МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЭКОЛОГИИ ДЛЯ 7 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «СПОСОБЫ ДОБЫВАНИЯ ПИЩИ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА Г. ФРОЛОВО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

ИМЕНИ Ю.А. ГАГАРИНА»








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЭКОЛОГИИ

ДЛЯ 7 КЛАССА ПО ТЕМЕ:

«СПОСОБЫ ДОБЫВАНИЯ ПИЩИ»






Разработал:

Шигидина Надежда Константиновна,

учитель биологии










ФРОЛОВО

2012

Тип урока: комбинированный.


Задачи:

а) образовательные:

расширить знания обучающихся о питании животных;

познакомить со способами добывания пищи.

б) развивающие:

развивать познавательный интерес к предмету;

развивать умения обобщать, анализировать и систематизировать знания;

развивать умение видеть зависимость между строением органа и выполняемой функцией.


Оборудование:

а) ИКТ — доска Mimio Teach, документ-камера;

б) документы — учебные таблицы, набор открыток: «Хищные живот-ные», «Животные морей и океанов», «Хищные птицы», «Копытные животные», фотографии, сделанные обучающимися: «Беззубка», «Змеед», учебные таблицы «Паразитические черви», Красная книга Волгоградской области;

в) натуральные объекты — коралловый полип, аквариумные рыбки, красноухая черепаха, волнистый попугай.

Ход урока:


I — ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Учитель приветствует обучающихся с целью достижения:

положительного эмоционального настроя;

мотивации на активную работу.


II — ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.


Учитель:

Ребята, прежде чем мы приступим к изучению нового интересного материала, нам нужно убедиться, что вы хорошо поняли предыдущий урок. Для этого я предлагаю Алёне и Ивану поработать с тестами (обучающиеся получают индивидуальные тестовые задания).

А остальным я предлагаю следующее:

Напомните мне, на какие же группы делятся животные в зависимости от вида пищи, которую они поедают? (учитель прикрепляет при помощи магнитов таблички с названиями групп животных в зависимости от потребляемой пищи)


Зоофаги

Фитофаги

Полифаги

Копрофаги

Сапрофаги




ПРОВЕРИМ ВАШИ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ НА ПРОЧНОСТЬ.


Учитель:

А теперь проверим, правильно ли вы распределите предложенные вам изображения животных по группам (учитель раздает 3 группам обучающихся наборы открыток с изображениями различных животных питающимися разными видами корма). Один обучающийся от группы у доски быстро прикрепляет открытки к табличкам на доске.


АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ.

Учитель:

Ребята, посмотрите какие разные животные и разная пища. А как вы думаете, одинаковая ли у них будет пищеварительная система?

Какие доказательства можете привести?


Ответы, например:

Жвачные животные:

  1. сложный желудок;

  2. особое строение зубов.

У лошадей: длинная слепая кишка.


Ребята, а как вы думаете, полифаги или монофаги в природе оказываются в более выгодном положении и почему? (Учитель уточняет, например: змееяд из Красной книги Волгоградской области, коала и панда);


III — ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.


Учитель ставит проблемный вопрос перед классом:

Ребята, вы поняли, что разнообразие пищи на Земле огромное, так же как и животных потребляющих её. Вы знаете, что есть группы животных в зависимости от потребляемой пищи, а как по-вашему, о каком очень важном моменте связанным с питанием животных мы еще не говорили?

(О способах добывания пищи).


Это и есть тема нашего урока.

Запись темы урока на доске с помощью Mimio Teach.


Учитель:

Предлагаю начать с животных, которые очень мало двигаются.

Через документ — камеру демонстрация беззубки и актинии.

Наши рассуждения записываем в тетрадь: беззубка фильтрует воду, актиния — довольствует, тем что, проплывает мимо.

Учитель заполняет таблицу через документ — камеру, а обучающиеся заполняют розданные им таблицы в формате А4.



Пассивное питание.




Низкий уровень

обмена веществ.

Сидячий, малоподвижный

образ жизни.

Малая потребность

к пищи.





Вывод: такой способ называется пассивным.


ПРОВОДИТСЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.


Учитель:

А теперь посмотрите на это животное.

Демонстрация через документ — камеру.

Бычий цепень и свиной солитер — вы правы, это паразиты.

Обучающиеся вместе с учителем выясняют особенности паразити-ческого образа жизни.

Паразитическое питание.





Приспособление для

проникновения в организм.

Приспособление для

удержания в теле

хозяина.

Упрощения во внутреннем

строении.












Учитель:

А эти оставшиеся пустыми прямоугольники вы заполните дома, готовясь к домашнему заданию.


Учитель демонстрирует через документ — камеру фотографии тигра, леопарда, дельфина.

Ребята, конечно же, все вы знаете, что эти животные хищники.

В ходе беседы обучающиеся самостоятельно приходят к выводу об особенностях активного способа питания животных.

Учитель через документ- камеру заполняет таблицу, а обучающиеся заполняют ее в розданных таблицах.






Активный способ.



Выслеживать

Преследовать.

Маскироваться.




Быстро бегать.

Затаиваться.

Умерщвлять.






Учитель:

Какими физиологическими особенностями должны обладать хищники?

Ответы, например:

  1. Хорошее зрение;

  2. Хороший слух;

  3. Сильные мышцы;

  4. Хорошо развитый головной мозг;


Учитель:

Молодцы, ребята!!! Зачем в природе многообразие способов питания?

Ответы, например:

Уменьшение конкуренции и использование всего разнообразия пищевых ресурсов.

Рефлексия:

1) Учитель:

А как вы думаете, ребята, чего в природе больше - видов пищи или способов их добывания? Те, кто думает, что больше способов добывания поднимает красные карточки, а те, кто думает, что видов пищи — поднимает жёлтые карточки.

Далее учитель проводит анализ поднятых карточек и делает обобщение.

2) Обучающиеся при помощи карточек отвечают на вопрос: «У кого возникли сложности при изучении нового материала?»

Учитель делает вывод и обобщает результаты рефлексии.

Домашнее задание:

  1. Заполнить таблицу до конца;

  2. Дифференцированное задание: подготовить сообщения по темам:

I ряд — способы добывания пищи пресмыкающимися;

II ряд — способы добывания пищи птицами;

III ряд — способы добывания пищи млекопитающими.

Описать способы питания аквариумными рыбками, красноухой черепахой, волнисты попугаем.


Параграф № 9.

Учитель объявляет и комментирует оценки обучающихся.


Список литературы

1. Анашкина А. Н. Кроссворды для школьников. Биология — Ярославль: Академия Развития, 1997.

2. Справочник необходимых знаний / под редакцией В. Б. Тетевина — М.: Рипол Классик, 2002.

3. Ясницкая В. Р. Социальное воспитание в классе: теория и методика: учебное пособие — М.: Академия, 2004.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории экология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ