было самым интересным на уроке?
Что было самым трудным?
VI. Подведение итогов урока.
Выставление оценок учащимся за выполнение проверочного теста, за работу на уроке.
VII. Задание на дом. § 24 Проанализировать записи в тетрадях и выполнить одно из заданий:
а) придумать кроссворд «Плоды»;
б) написать сочинение – «Мой любимый плод» (указать признаки, изученные сегодня + тему «Семя»).
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ