Урок для 6 класса по теме: "Строение семян"

Тема урока: Строение семян.

Цели урока:

Образовательные: познакомить учащихся с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений, выявить черты сходства и различия.

Развивающие: развивать представления о строении растительного организма; развивать общеучебные умения и навыки: сравнивать, анализировать, делать вывод.

Воспитательные: воспитывать культуру речи, интерес к предмету, умение взаимодействовать в группах и парах.

Предполагаемые результаты:

  1. Учащиеся с высоким уровнем интеллектуального развития смогут по таблице рассказывать об особенностях строения семян однодольных и двудольных растений, делать выводы, самостоятельно ставить цели и определять тему урока, рассказывать и объяснять ключевые вопросы темы; уметь анализировать, сравнивать.

  2. Учащиеся со средним уровнем интеллектуального развития смогут рассказывать об  особенностях строения семян однодольных и двудольных растений.

  3. Учащиеся с низким уровнем интеллектуального развития с помощью таблицы смогут различать семена двудольных и однодольных растений.

Тип урока: объяснения нового материала

Оборудование: таблица: «Строение семян», слайды 1-13.

Ход урока

1. Организационный момент

2.Изучение нового материала

2.1. Фронтальная беседа

Ребята, последние несколько занятий мы с вами изучали большую тему «Растения», в результате вы познакомились с многообразием покрытосеменных и голосеменных растений. Выяснили, какие из них растут на территории нашего края, села. Вы также узнали о том, что на нашей планете растут совсем маленькие растения – ряска (2мм), так и гигантские - секвойя (более 100м). И все они появляются из семян, из маленьких зачатков жизни. А как вы думаете, все ли семена растений похожи?

- нет.

Правильно. Чем семена различаются, в чем особенности их роста, прорастания, предстоит узнать на сегодняшнем уроке.

Итак, как бы вы определили тему нашего урока?

- строение семян;

- рост семян;

- внутреннее строение семян.

Правильно вы говорите. Тема урока: «Строение семян»

(слайд № 1).

А теперь определите учебные задачи урока исходя из темы. С чем мы должны познакомиться в ходе изучения темы?

- я думаю с многообразием семян;

- особенностями строения семян различных растений;

- особенностями прорастания и роста.

Все правильно. Эти учебные задачи нам необходимо решить на уроке.

Строение семян однодольных растений.

Строение семян двудольных растений.

Особенности прорастания различных семян.

(слайд № 2).

Ребята, откройте учебник на странице 86 и выполните такое задание: внимательно рассмотрите рисунок 57. На нем изображены семена двух растений: фасоли и миндаля. Определите, из каких частей состоит семя и какие черты сходства и различия можно у этих семян выделить (слайд № 3).

- семена обоих растений состоят из семенной кожуры;

- у обоих растений имеется семядоли, только количество их разное;

- у семян есть почечка;

- у семени фасоли кроме почечки еще имеется стебелек, корешок;

- у семени миндаля в состав входит эндосперм.

Хорошо. А кто может назвать самый главный признак, который отличает два семени?

- наличие эндосперма;

- разное количество семядолей.

Конечно, это существенное отличие. Поэтому все семена, у которых имеется две семядоли, получили название двудольных растений. Растения, у которых семядоля одна называются однодольными растениями.

Приведите примеры таких растений. Давайте начнем с двудольных растений:

- Фасоль, томаты, горох;

- подсолнечник.

Молодцы. А теперь однодольные растения, имеющие одну семядолю:

- пшеница, лук, рожь;

- ячмень;

Ребята, а кто же сможет из вас дать определение семени, что это такое;

- семя – это будущее растение;

- семя – зачаточный побег, из которого вырастит растение.

Правильно, семя – это зачаточный побег с запасом питательных веществ (слайд № 4).


А как вы считаете, в чем преимущество семени перед спорами?

- спорам для прорастания необходима вода;

- споры могут попасть в неблагоприятные условия и погибнуть.

Так в чем же преимущество семени?

- оно имеет запас питательных веществ для роста;

- ее зародыш защищен плотной семенной кожурой, а значит, не зависит от условий окружающей среды.

(слайд № 5)

Ребята, вы правильно сделали вывод. А теперь предлагаю на практике убедиться, что семя имеет ряд существенных преимуществ в своем строении, для этого выполним лабораторную работу на странице 87.

4.Выполнение лабораторной работы № 11 (слайд № 6).

(слайд № 7)

Ребята, вы убедились, что семена двудольных растений имеют две семядоли и зародыш?

-да.

Тогда давайте убедимся, что и однодольные растения имеют особое строение. Выполним следующую лабораторную работу на странице 87.

5.Выполнение лабораторной работы № 12 (слайд № 8).

(слайд № 9)

А сейчас, ребята, подведем итог урока.

6. Обобщение

По итогам выполнения лабораторных работ заполните следующую таблицу:


Признаки семени однодольного растения

Признаки семени двудольного растения




(слайд № 10)

Правильность выполнения задания проверьте друг у друга в парах. Если есть ошибки исправьте, если есть дополнения, впишите их красной пастой.

Если у вас вопросы по сегодняшнему уроку? Я могу подойти еще раз и пояснить трудные для вас моменты.

7. Закрепление (слайд № 11)




8. Рефлексия (слайд № 12)

9. Домашнее задание (слайд № 13)
















Фронтальная беседа в начале урока активизирует внимание учащихся, делает их участниками учебного занятия. Это позволяет учителю увидеть степень усвоения знаний учащимися по прошедшей теме урока.





























Учитель настраивает класс на положительный результат урока, на значимость учебного материала и практическое его применение










































































































Фрагмент фильма позволяет воздействовать на эмоциональную сферу ребенка, а значит сделать урок ярким, запоминающимся.



























Выполнение практической работы является этапом предварительного закрепления.























































































Использование схем и таблиц в тетради позволяет объемный материал сделать сжатым и доступным для эффективного усвоения.























Взаимопроверка позволяет включить в работу учащихся с разным уровнем интеллектуальных возможностей, сильным учащимся помочь слабым.



































Этап рефлексии направлен на выяснение степени участия и эмоциональной удовлетворенности, учащихся в процессе занятия, на выделение самых интересных и запоминающихся моментов урока











Домашнее задание дифференцированное. Ученик сам выбирает уровень сложности, а значит оценку в случае успешного его выполнения














































Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории биология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ