Урок для 7 класса по теме: «Класс Амфибии. Особенности внешнего строения, приспособленность к среде обитания»


Проект урока по биологии, 2012


Составила: Сидорова Светлана Геннадьевна, учитель биологии школы № 97, г.Нижний Новгород


Тема: « Класс Амфибии. Особенности внешнего строения, приспособленность к среде обитания».


Класс: 7


Программа Биология в основной школе. «Биология .Животные», 7 класс, авт.- И.Н.Пономарёва, В.С.Кучменко, М.: Вентана Граф , 2007 г

Учебник В.М.Константинов, В.С. Кучменко, И.Н.Пономарёва. «Биология. Животные.7 класс»,. М., Вентана Граф , 2008 г

Место темы в структуре учебного курса - первый урок темы

«Класс Амфибии», подготовка базы для формирования знаний по теме «Эволюция Хордовых животных», «Ароморфозы позвоночных животных» и «Развитие жизни на Земле» в 9, 11 классах.


Тип урока: организационно – деятельностный (урок объяснения нового материала с проблемным содержанием и обобщением знаний).


Форма урока: урок изучения нового материала.


Дидактическая задача: актуализировать полученные учащимися ранее знания по теме «Тип Хордовые», сформировать новые знания по теме «Класс Амфибии», придать им научное обоснование через систему нестандартных приёмов обобщения и систематизации знаний.


Учебная задача: сформировать знания о приспособленности представителей класса Амфибий на примере лягушки к среде обитания, об эволюционных представлениях происхождения и классификации данной группы организмов, об эволюции систем органов (ароморфозы позвоночных).


Цели: Образовательные – способствовать развитию предметных знаний:

  • Раскрыть содержание основных терминов и понятий по теме

  • Сформировать представления о приспособленности амфибий к среде обитания

  • Способствовать развитию самоконтроля и интереса к предмету

Развивающие – способствовать развитию метапредметных и личностных компетенций:

  • Работать с текстом учебника

  • Заполнять таблицу

  • Объективно оценивать свою деятельность и деятельность класса

  • Применять теоретические знания в стандартных и нестандартных заданиях

  • Делать выводы, выделять главное, устанавливая причинно- следственные связи

  • Дискуссировать

  • Работать в группах и индивидуально

  • Решать проблемные задачи

  • Формировать элементы здоровой конкуренции

Воспитательные –

  • Способствовать формированию научно-практических взглядов о целесообразности и взаимосвязях каждого вида

  • Продолжить экологическое воспитание, бережное отношение к природе

  • Способствовать воспитанию ценностного отношения к многообразию окружающего мира

  • Развивать коммуникативные компетенции


Диагностика

Учащиеся знают:

  • Имеют представление о последовательности изучения признаков живых организмов

  • Эволюционное развитие живой природы от простейших животных до амфибий

  • Некоторые термины и понятия по теме (холоднокровность, тип Хордовые, приспособленность, органы чувств, системы органов, основные свойства живых организмов, среда обитания), таксоны-единицы классификации.


Средства обучения и наглядность:

  • карточки для двух команд перечисленными признаками приспособлений лягушки к жизни в воде и на суше

  • фрагмент видеофильма «Земноводные»

  • проектор, компьютер, презентация «Урок Амфибии»

  • карточки-бонусы с интересной информацией о лягушках

  • полоски двусторонние из цветной и белой бумаги

  • учебник

  • ассоциативные биологические задачи об Амфибиях

  • стихотворение о лягушках

  • карточки с текстом «письмо Иван - царевича к своим братьям»

  • таблица с представителями отрядов класса Амфибий


Метод обучения: частично – поисковый, игровой, организационно-деятельностный


Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная деятельность.


Приёмы и способы деятельности учащихся: работа с учебником, тетрадями, заполнение таблицы, элементы дискуссии, использование презентации «Класс Амфибии», самоконтроль (оценка своей и коллективной деятельности), рефлексия, построение логических цепочек причинно - следственных связей при решении биологических задач, просматривание видеофрагмента, использование терминологии (заполнение письма Ивана- царевича), энергетическая зарядка, использование поощрительных бонусов, игра «К барьеру».


Хронометраж урока

Этапы урока

Время (мин)

1.Организационный момент, «Энергетическая зарядка».

2

2.Мотивационно-ориентировочная часть

  • формулирование темы урока

  • классификация земноводных (название отрядов)

3


2

3.Актуализация опорных знаний

  • Просмотр видеофрагмента «Класс Земноводные»

  • постановка цели урока

3


2

4.Оперативно- исполнительная часть (изучение нового материала)

  • Работа в группах «Обсуждение доказательств приспособленности амфибий к жизни в воде и к жизни на суше»

  • Ролевая игра « К барьеру» и работа с карточками (заполнение таблицы на доске)


4


7

5. Закрепление материала

  • просмотр таблицы на слайде «Приспособленность амфибий к среде обитания»

2



6.Обобщение материала и контроль знаний

  • письмо Ивана – Царевича к своим братьям (заполнение текста с пропущенными терминами)

  • бонусы (зачитывание текста с интересной информацией об Амфибиях)

  • выводы

  • домашнее задание


3


3


4

1

7.Рефлексивно- оценочная часть

  • радужное настроение (карточки из цветной бумаги) и подведение итогов

  • оценки за урок


1


1


Итого: 40

Ход урока (краткое содержание)

1.Орг. момент Энергетическая зарядка

2. Мотивация изучения темы: (в коробочке модель лягушки).

Здесь находится оно-

Царственное существо.

Некрасивое на взгляд

Вот о нём что говорят:

Подсказки:

  • у древнего народа Майя на одном из иероглифов изображено это животное, означавшее удачу;

  • их называют «слюнтяями» планеты;

  • в Париже и Токио им поставили памятники, называют их «мучениками» науки;

  • весной и летом они дают бесплатные многоголосные концерты;

  • их называют «пионерами суши»;

  • в русских сказках – это животное «заколдованная царевна».

Кто же это? Лягушка. Красавица. Рот до ушей, глаза на выкате, но настоящая царевна – лягушка.

Тема урока «Класс Амфибии» (запись в тетрадях).


Отряд Бесхвостые

Отряд Хвостатые

Отряд Безногие

Лягушки, жабы, квакши

Саламандры, тритоны

Червяги

Демонстрация слайда с изображением основных представителей класса.

3. Актуализация опорных знаний (повторение ранее изученного материала)

Изучаем Тип Хордовые. Перечислите основные признаки этих животных (имеют хрящевой тяж-хорду, нервная система в виде трубки, кровеносная система замкнутая, дышат жабрами или лёгкими).

Перенесёмся в историю Земли, когда жизнь существовала в воде. Как вы думаете, от кого произошли амфибии? (от кистепёрых рыб)

Почему в процессе эволюции кистепёрые рыбы стали выходить на сушу? (в воде большая конкуренция, необходимо было осваивать новые среды обитания – сушу)

Переходной формой от водных организмов к наземным являются вымершие животные – стегоцефалы. Это предки амфибий. Они имеют признаки строения для жизни как в водной среде обитания, так и на суше.

Цель урока: познакомиться с приспособленностью амфибий на примере лягушки к жизни в воде и на суше. В переводе с греческого языка «амфибии» означает - ведущие двойную жизнь.


Просмотр видеофрагмента «Земноводные» (необходимо увидеть признаки приспособленности амфибий к среде обитания (к воде и жизни на суше)

4. Изучение нового материала, его структурирование и обобщение.

Ролевая игра «К барьеру» (класс делится на две группы, каждой выдаётся одинаковые комплекты карточек с перечисленными признаками приспособленности амфибий к среде обитания, одна группа должна выбрать признаки приспособленности к воде, другая группа выбирает признаки приспособленности амфибий к жизни на суше). Можно использовать текст учебника. Затем каждая команда выбирает выступающего, все заслушивают, карточки вывешиваются в соответствующую колонку таблицы на доске. Остальные учащиеся группы дополняют ответы и задают вопросы оппоненту.


Приспособления к жизни на суши

Приспособления к жизни в воде

Конечности пятипалые - прыжки

Плавательные перепонки (плавание- брасс без рук)

Дышат мешковидными лёгкими

Дышат кожей (кожа влажная, покрыта слизью, убивающей бактерии)

Глаза имеют подвижное веко, слёзные железы, глаза на выкате (помогают проглатывать пищу)

 

Имеют среднее ухо и барабанные перепонки

Размножение только в воде, вымётывают икру

Реагируют на движущуюся добычу,

липкий на конце и длинный язык

Холоднокровные,

температура тела непостоянная


Почему же лягушка – царевна? Она действительно в течение жизни несколько раз меняет кожу, является «пионером» суши, кожа обладает лечебными свойствами и неоценимый вклад оказывает для природы, о чём вы узнаете на последующих уроках.

5. Контроль и обобщение знаний. Каждому выдаётся карточка с текстом «письмо Ивана – царевича к своим братьям», задание вставить пропущенные слова. Затем проверяется вслух. За каждый правильный ответ- предложение выступающий получает бонус «картинка с изображением амфибии и интересным фактом из её жизни», также прочитывается вслух всему классу.


Письмо Ивана – Царевича своим братьям

( пропущенные слова произносите вслух)

Моя царевна – это лягушка, относится к классу …, жизнь которой связана как с …, так и с …Настоящая её кожа …, покрыта…, защищающей тело от бактерий. В течение жизни она действительно меняет …. Дышит… воздухом. Органами дыхания служат … и … Земноводные с непостоянной температурой тела, то есть…Глаза имеют подвижное … и слёзные … Хорошо слышит благодаря наличию … уха и … перепонки. Имеет прекрасный голос, в хорошую погоду поёт серенады. А плавает брассом лучше спортсменов, так как имеет между пальцами стоп … перепонки. Дорогие братья не губите мою красавицу, она спасёт мир!


Царевна- лягушка


Лягушки плавают как рыбы

И дышат воздухом как люди

Как птицы они летать могли бы

Но лучше петь как птицы будут.


Вмёрзла в лёд и вновь жива

Вот лягушка какова

Лет мильон, а может два

Слышит мир ква-ква.


Хотя они холодноваты

Зато их песни так напевны

Во многих баснях глуповаты

Но в русских сказках все царевны


У них глазища как алмазы

И кожа цвета изумруда

Они рождаются три раза

А это братцы просто чудо!


Стань царицею ква-ква

Царствуй силой волшебства

Лет мильон, а может два

Слышит мир ква-ква.


Интересные факты

(бонусы)


Пионеры суши Что касается жизни на суше – они были пионерами. Амфибии сделали переворот в жизни нашей планеты. Ведь они первыми переселились на сушу. Ни у кого до них не было ног. Они были первыми существами, которые смогли вздохнуть полной «грудью». Наконец, они первыми услышали веселый шум первобытных лесов; никто до них ушей не имел. Амфибии сумели прожить миллионы лет, процветают и в наши дни.


Камерный глаз Глаза имеют подвижные веки. Отлично видят днем и даже ночью! Они различают цвет, реагируют только на подвижные предметы.

Ученые нашли в лягушачьем глазе никому неизвестные нервные клетки, способные самостоятельно анализировать поступившую информацию, и только потом информация идет в мозг. Эта особенность строения глаза была положена в основу создания электронной модели так называемого «жабьего глаза» с избирательным восприятием движения. Прибор позволяет непрерывно анализировать обстановку над аэродромом и фиксировать появление самолетов, идущих на посадку, чтобы избежать их столкновения.


«Вот это язык!» Язык лягушки прикреплён шиворот-навыворот, к нижней челюсти недалеко от подбородка. Получив приказ от «глаз», язык молниеносно, с силой, выбрасывается изо рта. Он может настичь добычу на расстоянии около 5 см. Оглушив и приклеив ее к себе, язык моментально скрывается во рту. Земноводные не утруждают себя жеванием, причина проста – зубов почти нет, но пища во рту не задерживается, дальше в желудок ее отправляет не язык, а глаза!


Замечательная одёжка Если лягушка способна глотать с помощью глаз, то и неудивительно, что и пьет она не ртом, а кожей. Она тонкая и всегда влажная. Кожа амфибий выделяет ядовитую слизь, которая убивает бактерий и грибки. Зная это, некоторые хозяйки летом сажают живую лягушку в бидон с молоком, чтобы оно дольше не прокисало.

Кожа помогает легким справляться со своей функцией, т.к. они пока просты, а к тому же: как дышать под водой? Конечно через кожу!


Естествоиспытатели Неприхотливая лягушка служит верой и правдой врачам, биологам. Много тайн об устройстве, о работе различных органов: сердца, сосудов, мышц, нервов, мозга было раскрыто благодаря опытам, проведенным на лягушках. За эти заслуги лягушкам в Париже перед зданием Пастеровского института и в Токио воздвигнуты памятники.


6. Домашнее задание параграф , выписать приспособленность амфибий к жизни в воде и на суше.

7. Рефлексия (оценка своей деятельности и деятельности класса).

Если урок прошёл интересно, эмоционально, узнали что-то новое, сделайте радугу и поднимите полоску цветной бумаги, если ничего нового не узнали, то поднимите полоску бумаги белой стороной.















Письмо Ивана – Царевича своим братьям

( пропущенные слова произносите вслух)

Моя царевна – это лягушка, относится к классу ____________, жизнь которой связана как с ___________, так и с __________. Настоящая её кожа _______________, покрыта__________, защищающей тело от бактерий. В течение жизни она действительно меняет__________ Дышит____________воздухом. Органами дыхания служат ______________ и ____________ Земноводные с непостоянной температурой тела, то есть_________ Глаза имеют подвижное___________и слёзные __________. Хорошо слышит благодаря наличию ___________ уха и ___________перепонки. Имеет прекрасный голос, в хорошую погоду поёт серенады. А плавает брассом лучше спортсменов, так как имеет между пальцами стоп __________ перепонки. Дорогие братья не губите мою красавицу, она спасёт мир!





Письмо Ивана – Царевича своим братьям

( пропущенные слова произносите вслух)

Моя царевна – это лягушка, относится к классу ____________, жизнь которой связана как с ___________, так и с __________. Настоящая её кожа _______________, покрыта__________, защищающей тело от бактерий. В течение жизни она действительно меняет__________ Дышит____________воздухом. Органами дыхания служат ______________ и ____________ Земноводные с непостоянной температурой тела, то есть_________ Глаза имеют подвижное___________и слёзные __________. Хорошо слышит благодаря наличию ___________ уха и ___________перепонки. Имеет прекрасный голос, в хорошую погоду поёт серенады. А плавает брассом лучше спортсменов, так как имеет между пальцами стоп __________ перепонки. Дорогие братья не губите мою красавицу, она спасёт мир!





Письмо Ивана – Царевича своим братьям

( пропущенные слова произносите вслух)

Моя царевна – это лягушка, относится к классу ____________, жизнь которой связана как с ___________, так и с __________. Настоящая её кожа _______________, покрыта__________, защищающей тело от бактерий. В течение жизни она действительно меняет__________ Дышит____________воздухом. Органами дыхания служат ______________ и ____________ Земноводные с непостоянной температурой тела, то есть_________ Глаза имеют подвижное___________и слёзные __________. Хорошо слышит благодаря наличию ___________ уха и ___________перепонки. Имеет прекрасный голос, в хорошую погоду поёт серенады. А плавает брассом лучше спортсменов, так как имеет между пальцами стоп __________ перепонки. Дорогие братья не губите мою красавицу, она спасёт мир!





1.Пионеры суши Что касается жизни на суше – они были пионерами. Амфибии сделали переворот в жизни нашей планеты. Ведь они первыми переселились на сушу. Ни у кого до них не было ног. Они были первыми существами, которые смогли вздохнуть полной «грудью». Наконец, они первыми услышали веселый шум первобытных лесов; никто до них ушей не имел. Амфибии сумели прожить миллионы лет, процветают и в наши дни.

_______________________________________________________________________________




2.Камерный глаз Глаза имеют подвижные веки. Отлично видят днем и даже ночью! Они различают цвет, реагируют только на подвижные предметы.

Ученые нашли в лягушачьем глазе никому неизвестные нервные клетки, способные самостоятельно анализировать поступившую информацию, и только потом информация идет в мозг. Эта особенность строения глаза была положена в основу создания электронной модели так называемого «жабьего глаза» с избирательным восприятием движения. Прибор позволяет непрерывно анализировать обстановку над аэродромом и фиксировать появление самолетов, идущих на посадку, чтобы избежать их столкновения.


_____________________________________________________________________________



3. «Вот это язык!» Язык лягушки прикреплён шиворот-навыворот, к нижней челюсти недалеко от подбородка. Получив приказ от «глаз», язык молниеносно, с силой, выбрасывается изо рта. Он может настичь добычу на расстоянии около 5 см. Оглушив и приклеив ее к себе, язык моментально скрывается во рту. Земноводные не утруждают себя жеванием, причина проста – зубов почти нет, но пища во рту не задерживается, дальше в желудок ее отправляет не язык, а глаза!


_______________________________________________________________________________




4. Замечательная одёжка Если лягушка способна глотать с помощью глаз, то и неудивительно, что и пьет она не ртом, а кожей. Она тонкая и всегда влажная. Кожа амфибий выделяет ядовитую слизь, которая убивает бактерий и грибки. Зная это, некоторые хозяйки летом сажают живую лягушку в бидон с молоком, чтобы оно дольше не прокисало.

Кожа помогает легким справляться со своей функцией, т.к. они пока просты, а к тому же: как дышать под водой? Конечно через кожу!



____________________________________________________________________________




5. Естествоиспытатели Неприхотливая лягушка служит верой и правдой врачам, биологам. Много тайн об устройстве, о работе различных органов: сердца, сосудов, мышц, нервов, мозга было раскрыто благодаря опытам, проведенным на лягушках. За эти заслуги лягушкам в Париже перед зданием Пастеровского института и в Токио воздвигнуты памятники.



______________________________________________________________________

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории биология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ