Конспект урока для 10 класса "Исследование первого закона термодинамики к различным изопроцессам"

Открытый урок по физике в 10 классе.


Тема урока «Исследование первого закона термодинамики к различным изопроцессам».

Тип урока – интегрированный, с применением информационных технологий.

НПТ - новые педагогические технологии:

  • Исследование, поиск (по преобладающему методу);

  • Групповые (по организационными формам);

  • Информационные (компьютерные - по типу управления познавательной деятельностью);

  • Личностно-ориеитированные (по подходу к ребёнку);

  • Дифференцированное обучение (по уровню умственного развития учащихся).

Задачи урока

1. Исследовать первый закон термодинамики и записать уравнения первого закона термодинамики для различных изопроцессов (изохорного, изотермического, изобарного, адиабатного),

2.Раскрыть физический смысл уравнений первого закона термодинамики,

3. Систематизировать материал об изопроцессах в виде таблицы №1.

Цели урока

Образовательная - закрепить, обобщить и углубить знания обучающихся об изопроцессах, научить применять первый закон термодинамики для изопроцессов;

  • Воспитательная - предоставить возможность почувствовать свой потенциал каждому обучающемуся, чтобы показать значимость полученных знаний, побудить к активной работе мысли; н

  • Развивающая - развитие правильной физической речи обучающихся, умение выделять главное, обобщать, анализировать, связывать имеющиеся знания в единое.

Оборудование к уроку

Компьютерная программа «Открытая Физика».

  • Компьютерная программа «Живая физика».

Дидактический материал - учебные тематические тесты по физике для 10 класса (ЛАТ МИПКРО), таблица Менделеева.

  • Учебник физики для 10 класса, авторы Г.Я.Мякишев, Б.Б. Буховцев .

Раздаточный материал (таблица №1, задачи - расчётные, графические, кроссворд, таблица с основными физическими константами).

  • Анкета для оценки обучающимися успешности урока (поставить галочку около выбранного утверждения).

  • Анкета для присутствующих гостей на уроке.

Проведение опыта - нагревание газа при быстром сжатии (прозрачный цилиндр с плотно пригнанным поршнем, кусочек ваты эфир) - рисунок №55 на странице 75 учебника Ф10.

Основные знания и умения

Знать:

Понятия (физические величины и единицы их измерения)

Внутренняя энергия;

и Дж

Количество теплоты;

Q Дж

Работа;

А Дж

Масса;

m кг

Молярная масса;

М кг/моль

Абсолютная температура;

Т К

Универсальная газовая постоянная;

R Дж/мольК

Давление;

Р Па

Объём;

V м3

Удельная теплоёмкость;

с Дж/кг°С

Удельная теплота парообразования;

L Дж/кг

Удельная теплота плавления;

λ Дж/кг


Законы

  • Первый закон термодинамики (формулировка);

  • Первый закон термодинамики (математическая запись);

  • Уравнения первого закона термодинамики для различных изопроцессов;

  • Уравнение теплового баланса.

ΔU=A+Q ΔU=Q - А'

Изохорный процесс

А= - А1

A = pΔv

Изохорный процесс v=const Δv=0 А'=О ΔU=Q

Изотермический процесс T=const ΔU=0 Q = А'

Изобарный процесс p=const ΔU+A'=Q

Адиабатный процесс Q=0 ΔU=A

Уравнение теплового баланса Q1+Q2+ Q3+...=0

Уметь

  • Применять первый закон термодинамики к различным тепловым изопроцессам (изохорному, изотермическому, изобарному, адиабатному).

План урока.

1. Организационный момент 1 мин.

2, Тема, задачи, цели урока 1 мин.

3. Проверка домашнего задания (п.23-26).

Фронтальный опрос по группам.

Учащиеся задают вопросы:

1 группа -2 группе;

  • 2 группа - 3 группе;

  • 3 группа - 4 группе;

4 группа - 5 группе;

  • 5 группа - 6 группе;

  • 6 группа - 1 группе.

Проверка правильности ответов с помощью компьютерной программы «Открытая Физика». 10 мин.

4. Самостоятельная работа учащихся в группах

- исследование первого закона термодинамики и запись уравнений первого закона термодинамики для различных процессов (работа с учебником Ф10 п.27): 10 мин.

1 группа - изохорный процесс стр.73.

2 группа - изотермический процесс стр.74.

  • 3 группа - изобарный процесс стр. 74.

  • 4 группа - адиабатный процесс стр. 74.

5 группа - применение нагревания воздуха при быстром сжатии (стр. 74 -75, опыт по рис.75).

  • 6 группа - теплообмен в замкнутой системе (уравнение теплового баланса) стр. 75.

5. Систематизация материала

(заполнение таблицы №1) в группах. 5 мин.

Проверка правильности заполнения таблицы №1 с помощью учебной компьютерной программы «Открытая Физика» (возможна самопроверка и взаимопроверка, заслушать ответы на вопросы учащихся 5 и 6 групп).

6. Обобщение изученного материала: 3 мин.

  • Внутренняя энергия идеального газа не изменяется только при изотермическом процессе.

Внутренняя энергия идеального газа изменяется за счёт теплопередачи при изохорном процессе.

Внутренняя энергия идеального газа изменяется за счёт теплопередачи и за счёт совершения работы газом при изобарном процессе.

  • Изменение внутренней энергии в теплоизолированной системе равно работе внешних сил при адиабатном процессе.

  • Новое - знакомство с графиком адиабатного процесса, квазистатистический процесс, энтропия («Открытая Физика»).

7. Разгадывание кроссворда

«Термодинамика» с целью повторения и обобщения основных понятий темы (по группам) 5 мин.

8. Повторение MKT

(учебная компьютерная программа «Живая Физика). Раздел «Колебания. Задачи» (№3043 - газ в сосуде, №3044 - газ в сосуде, задача).

9. Физкультминутка - психологический тест. 3 мин.

10. Пояснение к домашнему заданию

- творческая работа (составить кроссворд, чайнворд, подобрать занимательные задачи, интересное из жизни учёных-физиков, рассказ на физическую тему, стихи о физике) - перспективное задание для развития творческой активности учащихся, поддержания устойчивого познавательного интереса к предмету.

Рассказ «Похождение одной молекулы». 4 мин.

11. Подведение итогов урока 3 мин.

  • Анкета об успешности урока (учащиеся сами оценивают успешность урока - ставят галочку около выбранного утверждения).

  • Анализ анкет об успешности урока (учитель анализирует).

  • Слово учителя (значимость предмета).

  • Анкета для присутствующих гостей на уроке.

  • Сбор раздаточного, дидактического материала.

  • Демонстрация творческих работ учащихся 7-11 классов по физике (проекты, рефераты, кроссворды, задачи занимательной физики).

«- Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода.

В ней есть любовь, в ней есть язык».

(Ф.И.Тютчев)

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории физика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ