Экологическое воспитание в специальной коррекционной школе VIII вида
Экологическое воспитание в специальной коррекционной школе VIII вида.
В настоящее время экологическое образование и воспитание в школе становится все более приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Экологическое воспитание — проблема актуальная. Это связано с тяжелой экологической ситуацией на Земле, которая определяет настоятельную необходимость формирования нового экологического мышления. Формирование у подрастающего поколения стремления активно и эффективно участвовать в природоохранной деятельности является одной из приоритетных задач современного воспитания. Экскурсии, экологические игры, конкурсы, викторины, исследовательская работа - именно эти виды деятельности воспитывают экологическую культуру обучающихся.
Для того чтобы вовлечь учащихся, родителей в природоохранную деятельность, повысить их экологическую грамотность в школе на протяжении трех лет проводится Неделя экологии, приуроченная к Дню Земли, которая помогает обучающимся сделать вывод, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека, а поэтому оберегать эстетические, экологические, санитарно-гигиенические качества окружающей среды - значит заботиться о здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности.
ЦЕЛЬ : Создание и организация условий для систематизации и обобщения естественнонаучных знаний, инициирующих детскую деятельность через формирование экологической культуры и бережного отношения к природе.
В данном альманахе собраны материалы, которые помогут педагогам организовать и провести неделю экологии в школе.
При составлении плана работы недели проводится заседание методического объединения, на котором выявляются экологические проблемы, возникшие у обучающихся в процессе учебного процесса и на основе этого подбирается материал. Мероприятия подбираются таким образом, чтобы дети стали активными участниками проведения недели экологии, а это и практическая работа по очистке воды, изготовление плакатов и их защита, проведение агитбригад для учеников младших классов, викторины, инсценировки экологических сказок.
В школе накопилась определенная система воспитания. Накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей. Есть необходимость приведения накопительного, положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс воспитания непрерывным, а значит и более эффективным это включение внеклассных мероприятий в план работы кл. руководителя, школы. Предоставляя личностную и профессиональную свободу педагогу при выборе форм и методов работы по экологическому воспитанию.
Программа недели экологии очерчивает основные направления и формы деятельности по формированию личности, обладающей экологической культурой и экологическим мышлением. С каждым годом все больше становится участников экологической недели: это учителя трудового обучения, учитель обществознания, родители. Значительная часть времени школьника, его учебной, творческой и иной деятельности, его общения проходит в классном коллективе. Чтобы это время не пропало даром для ребёнка, чтобы он мог активно и плодотворно развиваться и самореализоваться в классном коллективе, надо чтобы он (коллектив) предоставил ему такую возможность. Это включение детей в поисковую, театральную , трудовую деятельность.
Неделя экологии включает в себя разнообразные формы проведения занятий с детьми: это викторина « Мой край Югра!», школьная линейка, экскурсии на очистные сооружения и предприятие « Горводоканал»,конкурс рисунков и плакатов « Нашей планете- зеленый наряд», выступление агитбригады « «Экологи», трудовой десант, проведение нестандартных уроков по географии., биологии, обществознанию. В течение 3 лет наша школа заключает договор с МП «Наше время», где обучающиеся старших классов работают на территории школы по ее благоустройству. В школе проводится акция « Вырасти цветы», выращенная детьми рассада высаживается на пришкольной территории и в течение лета ребята ухаживают за цветами. Свою помощь, ребята, оказывают и МОУ «Ивушка»: обустраивают цветники, белят стволы деревьев, убирают мусор. За свою работу обучающиеся награждены грамотами от школы и МОУ «Ивушка».
Опыт первого года проведения недели экологии показал, что необходимо в содержании уроков учителями биологии, географии, обществознания вводить глобальные экологические проблемы округа, страны и в совместной деятельности с детьми находят пути решения. Полученные знания, на этих уроках обучающиеся смогут использовать в своей жизни.
Тематика и содержание недели экологии меняется в зависимости от тех проблем, которые выявляют дети в процессе учебной деятельности.
Так в
2010г. - « Праздник Земли»
2011г. - « Нашей планете зеленый наряд»
2012г. - « Живи Земля»
Результатом проводимых мероприятий можно считать то, что знания, полученные на «Недели экологии»,экологических мероприятиях обучающиеся стараются использовать в своей жизни. Так при посещении лесных зон отдыха обучающиеся называют и выполняют те правила поведения, которые не наносят вред природе. Активно участвуют в проведении общешкольных и городских мероприятий по уборке пришкольной территории, установлении экознаков.
С целью изучения эффективности экологического воспитания проводится диагностика уровня воспитанности и анкетирование учащихся. В определении уровня воспитанности используется методика Н.П.Капустина, по которой одним из критериев является отношение к природе. Этот критерий складывается из бережного отношения к земле, к растениям, к животным, стремления сохранить природу в повседневной жизнедеятельности и труде, оказать помощь природе.
Результат экологического воспитания – воплощение модели выпускника Казенного специального( коррекционного) образовательного учреждения Ханты- Мансийского автономного округа-Югры для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
« Сургутская специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» обладающего экологической культурой.
Технология проведения экологической недели.
Неделя экологии - это коллективное творчество педагогов и учащихся. Дети любят праздники за новизну человеческих отношений. «.....Праздник не праздность, а всегда большое и важное дело, всегда коллективное, всегда творческое»,- так писал Сталь Шмаков в своей книге: « Нетрадиционные праздники в школе».
Как создать неделю экологии?
На м/о учителей гуманитарного цикла проводится обсуждение и составление плана недели, распределение обязанностей, назначение ответственных за проведение тематических занятий. В ходе предварительного этапа были задействованы учителя столярного дела, швейного дела, кулинарии. Подготовительный этап начинается за 10-14 дней до начала недели, где указываются мероприятия и ответственные. План недели согласовывается и подписывается администрацией школы, вывешивается на стенде в учительской и основной этап оформляется в фойе школы в виде объявления, для ознакомления обучающихся.
Подготовительный этап (с 26.03.-13.04.2012г)
№
Мероприятия
Место проведения
Дата
Ответственные
1
Составление сценария, плана мероприятий
кабинет
№ 206
26.03.-27.03
Учителя биологии, географии
2
Конкурс рисунков
«Живи, Земля!»
стенд «В мире детской фантазии»,
столовая
с02.04.-20.04
Педагог-организатор
3
Выпуск стенгазет
«Мой край –Югра»,
«Красная книга Югры»,
«Лекарственные растения»,
«Лесовичок,
«Экология Земли»
Холл школы,
столовая
с 02.04.-
20.04
Учителя биологии, географии
4
Изготовление макета экологического знака
кабинет
столярного дела
с 02.04.-
14.04
Учитель трудового обучения
5
Изготовление эскизов «Экологические знаки»
каб №107
с 02.04.-
14.04
Ученицы 9 кл.
6
Изготовление выпечки для угощения учащихся
1,4 классов
кабинет кулинарии
к 19.04.
Учитель кулинарии
Ученицы 8-9 кл
7
Репетиция театрализованных сказок
Кабинеты
№ 107, 206,205, 308
с 30.03-9.04
учителя гуманитарного цикла
8
Изготовление макета стенгазеты и ведение дневника недели экологии
Кабинеты
№ 107, 206
с16.04-23.04
учителя биологии, географии
9
Изготовление дидактического, демонстрационного материала, декораций для оформления зала
Кабинеты
№ 107, 206
с16.04-19.04
учителя биологии, географии, трудового обучения
10
Изготовление и подбор презентаций, видео и DVD фильмов для уроков биологии и географии
Кабинеты
№ 107, 206
с30.03-9.04
учителя биологии, географии
11
Выставка в библиотеке книг и журналов на тему «Природа»
библиотека
с16.04-20.04
библиотекарь
12
Проведение музыкальных минуток на уроках биологии, географии
«Звуки природы», «Красота природы безгранична»,
«Эти забавные животные», «Музыка цветов»
Кабинеты
№ 107, 206
с16.04-19.04
учителя биологии, географии
13
Экологический выпуск школьной газеты(интервью, подбор информации, фоторепортаж)
с 02.04.-
14.04
Романова Г.Н.
Кузьминых Л.Д.
14
Подбор и систематизация мультимедийного материала «Звуки природы для релаксации, проведения физкультминуток
(с целью пополнения школьного электронного сборника)
Кабинеты
№ 107, 206
с 02.04.-
23.04
учителя биологии, географии
15
Составление методического пособия альманах «Живи, Земля!»
Кабинеты
№ 107, 206
К 23.04
учителя биологии, географии
Основной этап (с 16.04.-21.04.2012г)
№
Дата
№
кабинета
Время
№
урока
Мероприятия
Класс
Ответственные
1
16.04
Спорnзал
107
11.40
13.40
Открытие недели, общешкольная линейка
Творческая мастерская по изготовлению эскизов
экологических знаков
5-9
6,8
учитель географии
учитель географии
творческая группа детей
2
17.04
206
206
10.10
3урок
12.00
5 урок
Экологическая викторина «Природа-наш дом»
Игра-путешествие
по станциям «Знай и люби свой край»
7а,7б
5а,5б,6
учитель истории
учителя гуманитарного цикла
3
18.04
14.00.
Экскурсия МУП «Горводоканал», «Очистные сооружения канализации г.Сургута».
9а,9б
учителя географии и биологии
4
19.04
206
206
11.00
4 урок
12.00
5 урок
Интеллектуальная игра «Югра- мой край родной»
Викторина в форму устного журнала
«Юные экологи»
9а,9б
1,4
учитель истории
учитель биологии
5
20.04
308
столовая
09.20
2урок
13.50
Устный журнал
«Земля – живая планета»
Экологический калейдоскоп театрализованных представлений «Живи, Земля!»
9а,9б
учитель СБО
учителя географии и биологии
6
21.04
Парк Энергетиков
Установка экологических знаков
6,8
учитель географии
Заключительный этап (23.04.2012г)
Мероприятия
Место проведения
Время
Ответственные
Общешкольная линейка (награждение победителей, вручение грамот и благодарственных писем)
Спортивный зал
11.40
учителя географии и биологии
Как назвать? В нашей жизни много праздников, и каждый из них как-то называется. Чтобы дать название празднику, недели экологии необходимо чтобы они связаны с экологическим календарем. Это День птиц, Международный день отказа от курения, День Земли.....
С чего начать?
«Начинать организацию любого дела следует с конца»
Определить цель, просчитать результат, конечный эффект( эмоциональное состояние, в котором будут участники торжества после того, как все завершилось)
От чего зависит настроение участников праздника после его окончания?
«Праздник надолго запомнится всем, если сбываются их надежды, ожидания, мечты».
Как узнать о желаниях участников праздника?
Для этого можно воспользоваться методом, который известен под названием « синектика». Этот метод придумали психологи, занимающиеся проблемами творческого мышления. Один из приемов синектики гласит:
«НАДО ОЛИЦЕТВОРИТЬ СЕБЯ С ОБЪЕКТОМ».
Или, проще говоря, надо поставить себя на место участника праздника, а затем поразмыслить: « Чего я — участник праздника- на самом деле от этого праздника хочу?» Ожидания, скорее всего, будут разные и даже противоположные. То, что обощает и объединяет разнохарактерные на первый взгляд ожидания, можно выразить в трех ключевых словах:
« Комфорт. Признание. Успех».
« Быть или не быть празднику?»
Этот вопрос решают организаторы. Практически все участники праздника являются организаторами. Нужно подумать: « Что лично я могу сделать, чтобы праздник состоялся?» при этом вспомнить можно слова А. Грея. «Чудеса надо делать своими руками!. Все , что мы делаем сегодня,- это тщательно замаскированное прошлое».
Форма или сценарий?
Форма проведения — одно из самых ответственных решений при организации праздника. Выбор формы- один из первоочередных этапов подготовки, более ранний, чем написание сценария.
От выбора формы зависит: содержание выступлений, их очередность и продолжительность;
Форма определяет стиль и масштаб оформления;
Подсказывает , во что следует одеться, как выглядеть в этот день.
Форма диктует время и место проведения праздника.
Создание сценария — обязательный этап, хотя не означает, что
самого начала нужно писать его полный тест. Сценарий - это мечта, фантазия, все, что хочется увидеть на празднике. Возможно, некоторые идеи сценария не осуществляется, другие же, самые невероятные , окажутся вполне осуществимыми в процессе подготовки праздника. В сценарии должны быть определены принципы музыкального и художественного оформления, указан необходимый реквизит и костюмы.
Как обеспечить успех?
Праздник будет успешным , если предусмотреть , приготовить. Для этого необходимые вещи:
Составить список дел.
Распределить поручения.
Нужны ли репетиции?
Будущий праздник нужно отрепетировать по частям, эпизодам, затем сводить воедино, отрабатывать технику чистового варианта( генеральная репетиция)
Где? Когда? Для кого?
Визитные карточки праздника-афиши и пригласительные билеты.
Афиша не должна быть неряшливой, в ней — и текст и шрифт- могут быть изящными или безвкусными, скучными или веселыми.
Пригласительный билет -тоже важно, чтобы информация была исчерпывающей: чему посвящен праздник, где, когда, для какого возраста.
« Мажорный тон» праздника.
В подготовке и проведении праздника необходим» мажорный тон ( по определению А. С. Макаренко) А возникает он только, тогда когда педагоги внесут в любую работу радостный настрой, уважение к каждому участнику - улыбкой и шуткой, добрым словом, похвалой, советом. Результат праздника - это коллективно пережитое чувство морального удовлетворения. Гордости, которое способствует эмоциональному сплочению коллектива.
Что получилось , что не получилось, почему?
Анализ праздника позволяет учится на собственном опыте, отмечать рост, развитие детей.
Сценарий проведения школьной экологической общешкольной линейки.
Цель: создание условий для повышения экологической культуры обучающихся и формирование гуманного отношения к природе.
Задачи:
1.Сформировать представление о природе ,как среде жизнедеятельности человека.
2.Развивать потребность проявлять активность в решении экологических проблем на основе практических и творческих умений обучающихся.
3.Воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.
Оборудование:
футболки с логотипами букв» ЭКОЛОГИ», экознаки, муз.центр, запись песни Ю. Антонова, для каждого класса задания викторины « МОЙ КРАЙ ЮГРА» план недели экологии.
Предварительная работа:
чтение экологических сказок
ознакомление с программой X Международной акции « Спаси и сохрани»
изготовление логотипов букв.
Форма организации деятельности -КТД
предполагаемый результат:
Обучающиеся повысят экологическую культуру, систематизируют знания о ХМАО-Югре.
Все учащиеся построены в спорт.зале. Звучит музыка Ю. Антонова
« Земля наш дом».
Полукругом стоят дети в одинаковых футболках с логотипами букв «ЭКОЛОГИ».
Мы активны, и нам не безразлично,
что творится на нашей планете Земля
Мы – экологи
А кто такие экологи?
Это люди, оберегающие нашу планету,
окружающую природу от гибели
Это борцы за справедливость!
Кто не равнодушен к тому, что творится на нашей планете
Мы приглашаем вас, присоединиться к нам.
Каждый ученик читает заповеди и показывает экознак.
Будь настоящим другом природы. Ухаживай за природой, преумножай ее богатства. Посади и вырасти дерево, цветок, растение. Вылечи каждое раненое дерево. Не засоряй реки, озера, родники, помни – придется воды напиться. Будь готов всегда встать на защиту своих младших братьев.
Ведущий №1
22 апреля День Земли. Земля- это наша планета, на которой мы с вами живем. В ХМАО-Югре в течение года проходит X Международная акция» Спаси и сохрани». Наша школа присоединятся к этой акции. В течение недели с 16 по 21 апреля пройдет неделя экологии» ЖИВИ ЗЕМЛЯ». Надеемся, что вы станете активными участниками.
Ведущий №2
Давайте будем
Беречь планету!
Во всей вселенной
Красивей нету.
Во всей вселенной
Совсем одна
Что будет делать, без нас она?
Ведущий №1
Небо без птиц - не небо,
море без рыб – не море
и земля без зверей - не земля.
Только от нас с вами зависит, какая будет наша планета.
Ведущий №2
Несомненно, всем кто хочет помочь природе и стать ей другом, необходимо много знать о природе. Знать о том, чем дышит и как живет природа, удивительные особенности природы и ее целебные свойства.
Ведущий №1
Начиная, с сегодняшнего дня каждому классу предлагаем продемонстрировать свои познания о природе нашего края. Вам предлагаем выполнить задания викторины «Мой край Югра». Все задания вам нужно выполнять самостоятельно, тот класс, который быстрее и правильно выполнит все задания, ждет сладкий приз. Командиры классов получите папку с заданиями викторины « Мой край Югра!»
Ведущий №2
Определить самых активных участников нам помогут мероприятия, проводимые в течение недели.
Дети зачитывают план недели экологии по дням.
Ведущий №1
И 23апреля, наградят всех, кто остался не равнодушным к состоянию окружающей природе нашего округа. Желаем вам успехов.
Звучит музыка Ю. Антонова» Земля наш дом!»
Ведущий №1
Опомнись, вздрогни, человек.
Не долог на земле твой век.
Но что после себя оставим?
И чем себя мы здесь прославим?
Экскурсия – основной метод наблюдения и познания. Экскурсия на очистные сооружения г. Сургута.
Цель: Создание условий для систематизации и обобщения знаний о работе предприятий по очистке воды.
Задачи:
Сформировать потребность проявлять активность в решении экологических проблем реки Обь. Помочь ребенку осмыслить себя как частичку окружающего мира.
Развивать экологическое мышление и экологическую культуру учащихся на основе различных способов очистки воды.
Воспитывать гражданскую ответственность за будущее своего города, своей страны.
Отработка навыков бережного отношения к воде дома, в школе.
Предварительная работа:
Выявление экологических проблем реки Обь и нахождение путей решения данных проблем. Просмотр фильма по экологии.
Форма организации деятельности — экскурсия.
Предполагаемый результат :
Во время экскурсий у школьников сформируется осознание необходимости бережного отношения к природе.
Ход экскурсии.
этапы
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
Вводная часть
Сегодня, мы совершим экскурсию на предприятия« Очистные сооружения»,
« Горводоканал»
Как вы думаете, почему это предприятие так называется?
Люди ,какой профессии там работают? Чем они занимаются?
Назовите адрес предприятия. Как добираются работники на работу? Назовите маршрут , по каким улицам нашего города будем проезжать?
Ответы детей.
Основная часть
Знакомство с предприятием
« очистные сооружения»
Какие стадии очистки проходит вода, попадая на это предприятие?
( механическая, бактерицидная, ультразвуковая)
Расскажите, что вы узнали о предприятии?
Для чего необходимо очищать воду? Опиши путь воды. Откуда она пришла и куда она придет. Как вы думаете, во всех ли населенных пунктах есть такие предприятия?
Продолжи пословицу
«Чистая вода для хвори беда»
« Здоровье тогда оценишь, когда его потеряешь»
Как вы думаете, какими свойствами обладает загрязненная вода? А чистая?
Откуда в нашем городе вода поступает в водопровод?
Как называется предприятие, которое добывает питьевую воду?
Знакомство с предприятием» Горводоканал»
Что вы знаете о системе очистки воды?
Расскажите путь воды :от скважины до крана в вашей квартире. Почему водопроводная вода чистая?
Предложи свои способы очистки воды в домашних условиях. Какие болезни могут возникнуть при употреблении неочищенной воды?
Вспомни, всегда ли ты бережешь воду дома, в школе. Какие правила нужно соблюдать по охране воды?
Задают вопросы работникам предприятия.
Откуда поступает вода на ваше предприятие? Что происходит с водой? Сколько времени необходимо для очистки воды?
Рассказывают интересные моменты.
Описывают путь воды
Работают с пословицами.
Ответы детей
Задают вопросы работникам предприятия.
Ответы детей, предлагают свои способы очистки воды.
Ответы детей,
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории экология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ