Экологический урок «Природа в опасности»
-
Экологический урок «Природа в опасности»
Цель:
Добиться понимания детьми взаимосвязи человека и природы и необходимости ответственного отношения к ней.
Задачи:
Расширение представлений о связях человека и природы,
формирование интереса к окружающему миру.Осознание ответственности человека перед природой.
Формирование собственной позиции в отношении к природе.
Форма проведения:
Беседа с элементами диалога.
Оформление :
Плакат со словами Пришвина «Охранять природу — значит охранять Родину».
Отдельные фрагменты красочной схемы:
В центре большой круг с изображением человека (для лица две маски – грустная и улыбающаяся).
Второй круг - на светло-голубом фоне аппликации, изображающие микробы.
Третий круг - белый, на нем множество спиралей и стрелок различных цветов.
Четвертый круг - ярко-синего цвета, на нем - фигурки неопределенных форм темных цветов.
Пятый круг зеленого цвета, на нем черные круги и квадраты.
Под ними - изображения животных и растений, которые нуждаются в охране. Слева вверху изображено солнце и по всему полю - звезды.
3. Стендовая презентация.
Ход классного часа:
Ведущий: Известный французский писатель и летчик Антуан де Сент Экзюпери, автор истории о Маленьком Принце и планете людей, говорил: «Мы обитатели одной планеты, пассажиры одного корабля». Этот корабль называется Землей. Наша маленькая голубая планета несется в мировом пространстве крошечной песчинкой, и именно на этой песчинке возникла жизнь в ее разнообразных формах. Но венцом творения по праву считается существо разумное – Человек.
... Он взмыл в облака и нырнул в глубину,
Силу ветра себе подчинил,
Сделано много, но нужно еще
Чтобы он это все сохранил.
Ребята! То, что вы видите на доске, - газета. Она называется «Мир вокруг нас». Это необычная газета - живая. Каждый круг газеты - ее страничка, а готовили ее корреспонденты. Они-то и расскажут о том, что здесь изображено.
Но сначала посмотрим на центральный круг. Что на нем изображено?
Дети: Грустный человек.
Ведущий: А почему он грустит? Давайте послушаем рассказы корреспондентов, может быть, тогда нам станет ясна причина этой грусти.
Первая группа корреспондентов:
Мы будем говорить об этом голубом поле (показывает). Но сначала вы должны догадаться, о чем пойдет речь:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
Дети: Воздух.
Корреспонденты: Правильно, речь идет о воздухе. Мы живем в воздушном океане, который называется атмосферой (прикрепляют на доску слово «Воздух»). Мы привыкли воздушный океан звать небом. Кто знает стихи и загадки о небе?
Выше леса, выше гор
Расстилается ковер.
Он всегда, всегда раскинут
Над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий,
То он ярко-голубой.
Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Все знают, что в воздухе содержатся микробы - очень маленькие живые существа. Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль, и микробы в ней накапливаются. Как вы думаете, что нужно делать, чтобы микробов было меньше?
(Ответы детей).
Правильно: проветрили комнату, стерли пыль влажной тряпкой - убрали микробов с голубого поля! (Убирают аппликации микробов). Еще хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам надо беречь растения.
Ведущий: Вот видите, ребята, мы правильно сделали, объяснив, как уничтожить микробов, а поле стало чистое, голубое! Если мы сумеем очистить все поля - наш человек в центре будет улыбаться!
Предоставляю слово корреспондентам второй группы.
Корреспонденты: Как прекрасна жизнь вокруг.
Человек природе друг!
Только всегда ли человек относится к природе как к другу?
(Ответы детей).
Посмотрим на это поле, на нем черные круги и квадраты, над каждым из них растения или животные, которых осталось мало. Мы сможем убрать эти круги и квадраты, если научимся правильно вести себя в природе. Давайте подумаем, какие экологические правила нам надо знать, чтобы растений с красивыми цветами было вокруг много?
(Ответы детей).
Главное правило - красивыми растениями нужно любоваться, а не губить, не рвать их. Мы запомним это правило и можем убрать черные круги (убирают). Но поле портят черные квадраты. Что будем делать? Как их убрать?
(Ответы детей).
Прозвучало много интересных мнений, давайте их объединим в экологические правила. Например, такие:
Не ловить никаких животных, не пугать их, не кричать в лесу. Не обижать, не трогать никого из представителей живого мира. Запомним это правила и уберем черные квадраты. Хорошо без них на зеленом поле! Под ними рисунки красивого мотылька, ястреба, лягушки. Эти животные пострадали больше, чем другие: бабочки из-за своей красоты, хищные птицы из-за неправильного понимания роли хищников в природе.
В последние годы на Земле исчезает ежедневно от одного до десяти видов животных и еженедельно - по одному виду растений. Это происходит быстрее, чем появляются новые. Координацию работ по животным и растениям, которые нуждаются в защите, взял на себя Международный союз охраны природы и природных ресурсов.
В 1948 году была составлена первая Красная книга.
В 1966 году была издана Международная Красная книга. Ее идея - спасти животный и растительный мир.
Всемирно известна организация «Гринпис» («Зеленый мир»). Она насчитывает 2 миллиона членов и сторонников. Штаб-квартира находится в Амстердаме. «Гринпис» занимается серьезными проблемами, а главное - объединяет усилия всех людей доброй воли в защиту нашей планеты.
Ведущий: Какое красивое зеленое поле! Конечно, ребята, не обо всех растениях и животных, которые нуждаются в охране, мы смогли сегодня поговорить. Но если мы будем знать правила поведения в природе, мы ей поможем. А сейчас, посмотрите, у нашего человечка совсем другой вид. Он улыбается - ему хорошо. Ему хорошо в чистом мире. Он здоров.
Корреспонденты: Здоровье человека - это тоже богатство природы, и его тоже надо беречь.
На одной планете
Дружно жили дети.
Не разоряли гнезда птиц
Ради нескольких яиц.
Не ловили по дубравам
Рыжих белок для забавы,
Травку не топтали,
Рек не загрязняли.
Все старательно, с умом
Берегли свой общий дом
Под названием Земля,
Где живем и ты, и я!
(С. Крупина)
Ведущий: А теперь - «Открытый микрофон». Вопрос один: что для тебя самое главное в сегодняшнем разговоре?
(Цепочка ответов детей)
Всем спасибо за активность, за искренность, за понимание. Думаю, наша Природа может быть спокойна: у нее такие замечательные защитники!
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории экология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ