ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Механическое движение" 7 класс
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока «Механическое движение»
ФИО (полностью)
Щукина Наталья Александровна
Место работы
МОУ «Бестужевская общеобразовательная средняя школа»
Адрес: 165250 Архангельская область, Устьянский район, п/о Бестужево, д. Веригинская, д.22
e-mail: [email protected]
Должность
учитель
Предмет
физика
Класс
7
Тема и номер урока в теме
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Первый урок в теме.
Базовый учебник
А.В. Перышкин
Цель урока: сформировать первоначальные представления учащихся о понятии «механическое движение»
9. Задачи:
- обучающие:
1. ввести понятие «механическое движение»;
2.сформировать представление о характеристиках механического движения (траектория, путь, перемещение, тело отсчета);
3.сформировать первоначальные представления о принципе относительности движения.
- развивающие:
1. развивать мышление, память, монологическую речь учащихся, умение грамотно формулировать ответ путем постановки проблемных вопросов и решения качественных задач;
2.развивать умения учащихся применять теоретические знания на практике через решение различных типов физических задач
3.работать над формированием навыков самостоятельной работы
-воспитательные:
1.знакомить учащихся с экспериментальным методом научного познания;
2.формировать понимание первостепенной важности экспериментального метода познания при изучении физики и становлении ее как науки;
3.работать над формированием познавательного интереса учащихся к предмету «физика» путем демонстрации примеров практического применения знаний.
Тип урока: урок введения нового материала.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, практическая деятельность
Необходимое техническое оборудование: компьютер, видеопроектор, экран.
Структура и ход урока
Технологическая карта: урок – введение нового материала
№
Этап урока
Содержание
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Время
1
организационный
Приветствуют учителя
Приветствует учащихся
1
2
Введение в тему
Включаются в обсуждение.
Формулирует тему урока
В окружающем нас мире все пребывает в непрерывном и разнообразном движении. Люди и машины движутся относительно дороги, вода течет относительно берегов, Земля движется относительно Солнца, и вы сами движетесь, например, на перемене относительно класса. Движение по всюду - летят самолеты и птицы в небе, плывут корабли и рыбы в морях, движутся растительные соки в тканях деревьев и растений, течет кровь в кровеносных сосудах человека и животных. Движутся также молекулы и атомы, из которых состоят все окружающие тела.
Движенья нет, сказал мудрец брадатый,
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить;
Хвалили все ответ замысловатый,
Но, господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит:
Ведь каждый день пред нами Солнце ходит,
Однако ж прав упрямый Галилей.
А. С. Пушкин «Движение»
Одним из самых простых физических явлений является механическое движение тел. Это и есть тема сегодняшнего урока.
1
3
Введение нового материала
Определение механического движения.
ЭОР И – типа. №1.
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, отвечают на проблемные вопросы учителя
Работают в группах
Объясняет новый материал, используя материалы ЭОР как основу для презентации, ставит проблемные ситуации, задает вопросы
Кто из Вас не наблюдал как движется автомобиль, летит самолет, идут люди и т. д. Однако, если спросить, движется ли здание, в котором Вы находитесь, Вы наверняка ответите - нет. И будете не правы! А движется ли сейчас самолет, который летит в небе? Если Вы уверены, что движется - снова заблуждаетесь! Но если скажите - покоится - опять ответ будет неверным. Как же определить, движется тело или нет? Для этого сначала нужно понять, что такое механическое движение.
Механическим движением тела называется процесс изменения его положения относительно какого - либо другого тела, выбранного за тело отсчета. ( ЭОР № 1 слайд 2)
Учитель предлагает учащимся следующую проблемную ситуацию: мимо окон школы едет автомобиль. По отношению к нам он движется? А по отношению к водителю автомобиля? После ответов учащихся учитель просит объяснить почему одно и тоже тело (автомобиль) одновременно находится и в движении, и в покое.
Тело отсчета - это тело, относительно которого рассматривается положение остальных тел. Тело отсчета выбирают произвольно. Это может быть что угодно: земля, здание, автомобиль, теплоход и т. д.
Чтобы судить о том, движется тело (например самолет) или нет, надо сначала выбрать тело отсчета, а затем посмотреть, меняется ли положение рассматриваемого тела относительно выбранного тела отсчета. При этом тело может двигаться относительно одного какого - либо тела отсчета и одновременно с этим не двигаться по отношению к другому телу отсчета. (демонстрация движения: заводного автомобиля, указателей и «пассажира»);
Например, (ЭОР № 1 слайд 3) человек, сидящий в поезде движется относительно полотна железной дороги, но находится в покое относительно вагона поезда. Лежачий на Земле камень покоится относительно Земли, но движется (вместе с Землей) относительно Солнца.(Демонстрация: камень на столе). Самолет в небе движется относительно облаков, но покоится относительно сидящего в кресле пилота.
Вот почему, не указав тело отсчета, нельзя говорить о том, движется данное тело или нет. (ЭОР № 1 слайд 4) Без указания тела отсчета, любой данный Вами ответ будет лишен смысла. Покоится ли здание, в котором Вы сейчас находитесь? Ответ зависит от выбора тела отсчета. Если телом отсчета является Земля, то да покоится. Но если телом отсчета является проезжающий мимо здания автомобиль - то относительно него здание будет двигаться.
Учитель задает наводящие вопросы учащимся для того, чтобы ввести понятие «Траектории»: «Давайте вспомним прогулку на лыжах. Как узнать куда отправился лыжник? Когда легче искать потерявшегося в лесу человека? Летом или зимой?»
Перемещаясь из одного места в другое, тело движется по некоторой линии. Линию, по которой движется тело, называют траекторией. Траектории могут иметь самую разнообразную форму. (ЭОР № 1 слайд 5). О форме траектории иногда удается судить по видимому следу, оставляемому движущимся телом. Такие следы иногда оставляют пролетающиеся самолеты или проносящиеся в ночном небе метеоры.
Форма траектории (ЭОР № 1 слайд 6) зависит от выбора тела отсчета. Например, относительно Земли траектория движения Луны представляет собой окружность, а относительно Солнца - линию более сложной формы. В дальнейшем движение всех тел (если не оговорено противоположное) мы будем рассматривать относительно Земли. Траектории движения разных тел могут отличаться друг от друга не только формой, но и длиной. (ЭОР № 1 слайды 7,8)
Длина траектории, по которой двигалось тело, называется пройденным путем. Когда измеряют путь, пользуются единицей пути. Единицей пути является единица длины - метр (м). На практике используют и другие единицы длины, например:
1 км. = 1000 м., 1 дм. = 0,1 м., 1 см. = 0,01 м., 1 мм. = 0,001 м
Историческая справка:
За один метр была принята в XVIII веке одна сорокамиллионная часть Парижского меридиана (то есть одна десятимиллионная часть расстояния от северного полюса до экватора по поверхности земного эллипсоида на долготе Парижа). Сегодня есть более точное определения 1 метра, но этот разговор будет, когда познакомимся со скоростью света.
20
4
Практическая работа
Практическая работа (физкультминутка). Задание: «Изобразить различные виды траекторий и измерить их длину». (Для этого вам нужно встать с мест, объединиться в группы, изобразить траекторию и измерить ее длину)
Учитель наблюдает за действиями ребят, помогает по мере необходимости
3
5
Изучение нового материала (продолжение)
Предполагаемый вид схемы:
Виды движения
Неравномерное Равномерное
Определение… Определение…
Примеры: Примеры:
После заполнения схемы два ученика выходят к доске и демонстрируют результаты своей работы.
Далее учитель предлагает учащимся самостоятельно прочитать параграф № 14 учебника, в тетрадях сделать конспект в виде схемы «Виды движения».
2
6
Первичное закрепление материала
Решают задачи
Учитель предлагает качественные физические задачи:
относительно каких тел перечисленные ниже тела находятся в покое и относительно каких – в движении: пассажир в движущемся грузовике; легковой автомобиль, едущий за грузовиком на одном и том же расстоянии; груз в прицепе автомобиля?
опишите траекторию движения: человека на эскалаторе метро; лыжника, прыгающего с трамплина; гири часов; иглы швейной машины; стрелки башенных часов.
укажите тело отсчета для следующих случаев движения: спуск парашютиста: движение плота по реке; скоростной бег конькобежца.
самолет взлетает с движущегося авианосца. Одинакова ли скорость самолета относительно авианосца и моря?
начертите траекторию какой-либо точки на ободе колеса движущегося велосипеда относительно велосипедиста; относительно поверхности Земли.
3
7
Проверка знаний учащихся
1 группа.
ЭОР И –типа (последний слайд). №1.
2 группа
ЭОР К – типа.
№ 2.
3 группа
ЭОР К – типа.
№ 3.
Знакомятся с заданием и выполняют тестовое задание с последующей проверкой
Каждый учащийся для себя определяет уровень контроля и выбирает соответствующий тест.
1 уровень: (ЭОР № 1, слайд № В)
2 уровень: (ЭОР № 2)
3 уровень: (ЭОР № 3)
Определяет ЭОР К-типа,
(определяет их индивидуально для каждого учащегося (различные возможные варианты))
1
8
Выполнение заданий учащимися
Выполняют задание
Анализирует результаты выполнения учащимися заданий
9
9
Домашнее задание
На дом. § 13, 14; задачи на смекалку; практическое задание
Записывают в дневник домашнее задание, выбирают дополнительное задание, оформленное учителем заранее на карточки
Задает дифференцированное д/з с учетом особенностей детей
На дом. § 13, 14; задачи на смекалку; практическое задание
Задачи на смекалку1:
ветер несет воздушный шар на север. В какую сторону отклоняется флаг, которым украшен шар?
Какую траекторию описывает при движении автомобиля его фара, точка обода колеса, центр колеса: а)относительно прямолинейного шоссе; б) относительно центра колеса?
Обратите внимание на сооружения школьной площадки. Понаблюдайте за движением детей на этих сооружениях и опишите виды их движений.
Практическое задание:
С помощью сантиметровой ленты измерьте длину своего шага. По пути в школу подсчитайте число шагов и определите длину пройденного пути. На листке бумаги изобразите траекторию своего движения и перемещения.
2
10
Подведение итогов урока
Рефлексия.
Выводы по уроку
Фиксируют выводы
Формулирует выводы
3
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1
Механическое движение
И- тип
Интерактивная лекция
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b56-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_1.swf
2
Подборка вопросов и заданий «Механическое движение и его относительность»
К- тип
тест
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5eb872ba-e2f8-4c37-b938-a692297f6f19/7_36.swf
3
Тестовая работа «Движение»
К- тип
тест
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0440a546-be1c-4e3c-b940-b5d3cc230242/31.swf
1 Текст задач и практическое задание заранее приготовлен учителем на индивидуальных карточках.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ