Познавательная игра "ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РОМАШКА"








ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РОМАШКА


Познавательная игра





























Витухина Татьяна Александровна

Учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №22 г.Сызрань, Самарская область





«Ромашка» — форма организации игры на экологическую тему.

Каждый лепесток «ромашки» содержит разнообразные задания, такие, как логические задачи, загадки, крипто­граммы, игры на развитие воображения, аукцион, юмо­ристические задачи и т. д.

Игра способствует повышению общего уровня экологиче­ской культуры детей, развитию творческих и коммуникативных способностей. Рассчитана на детей 2—4-го классов.


Ведущий. Земля, земной шар — это наш общий большой дом, в котором хватает места всем: людям, животным, растениям... Над нами одна общая голубая крыша — небо. У нас под ногами один общий пол — земная поверхность. У нас один на всех чудесный источник света и тепла — солнце. У нас общие источники влаги: реки, озера, моря, океаны... Всем надо дышать, есть, пить, растить детишек.

За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их природе. И установилось равновесие. Известно, что всегда растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватит, и сохранятся на Земле все виды рас­тений и животных. Если же в этой цепочке разрушить хоть какое-нибудь звено, например, уничтожить растения, равновесие нарушится, и рассыплется вся цепочка. И даже может произойти катастрофа в природе. Люди не всегда учитывали все звенья цепи: вырубали леса, осушали болота, распахивали степи. Они грубо нарушали законы природы. И для того, чтобы сохранить ее, а заодно и самим уцелеть, надо изучать и соблюдать законы живой природы. Так возникла наука ЭКОЛОГИЯ. Это слово составлено из двух греческих слов: «ойкос» — «дом» и «логос» — «наука». Значит, можно сказать, что эколо­гия — это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нем жить. Надеюсь, что игра «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РОМАШКА» поможет нам с вами еще раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь. Условия игры. Изготавливается модель ромашки (жел­тый кружок-сердцевина и любое количество белых лепестков). На обратной стороне лепестков простав­лены их номера. Все детали «ромашки» прикреплены к магнитной доске. Дети делятся на группы (по желанию). Каждая груп­па выбирает себе командира, придумывает название. За­тем командиры групп подходят к «ромашке», «срывают» по лепестку, получают от ведущего карточки с заданиями под соответствующими номерами, и команды приступают к подготовке задания. По истечении отведенного времени команды по очереди представляют выполненную работу.


Карточки — задания


1.Распределить слова в два столбика по принципу «жи­вая — неживая природа»: солнце, мальчик, ягода, небо, вода, камни, гриб, рыбка, заяц, ливень, по­чва, дерево.


Ответ: мальчик солнце

ягода небо

гриб вода

рыбка камни

заяц ливень

дерево почва


2.Изобразить животных с помощью жестов и мимики:
медведя, зайца, верблюда, петуха, дятла, обе­зьяну.

3.Отгадать загадки


Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдет приют.

Не боится он простуды:

С первым снегом тут как тут.

(Снегирь)


Окраской сероватая,

Походкой мешковатая,

Повадкой вороватая,

Крикунья хрипловатая. (Ворона)


Длиннохвоста, белобока,

И зовут ее ... (сорока).


Живет в дупле пустом,

Дуб долбит, как долотом. (Дятел)


Маленький мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крошки собирает.

(Воробей)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней?

Кто же это?

(Соловей)


Всех прилетных птиц черней, Хоть я птичка-невеличка,

Враг личинок, друг полей, У меня, друзья, привычка

Взад-вперед по пашне вскачь. Как начнутся холода,

А зовется птица... (Грач). Прямо с севера сюда.

(Синичка)


4. Расшифровать криптограмму:

12, 3, 2, 3, 11, 15

9,3, 1 — 10, 5, 6, 3

12, 8, 11, 5, 13, 1, 14, 8.

Ключевые слова:

1, 2, 3, 4, 5 — третий день недели. (Среда)
6, 7, 8, 9, 5 — учреждение, где ученики получают знания. (Школа)

10,8, 11, 15 — нижние конечности человека. (Ноги)

12, 8, 13, 14, 5 — верхняя лиственная часть у кар­тофеля, моркови, свеклы. (Ботва)

Ответ. Береги лес — наше богатство.


5. Из данных видов транспорта исключить лишнее слово и объяснить свой выбор: автомобиль, теплоход, велосипед, мотоцикл, автобус, самолет.

Ответ. Велосипед, т.к. это экологически чистый вид транс­порта, потому что не работает на топливе.

Ведущий. Какие еще экологически чистые виды транспор­та вы знаете? (Электровоз, трамвай, троллейбус, метро.)


6.Пофантазировать: что было бы, если... Если вдруг исчезли бы с лица земли все цветы? Если бы не стало воды? Если бы исчезли птицы?


7. 7. Провести с учащимися аукцион лекарственных растений.

Задача ведущего: выразительно прочитать стихи о лекарственных растениях.

Задача учащихся: «собрать» как можно больше лекарственных растений, т.е. по окончании чте­ния стихов желающие должны по очереди назвать как можно больше растений, о которых шла речь в стихах. Побеждает тот, чей перечень окажется длиннее.


Я — жень-шень — чудесный корень.

Если кто-то сильно болен,

Разыщите корень мой,

И поправится любой.

Вам настойка из жень-шеня

Аппетит вернет и смех,

Ведь жень-шень обозначает

Чудо «корень-человек».


На тропинке, на дорожке —

Всюду чирьева трава,

Или просто подорожник, —

Всем знакома, не нова!

Привязал листок к нарыву,

День-другой пройдет — и диво

Ты здоров без докторов.

Вот простой листок каков!



Липа — средство от простуды,

Знают все о том повсюду.

Хоть невзрачен липы цвет,

Но полезней чая нет.

При ангинах и простудах

Пьют целебный липы чай.

Говорят, когда болеют:

«Ну-ка, липа, выручай!»


Есть герань, гвоздика, кашка-

Всех цветов не сосчитать.

Есть аптечная ромашка.

Про ромашку надо знать: Белый крошечный цветочек - Для припарок, для примочек. Если воспаление,

Отвар — успокоение.


Семена мои целебны —

При гастритах пьют настой. Корни — убивают яды

И снимают в почках боль.

У меня одна беда:

Зацветаю я когда,

То цветов моих краса

Всем бросается в глаза.

И в букеты рвут меня,

Я боюсь их как огня!

Я прошу вас, пощадите

И пионы зря не рвите!

В нас не только фитонциды,

Что микробам так страшны,

Мы содержим витамины,

Что, бесспорно, всем нужны.

И поэтому, чтоб реже

Приходилось вам болеть,

В каждом доме лук, чеснок

Круглый год должны иметь.

Тот, кто с нами крепко дружит,

Никогда не занедужит.


В доме много аромата,

Если в доме сохнет мята.

Мятная лепешка,

Настоя мяты ложка —

Нету больше тошноты,

Нету в горле хрипоты.

Валидол, зубная паста —

Всюду мята, мята, мята!

Собираем не напрасно

Эту травушку, ребята!


8. Слева написаны времена года, справа — то, что происходит в природе, в жизни людей в разные времена года. Задача: соединить стрелками левый столбик с правым.


ЗИМА Набухают почки.

Листопад.

Прилетают грачи.

Бабье лето

ВЕСНА Грибная пора.

Сбор клюквы.

Уборка зерновых.

ЛЕТО Сенокос.

Птицы вьют гнезда.

Рождество

ОСЕНЬ Рождество.

Ледоход

Гололёд


9. Отгадать загадки.

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу —

Она понадобится сразу. (Глина)


На кухне у мамы

Помощник отличный,

Он синим цветком

Расцветает от спички.

(Природный газ)


Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)



Он черный и блестящий,

Друг наш настоящий

Он несет в дома тепло,

От него в домах светло.

Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.

(Каменный уголь)


Без нее машина даже

Километра не пройдет,

Самолеты, вертолеты

Не отправятся в полет,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это?

(Нефть)


Росли на болоте растения...

А теперь это топливо и удобрения. (Торф)


Она варилась долго в доменной печи,

Чтоб потом нам сделали ножницы, ключи.

(Железная руда)


10.Какому животному принадлежит хвост?

С помощью хвоста она плавает. (Рыба.)

С помощью хвоста он ползает по дну реки. (Рак.)

У нее хвост вместо руля. (Птица.)

Благодаря хвосту он отталкивается от земли и пры­гает дальше всех, а также сидит, опираясь на хвост. (Кенгуру.)

У нее хвост — дополнительная рука. (Обезья­на.)

Она рулит своим хвостом, перепрыгивая с ветки на ветку. (Белка.)

У нее хвост — мухобойка. (Корова, лошадь.)

У нее на хвосте погремушка, с помощью которой она пугает врагов. (Гремучая змея.)

В случае опасности быть пойманной за хвост, он отбрасывает его. (Ящерица.)


11.Расшифруйте словосочетание:

АГИНК ЯАНСАРК.

Ответ. Красная книга.


12. Решить задачи из задачника Г. Остера.

Ученики одной школы следят за тем, чтобы вода не лилась из кранов зря. Поэтому поло­вина учеников этой школы приходит на за­нятия с немытыми руками. Другая половина приходит не только с немытыми руками, но и с неумытыми лицами. Сколько всего учеников в этой школе, если каждый день с неумытыми лицами на занятия приходят 290 мальчиков и 46 девочек? (672.)


В прошлом году Ниночка познакомилась с одним мальчиком, и он подарил ей котенка. В этом году Ниночка познакомилась с 12 мальчиками, и каждый подарил ей по 2 котенка. Теперь Ниночка хочет познакомиться еще с каким-нибудь мальчиком и собирается подарить ему всех своих котят. Сколько котят имеет шанс приобрести этот не известный пока Ниночке мальчик? (25.)


13. Снег — один из признаков русской зимы. Его на­зывают по-разному. Вставьте в предложения недо­стающие слова. Они вразнобой должны быть на­писаны ниже.


  • Свежий, чистый, только что запорошивший землю снег называется... (пороша).

  • Если снежинки слипаются на лету, мы говорим о них... (хлопья).

  • Если твердые белые шарики больно секут щеки и лоб, то они называются... (крупка).

  • Ветер гонит снег, и тот змейкой мчится по земле. Это... (поземка).

  • Ветер кружит, вьет в воздухе снег. Это... (вью­га).

  • На равнине или в степи, где ветру нет удержу, может разыграться настоящая снежная буря — ...(буран).

  • Для старого, залежалого, черствого снега есть в русском языке хрустящее слово — ... (наст).

Ведущий. Игра закончена. Поделитесь, пожалуйста, сво­ими ощущениями.


Подведение итогов игры.


Список использованных источников:


1. В гармонии с природой. Минск: ИООО Красико-Принт, 2011г.

2. Занимательный материал на уроках природоведения. Гращенкова В.С. Смоленск, 2010г.

3. Вредные советы. Остер.Г. Москва 2010г.

4. Задачник. Остер.Г. Москва 2010г.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории экология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ