Экологическое воспитание в специальной коррекционной школе VIII вида

Экологическое воспитание в специальной коррекционной школе VIII вида.

В настоящее время экологическое образование и воспитание в школе становится все более приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Экологическое воспитание — проблема актуальная. Это связано с тяжелой экологической ситуацией на Земле, которая определяет настоятельную необходимость формирования нового экологического мышления. Формирование у подрастающего поколения стремления активно и эффективно участвовать в природоохранной деятельности является одной из приоритетных задач современного воспитания. Экскурсии, экологические игры, конкурсы, викторины, исследовательская работа - именно эти виды деятельности воспитывают экологическую культуру обучающихся.

Для того чтобы вовлечь учащихся, родителей в природоохранную деятельность, повысить их экологическую грамотность в школе на протяжении трех лет проводится Неделя экологии, приуроченная к Дню Земли, которая помогает обучающимся сделать вывод, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека, а поэтому оберегать эстетические, экологические, санитарно-гигиенические качества окружающей среды - значит заботиться о здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности.

ЦЕЛЬ : Создание и организация условий для систематизации и обобщения естественнонаучных знаний, инициирующих детскую деятельность через формирование экологической культуры и бережного отношения к природе.

В данном альманахе собраны материалы, которые помогут педагогам организовать и провести неделю экологии в школе.

При составлении плана работы недели проводится заседание методического объединения, на котором выявляются экологические проблемы, возникшие у обучающихся в процессе учебного процесса и на основе этого подбирается материал. Мероприятия подбираются таким образом, чтобы дети стали активными участниками проведения недели экологии, а это и практическая работа по очистке воды, изготовление плакатов и их защита, проведение агитбригад для учеников младших классов, викторины, инсценировки экологических сказок.

В школе накопилась определенная система воспитания. Накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей. Есть необходимость приведения накопительного, положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс воспитания непрерывным, а значит и более эффективным это включение внеклассных мероприятий в план работы кл. руководителя, школы. Предоставляя личностную и профессиональную свободу педагогу при выборе форм и методов работы по экологическому воспитанию.

Программа недели экологии очерчивает основные направления и формы деятельности по формированию личности, обладающей экологической культурой и экологическим мышлением. С каждым годом все больше становится участников экологической недели: это учителя трудового обучения, учитель обществознания, родители. Значительная часть времени школьника, его учебной, творческой и иной деятельности, его общения проходит в классном коллективе. Чтобы это время не пропало даром для ребёнка, чтобы он мог активно и плодотворно развиваться и самореализоваться в классном коллективе, надо чтобы он (коллектив) предоставил ему такую возможность. Это включение детей в поисковую, театральную , трудовую деятельность.

Неделя экологии включает в себя разнообразные формы проведения занятий с детьми: это викторина « Мой край Югра!», школьная линейка, экскурсии на очистные сооружения и предприятие « Горводоканал»,конкурс рисунков и плакатов « Нашей планете- зеленый наряд», выступление агитбригады « «Экологи», трудовой десант, проведение нестандартных уроков по географии., биологии, обществознанию. В течение 3 лет наша школа заключает договор с МП «Наше время», где обучающиеся старших классов работают на территории школы по ее благоустройству. В школе проводится акция « Вырасти цветы», выращенная детьми рассада высаживается на пришкольной территории и в течение лета ребята ухаживают за цветами. Свою помощь, ребята, оказывают и МОУ «Ивушка»: обустраивают цветники, белят стволы деревьев, убирают мусор. За свою работу обучающиеся награждены грамотами от школы и МОУ «Ивушка».

Опыт первого года проведения недели экологии показал, что необходимо в содержании уроков учителями биологии, географии, обществознания вводить глобальные экологические проблемы округа, страны и в совместной деятельности с детьми находят пути решения. Полученные знания, на этих уроках обучающиеся смогут использовать в своей жизни.

Тематика и содержание недели экологии меняется в зависимости от тех проблем, которые выявляют дети в процессе учебной деятельности.

Так в

2010г. - « Праздник Земли»

2011г. - « Нашей планете зеленый наряд»

2012г. - « Живи Земля»

Результатом проводимых мероприятий можно считать то, что знания, полученные на «Недели экологии»,экологических мероприятиях обучающиеся стараются использовать в своей жизни. Так при посещении лесных зон отдыха обучающиеся называют и выполняют те правила поведения, которые не наносят вред природе. Активно участвуют в проведении общешкольных и городских мероприятий по уборке пришкольной территории, установлении экознаков.

С целью изучения эффективности экологического воспитания проводится диагностика уровня воспитанности и анкетирование учащихся. В определении уровня воспитанности используется методика Н.П.Капустина, по которой одним из критериев является отношение к природе. Этот критерий складывается из бережного отношения к земле,  к растениям, к животным, стремления сохранить природу в повседневной жизнедеятельности и труде,  оказать помощь природе.

Результат экологического воспитания – воплощение модели выпускника Казенного специального( коррекционного) образовательного учреждения Ханты- Мансийского автономного округа-Югры для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

« Сургутская специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» обладающего экологической культурой.

Технология проведения экологической недели.

Неделя экологии - это коллективное творчество педагогов и учащихся. Дети любят праздники за новизну человеческих отношений. «.....Праздник не праздность, а всегда большое и важное дело, всегда коллективное, всегда творческое»,- так писал Сталь Шмаков в своей книге: « Нетрадиционные праздники в школе».

Как создать неделю экологии?

На м/о учителей гуманитарного цикла проводится обсуждение и составление плана недели, распределение обязанностей, назначение ответственных за проведение тематических занятий. В ходе предварительного этапа были задействованы учителя столярного дела, швейного дела, кулинарии. Подготовительный этап начинается за 10-14 дней до начала недели, где указываются мероприятия и ответственные. План недели согласовывается и подписывается администрацией школы, вывешивается на стенде в учительской и основной этап оформляется в фойе школы в виде объявления, для ознакомления обучающихся.


Подготовительный этап (с 26.03.-13.04.2012г)


Мероприятия

Место проведения

Дата

Ответственные

1

Составление сценария, плана мероприятий


кабинет

206

26.03.-27.03

Учителя биологии, географии

2

Конкурс рисунков

«Живи, Земля!»

стенд «В мире детской фантазии»,

столовая

с02.04.-20.04

Педагог-организатор


3

Выпуск стенгазет

«Мой край –Югра»,

«Красная книга Югры»,

«Лекарственные растения»,

«Лесовичок,

«Экология Земли»

Холл школы,

столовая

с 02.04.-

20.04

Учителя биологии, географии

4

Изготовление макета экологического знака

кабинет

столярного дела

с 02.04.-

14.04

Учитель трудового обучения

5

Изготовление эскизов «Экологические знаки»

каб №107

с 02.04.-

14.04

Ученицы 9 кл.



6

Изготовление выпечки для угощения учащихся

1,4 классов

кабинет кулинарии

к 19.04.

Учитель кулинарии


Ученицы 8-9 кл

7

Репетиция театрализованных сказок

Кабинеты

107, 206,205, 308

с 30.03-9.04

учителя гуманитарного цикла


8

Изготовление макета стенгазеты и ведение дневника недели экологии


Кабинеты

107, 206

с16.04-23.04

учителя биологии, географии

9

Изготовление дидактического, демонстрационного материала, декораций для оформления зала


Кабинеты

107, 206

с16.04-19.04

учителя биологии, географии, трудового обучения

10

Изготовление и подбор презентаций, видео и DVD фильмов для уроков биологии и географии


Кабинеты

107, 206

с30.03-9.04

учителя биологии, географии

11

Выставка в библиотеке книг и журналов на тему «Природа»

библиотека

с16.04-20.04

библиотекарь

12

Проведение музыкальных минуток на уроках биологии, географии

«Звуки природы», «Красота природы безгранична»,

«Эти забавные животные», «Музыка цветов»

Кабинеты

107, 206

с16.04-19.04

учителя биологии, географии

13

Экологический выпуск школьной газеты(интервью, подбор информации, фоторепортаж)


с 02.04.-

14.04

Романова Г.Н.

Кузьминых Л.Д.

14

Подбор и систематизация мультимедийного материала «Звуки природы для релаксации, проведения физкультминуток

(с целью пополнения школьного электронного сборника)

Кабинеты

107, 206

с 02.04.-

23.04

учителя биологии, географии

15

Составление методического пособия альманах «Живи, Земля!»

Кабинеты

107, 206

К 23.04

учителя биологии, географии



Основной этап (с 16.04.-21.04.2012г)


Дата

кабинета

Время

урока

Мероприятия

Класс

Ответственные

1

16.04


Спорnзал




107

11.40




13.40

Открытие недели, общешкольная линейка

Творческая мастерская по изготовлению эскизов

экологических знаков

5-9




6,8

учитель географии



учитель географии

творческая группа детей

2

17.04

206





206

10.10

3урок




12.00

5 урок

Экологическая викторина «Природа-наш дом»


Игра-путешествие

по станциям «Знай и люби свой край»

7а,7б





5а,5б,6

учитель истории





учителя гуманитарного цикла

3

18.04


14.00.

Экскурсия МУП «Горводоканал», «Очистные сооружения канализации г.Сургута».

9а,9б

учителя географии и биологии

4

19.04

206




206

11.00

4 урок



12.00

5 урок

Интеллектуальная игра «Югра- мой край родной»


Викторина в форму устного журнала

«Юные экологи»

9а,9б




1,4

учитель истории




учитель биологии


5

20.04

308




столовая

09.20

2урок



13.50

Устный журнал

«Земля – живая планета»


Экологический калейдоскоп театрализованных представлений «Живи, Земля!»

9а,9б

учитель СБО




учителя географии и биологии

6

21.04

Парк Энергетиков


Установка экологических знаков

6,8

учитель географии



Заключительный этап (23.04.2012г)


Мероприятия

Место проведения

Время

Ответственные

Общешкольная линейка (награждение победителей, вручение грамот и благодарственных писем)

Спортивный зал

11.40

учителя географии и биологии

Как назвать? В нашей жизни много праздников, и каждый из них как-то называется. Чтобы дать название празднику, недели экологии необходимо чтобы они связаны с экологическим календарем. Это День птиц, Международный день отказа от курения, День Земли.....

С чего начать?

«Начинать организацию любого дела следует с конца»

Определить цель, просчитать результат, конечный эффект( эмоциональное состояние, в котором будут участники торжества после того, как все завершилось)

От чего зависит настроение участников праздника после его окончания?

«Праздник надолго запомнится всем, если сбываются их надежды, ожидания, мечты».

Как узнать о желаниях участников праздника?

Для этого можно воспользоваться методом, который известен под названием « синектика». Этот метод придумали психологи, занимающиеся проблемами творческого мышления. Один из приемов синектики гласит:

«НАДО ОЛИЦЕТВОРИТЬ СЕБЯ С ОБЪЕКТОМ».

Или, проще говоря, надо поставить себя на место участника праздника, а затем поразмыслить: « Чего я — участник праздника- на самом деле от этого праздника хочу?» Ожидания, скорее всего, будут разные и даже противоположные. То, что обощает и объединяет разнохарактерные на первый взгляд ожидания, можно выразить в трех ключевых словах:

« Комфорт. Признание. Успех».

« Быть или не быть празднику?»

Этот вопрос решают организаторы. Практически все участники праздника являются организаторами. Нужно подумать: « Что лично я могу сделать, чтобы праздник состоялся?» при этом вспомнить можно слова А. Грея. «Чудеса надо делать своими руками!. Все , что мы делаем сегодня,- это тщательно замаскированное прошлое».

Форма или сценарий?

Форма проведения — одно из самых ответственных решений при организации праздника. Выбор формы- один из первоочередных этапов подготовки, более ранний, чем написание сценария.

От выбора формы зависит: содержание выступлений, их очередность и продолжительность;

Форма определяет стиль и масштаб оформления;

Подсказывает , во что следует одеться, как выглядеть в этот день.

Форма диктует время и место проведения праздника.

Создание сценария — обязательный этап, хотя не означает, что

самого начала нужно писать его полный тест. Сценарий - это мечта, фантазия, все, что хочется увидеть на празднике. Возможно, некоторые идеи сценария не осуществляется, другие же, самые невероятные , окажутся вполне осуществимыми в процессе подготовки праздника. В сценарии должны быть определены принципы музыкального и художественного оформления, указан необходимый реквизит и костюмы.

Как обеспечить успех?

Праздник будет успешным , если предусмотреть , приготовить. Для этого необходимые вещи:

  • Составить список дел.

  • Распределить поручения.

Нужны ли репетиции?

Будущий праздник нужно отрепетировать по частям, эпизодам, затем сводить воедино, отрабатывать технику чистового варианта( генеральная репетиция)

Где? Когда? Для кого?

Визитные карточки праздника-афиши и пригласительные билеты.

  • Афиша не должна быть неряшливой, в ней — и текст и шрифт- могут быть изящными или безвкусными, скучными или веселыми.

  • Пригласительный билет -тоже важно, чтобы информация была исчерпывающей: чему посвящен праздник, где, когда, для какого возраста.

« Мажорный тон» праздника.

В подготовке и проведении праздника необходим» мажорный тон ( по определению А. С. Макаренко) А возникает он только, тогда когда педагоги внесут в любую работу радостный настрой, уважение к каждому участнику - улыбкой и шуткой, добрым словом, похвалой, советом. Результат праздника - это коллективно пережитое чувство морального удовлетворения. Гордости, которое способствует эмоциональному сплочению коллектива.

Что получилось , что не получилось, почему?

Анализ праздника позволяет учится на собственном опыте, отмечать рост, развитие детей.


Сценарий проведения школьной экологической общешкольной линейки.


Цель: создание условий для повышения экологической культуры обучающихся и формирование гуманного отношения к природе.


Задачи:

1.Сформировать представление о природе ,как среде жизнедеятельности человека.

2.Развивать потребность проявлять активность в решении экологических проблем на основе практических и творческих умений обучающихся.

3.Воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.


Оборудование:

футболки с логотипами букв» ЭКОЛОГИ», экознаки, муз.центр, запись песни Ю. Антонова, для каждого класса задания викторины « МОЙ КРАЙ ЮГРА» план недели экологии.


Предварительная работа:

чтение экологических сказок

ознакомление с программой X Международной акции « Спаси и сохрани»

изготовление логотипов букв.


Форма организации деятельности -КТД

предполагаемый результат:

Обучающиеся повысят экологическую культуру, систематизируют знания о ХМАО-Югре.


Все учащиеся построены в спорт.зале. Звучит музыка Ю. Антонова

« Земля наш дом».

Полукругом стоят дети в одинаковых футболках с логотипами букв «ЭКОЛОГИ».

Мы активны, и нам не безразлично,

что творится на нашей планете Земля

Мы – экологи

А кто такие экологи?

Это люди, оберегающие нашу планету,

окружающую природу от гибели

Это борцы за справедливость!

Кто не равнодушен к тому, что творится на нашей планете

Мы приглашаем вас, присоединиться к нам.

Каждый ученик читает заповеди и показывает экознак.

Будь настоящим другом природы. Ухаживай за природой, преумножай ее богатства. Посади и вырасти дерево, цветок, растение. Вылечи каждое раненое дерево. Не засоряй реки, озера, родники, помни – придется воды напиться. Будь готов всегда встать на защиту своих младших братьев.

Ведущий №1

22 апреля День Земли. Земля- это наша планета, на которой мы с вами живем. В ХМАО-Югре в течение года проходит X Международная акция» Спаси и сохрани». Наша школа присоединятся к этой акции. В течение недели с 16 по 21 апреля пройдет неделя экологии» ЖИВИ ЗЕМЛЯ». Надеемся, что вы станете активными участниками.

Ведущий №2

Давайте будем

Беречь планету!

Во всей вселенной

Красивей нету.

Во всей вселенной

Совсем одна

Что будет делать, без нас она?

Ведущий №1

Небо без птиц - не небо,

море без рыб – не море

и земля без зверей - не земля.

Только от нас с вами зависит, какая будет наша планета.

Ведущий №2

Несомненно, всем кто хочет помочь природе и стать ей другом, необходимо много знать о природе. Знать о том, чем дышит и как живет природа, удивительные особенности природы и ее целебные свойства.

Ведущий №1

Начиная, с сегодняшнего дня каждому классу предлагаем продемонстрировать свои познания о природе нашего края. Вам предлагаем выполнить задания викторины «Мой край Югра». Все задания вам нужно выполнять самостоятельно, тот класс, который быстрее и правильно выполнит все задания, ждет сладкий приз. Командиры классов получите папку с заданиями викторины « Мой край Югра!»

Ведущий №2

Определить самых активных участников нам помогут мероприятия, проводимые в течение недели.

Дети зачитывают план недели экологии по дням.

Ведущий №1

И 23апреля, наградят всех, кто остался не равнодушным к состоянию окружающей природе нашего округа. Желаем вам успехов.

Звучит музыка Ю. Антонова» Земля наш дом!»

Ведущий №1

Опомнись, вздрогни, человек.

Не долог на земле твой век.

Но что после себя оставим?

И чем себя мы здесь прославим?

Экскурсия – основной метод наблюдения и познания. Экскурсия на очистные сооружения г. Сургута.


Цель: Создание условий для систематизации и обобщения знаний о работе предприятий по очистке воды.

Задачи:

  • Сформировать потребность проявлять активность в решении экологических проблем реки Обь. Помочь ребенку осмыслить себя как частичку окружающего мира.

  • Развивать экологическое мышление и экологическую культуру учащихся на основе различных способов очистки воды.

  • Воспитывать гражданскую ответственность за будущее своего города, своей страны.

  • Отработка навыков бережного отношения к воде дома, в школе.

Предварительная работа:

Выявление экологических проблем реки Обь и нахождение путей решения данных проблем. Просмотр фильма по экологии.

Форма организации деятельности — экскурсия.

Предполагаемый результат :

Во время экскурсий у школьников сформируется осознание необходимости бережного отношения к природе.

Ход экскурсии.

этапы

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Вводная часть

Сегодня, мы совершим экскурсию на предприятия« Очистные сооружения»,

« Горводоканал»

Как вы думаете, почему это предприятие так называется?

Люди ,какой профессии там работают? Чем они занимаются?

Назовите адрес предприятия. Как добираются работники на работу? Назовите маршрут , по каким улицам нашего города будем проезжать?



Ответы детей.

Основная часть

Знакомство с предприятием

« очистные сооружения»

Какие стадии очистки проходит вода, попадая на это предприятие?

( механическая, бактерицидная, ультразвуковая)

Расскажите, что вы узнали о предприятии?

Для чего необходимо очищать воду? Опиши путь воды. Откуда она пришла и куда она придет. Как вы думаете, во всех ли населенных пунктах есть такие предприятия?

Продолжи пословицу

«Чистая вода для хвори беда»

« Здоровье тогда оценишь, когда его потеряешь»

Как вы думаете, какими свойствами обладает загрязненная вода? А чистая?

Откуда в нашем городе вода поступает в водопровод?

Как называется предприятие, которое добывает питьевую воду?

Знакомство с предприятием» Горводоканал»

Что вы знаете о системе очистки воды?

Расскажите путь воды :от скважины до крана в вашей квартире. Почему водопроводная вода чистая?

Предложи свои способы очистки воды в домашних условиях. Какие болезни могут возникнуть при употреблении неочищенной воды?

Вспомни, всегда ли ты бережешь воду дома, в школе. Какие правила нужно соблюдать по охране воды?

Задают вопросы работникам предприятия.

Откуда поступает вода на ваше предприятие? Что происходит с водой? Сколько времени необходимо для очистки воды?


Рассказывают интересные моменты.

Описывают путь воды



Работают с пословицами.







Ответы детей


Задают вопросы работникам предприятия.



Ответы детей, предлагают свои способы очистки воды.





Ответы детей,



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории экология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ