Конспект урока физики для 7 класса «Молекулы»
Гусева Людмила Александровна,
учитель физики и информатики МАОУ лицея № 82, г. Нижний Новгород
Методическая разработка урока
«Как устроено вещество, или Был ли прав Демокрит?»
Физика, 7 класс
Тема урока «Молекулы» Тип урока: открытия нового знания.
Место урока в системе уроков: Урок относится к разделу «Первоначальные сведения о строении вещества». На изучение темы «Молекулы» по программе Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина «Физика. 7-9 классы» отводится 1 час. Тема изучается впервые. В 10 классе при изучении молекулярно-кинетической теории знания по данной теме углубляются, расширяется круг научных понятий.
Опорные знания: вещество, материя, физическое явление, физическое тело, наблюдения, опыты, гипотеза.
Знания, полученные на уроке, будут служить базой для изучения тем «Диффузия» «Движение молекул», «Притяжение и отталкивание молекул», «Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений», понятия «диффузия».
Цель урока: сформировать представление о строении вещества.
Задачи:
Дидактические:
Дать понятие о мельчайшей частице вещества – молекуле.
Объяснить изменение объёма тела при нагревании.
Сформировать представление о размерах молекул.
Рассмотреть свойства и состав молекул разных веществ.
Развивающие:
Обучить физическим приёмам мышления, методам познания.
Развивать умение ставить физические эксперименты.
Развивать эвристическое, творческое и логическое мышление.
Развивать познавательную активность.
Формировать межпредметные связи.
Развивать умения анализировать и делать выводы.
Расширить научный кругозор.
Воспитывающие:
Воспитывать умение логически строить свой ответ.
Формировать учебное сотрудничество.
Формировать научное мировоззрение.
Общеобучающие:
Обучить умению объяснять явления на основе физических знаний.
Формировать умение ставить физический эксперимент и объяснять его.
Продолжить работу по формированию умения работать в группе.
Формировать практические умения при постановке опытов.
Диагностика умений и навыков
К моменту изучения темы «Молекулы» учащиеся владеют терминами «физическое тело», «физическое явление», «вещество», «материя», знакомы с методами физических исследований, умеют проводить измерения физических величин, умеют делать выводы из опытов.
Методы:
Проблемно-поисковый, исследовательский, эвристическая беседа, практическая работа.
Ожидаемый результат урока
В результате учебной деятельности на запланированном уроке учащиеся должны освоить понятие «молекула», представление о строении вещества, умение проводить физический эксперимент для получения новых знаний, умение обобщать и делать выводы.
Основной материал
Строение вещества. Молекула. Размеры молекулы. Расстояние между молекулами состав молекул. Атом.
Оборудование для учителя:
- учебник А.В. Пёрышкина «Физика.7 класс», доска, мел, спички.
Оборудование для учащихся
- учебник А.В. Пёрышкин «Физика, 7 класс», тетрадь, ручка;
- воздушный шарик, ступа, пестик, кусочки мела, стакан, вода, гуашь, установка для демонстрации расширения тел при нагревании, спиртовка, штатив, спиртовка, колба с подкрашенной жидкостью.
Ход урока
Деятельность учителя
Психологическое обоснование
I. Организация класса
- Здравствуйте. Сегодня нам с вами предстоит разрешить важную научную проблему. Более 2500 лет назад Демокрит, философ, живший в Древней Греции, задался вопросом: «Из чего состоит вещество?»
Он выдвинул гипотезу, но как проверить её правильность? (Поставить эксперимент, наблюдать явления…)
Так поступим и мы с вами – спланируем и проведем эксперимент, чтобы выяснить, был ли прав Демокрит.
Но сначала вспомним:
Создание положительной атмосферы для обучения. Привлечение внимания учеников.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии
- Что называется физическим телом? (Все тела которые нас окружают)
Актуализация знаний. Выявление связей.
- Из чего состоят тела? (Из вещества)
Актуализация знаний.
III. Построение проекта выхода из затруднения
- А из чего состоят вещества? (Ученики предполагают, строят гипотезы)
Активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие эвристического мышления.
- Как мы можем определить, какая из ваших догадок верна? (Понаблюдать поставить опыт)
Проблемный вопрос. Связь учебной задачи с изученным материалом.
- Так поступил Демокрит, живший 2500 лет назад. Он предположил, что вещества состоят из мельчайших частиц.
Привлечение внимания учащихся. Подготовка их к получению новых знаний.
- Как вы думаете, что он сделал, чтобы проверить своё предположение? (Поставил эксперимент)
Проблемный вопрос. Связь учебной задачи с изученным материалом.
- Нам сегодня предстоит проделать путь Демокрита – проверить гипотезу на опыте и вывести физический закон.
Подготовка детей к изучению новой темы, постановка цели урока.
Запишите в тетрадях тему сегодняшнего урока: «Как устроении вещество, или Был ли прав Демокрит». (Пишет на доске Ученики записывают в тетрадях).
Формулировка темы урока.
Запишем нашу гипотезу: (Пишет на доске ученики – в тетрадях).
Гипотеза: все вещества состоят из мельчайших частиц.
Формулировка учебной задачи.
Чтобы проверить гипотезу о строении вещества, организуем 5 рабочих групп. (Ученики делятся на группы)
Организация деятельности учащихся по решению учебной задачи.
IV. Реализация построенного проекта
В каждой группе выберите руководителя, лаборанта, экспериментатора, теоретика, научных сотрудников. (Распределяют роли)
Организация деятельности учащихся по решению учебной задачи.
- Руководители научных групп, пожалуйста, возьмите бланки с заданием. (Приложение 2)
Организация деятельности учащихся.
- Научные сотрудники, запишите на бланке фамилии и должности в вашей группе.
Организация деятельности учащихся.
- На бланках описан эксперимент, который ваша группа будет проводить, чтобы проверить гипотезу о строении вещества. Прочитайте. (Читают)
Организация деятельности учащихся. Восприятие учащимися учебной задачи.
- Лаборанты, получите, пожалуйста, необходимое оборудование для эксперимента. (По очереди берут оборудование)
Организация деятельности учащихся.
- Экспериментаторы проводят эксперимент, пользуясь помощью учителя.
Организация деятельности по решению учебной задачи.
- Научные сотрудники на бланках должны описать:
действия экспериментатора;
наблюдаемые явления;
выводы теоретиков
Организация деятельности учащихся по решению учебной задачи.
- Теоретики основывают результаты эксперимента и делают выводы о строении вещества и его свойствах.
Организация деятельности учащихся по решению учебной задачи.
- Приступайте к работе.
Руководители контролируют ход работы;
Лаборанты собирают установку;
Экспериментаторы проводят опыты;
Теоретики анализируют наблюдения и делают выводы;
Научные сотрудники фиксируют ход эксперимента и выводы теоретиков.
Учебное действие – анализ. Поисковая и практическая деятельность учащихся.
- Группа №1 вы готовы представить результаты? (Группа №1 выходит к доске)
Проверка готовности класса к работе.
- Опишите, какой эксперимент вы проводили, и какие выводы сделали? (Научные сотрудники сдают письменный отчёт учителю. Руководители докладывают о результатах эксперимента.)
Вербализация физического явления. Теоретический анализ экспериментальной деятельности.
- Молодцы! Вы все хорошо поработали.
Эмоциональная оценка.
- Ваши эксперименты помогли доказать гипотезу?
Анализ результатов деятельности.
- Вот и Демокрит доказал свою гипотезу опытами, и в результате сформулировал теорию о строении вещества – молекулярно-кинетическую теорию. Частицы, из которых состоят вещества, он назвал молекулами.
Учебное действие – обобщение. Вербализация физического явления.
- Запишите в тетрадях: Молекула – это мельчайшая частица вещества.
Теоретическое определение физического понятия.
- Раз молекула – это мельчайшая частица вещества, значит ли это, что молекулу нельзя разделить на более мелкие частицы? (Нет. (Некоторые учащиеся знакомы с понятием атома).
Подготовка учащихся к восприятию новых знаний.
- А почему тогда говорят, что молекула – это мельчайшая частица вещества, а не атом? (Предположения учеников)
Проблемный вопрос. Учебное действие – анализ.
- Дело в том, что молекулы одного и того же вещества одинаковые, а разных веществ - имеют разный состав.
Из одних и тех же атомов можно построить молекулы разных веществ. Например: Молекула кислорода О2 состоит из двух атомов кислорода (рисует на доске).
Молекула озона О3 состоит из трёх атомов кислорода.
Атомы одни и те же, а вещества разные. Поэтому молекула считается мельчайшей частицей вещества.
Переключение внимания учащихся с абстрактных понятий на визуальное восприятие. Учебное действие – сравнение.
Формирование представлений о строении и составе молекул.
- Запишите:
Молекулы одного вещества одинаковы.
Учебное действие – операция абстрагирование.
- Что мы уже знаем о молекулах? (То, что молекула – мельчайшая частица вещества, молекулы одного вещества одинаковы, молекулы не меняют размер.)
Закрепление знаний. Подготовка учащихся к восприятию новых знаний.
- Эти знания о молекулах и составляют учение о молекулах – молекулярно-кинетическую теорию.
Учебное действие – обобщение.
- Начертите в тетради таблицу (Приложение 1, слайд 2). Запишем 1 положение МКТ.
Учебное действие – операция абстрагирование.
Раздаёт каждому ученику текст поэмы Тита Лукреция Кара «О природе (вещей» Приложение 3 +слайд 3)
Подготовка к зрительному восприятию информации.
- О природе вещей люди задумывались задолго до Демокрита. Сохранилось более древнее сочинение философа Тита Лукреция Кара «О природе вещей». Послушайте, как он размышлял о составе вещества (Приложение 3).
Зрительное и слуховое восприятие информации.
V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Найдите здесь доказательства первого положения МКТ?
Поисковая деятельность учащихся.
VI. Реализация построенного проекта
- А что происходит с телами при нагревании? (Они увеличиваются)
Вербализация зрительных ощущений. Подготовка учащихся к восприятию новых знаний.
- Группа №2, объясните на основе МКТ. почему тела при нагревании увеличиваются? (Выступление Группы №2)
Вербализация физического явления. Теоретический анализ экспериментальной деятельности.
- Молодцы вы очень наблюдательны.
Эмоциональная оценка.
- Группа №3, справедлив ли вывод группы №2 для вашего опыта? (Выступление группы №3)
Вербализация физического явления. Теоретический анализ экспериментальной деятельности.
- Под таблицей запишите:
При нагревании расстояние между молекулами увеличивается, при охлаждении – уменьшается
Перевод экспериментальных действий в теоретическую форму. Учебное действие – абстрагирование.
Запишем 2 положение МКТ: (Приложение 1, слайд 2)
Вербализация физического понятия.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Найдите в поэме Лукреция Кара доказательства второго положения МКТ?
Поисковая деятельность учащихся.
VIII. Реализация построенного проекта
- Группа №4, доказывает ли ваш опыт 2 положение МКТ? (Выступление Группы №4)
Вербализация физического явления. Теоретический анализ экспериментальной деятельности.
- Молодцы! Вы отлично справились с заданием.
Эмоциональная оценка.
IX. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Запишем 3 положение МКТ: (Приложение 1, слайд 2)
Вербализация физического понятия.
X. Реализация построенного проекта
- Группа №5, расскажите, что вы наблюдали в ходе эксперимента и как взаимодействуют молекулы друг с другом? (Выступление группы №5)
Вербализация физического явления. Теоретический анализ экспериментальной деятельности.
- Всё верно.
Подтверждение.
XI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Найдите в поэме Лукреция Кара доказательства третьего положения МКТ?
Ученое действие – анализ, абстрагирование.
XII. Рефлексия учебной деятельности
- Давайте сформулируем наше сегодняшнее открытие. Какова была наша гипотеза? Подтвердилась ли она? Как мы смогли её подтвердить?
Подведение итогов урока. Акцентирование внимания учащихся на знаниях, полученных на уроке. Учебное действие – обобщение.
- Как вы думаете, насколько это открытие для людей и почему? (Например, люди смогли объяснить многие явления на основе МКТ)
Осознание значимости своей деятельности учащимися. Учебное действие- анализ, обобщение.
- Но почему тогда все физические тела не распадаются на отдельные молекулы, а существуют как единое целое? (Выдвигаются гипотезы)
Природу этого явления мы выясним на следующем уроке. А сейчас – домашнее задание.
Подготовка к восприятию учебного материала на следующих уроках.
XIII этап. Домашнее задание
- Запишите задание на дом:
§7, 8, ? после §;
Заполнить таблицу в тетради примерами из поэмы «О природе вещей» или собственными;
Пользуясь учебником физики, составьте «Паспорт молекулы» (см. Оформление доски).
Постановка задачи по закреплению учебного материала для самостоятельного выполнения дома.
Домашнее задание:
§7,8, вопросы;
Выучить записи в тетради
Составить
ПАСПОРТ МОЛЕКУЛЫ
ИМЯ
ЛАТ. ИМЯ
РАЗМЕР
МЕСТО ОБИТАНИЯ
НАЗНАЧЕНИЕ
Из чего состоит вещество или Был ли прав Аристотель?
Гипотеза:
Все вещества состоят из мельчайших частиц.
Основные положения молекулярно-кинетической теории:
Все тела состоят из молекул, между которыми есть промежутки.
Молекулы непрерывно и хаотически движутся.
Молекулы взаимодействуют между собой.
О3
О2
Оформление доски
Самоанализ урока
Использованные материалы
А.В. Пёрышкин «Физика.7 класс», М: Дрофа, 2013
Тит Лукреций Кар «О природе вещей». URL: http://www.nsu.ru/classics/bibliotheca/lucretius.htm (дата обращения: 16.07.2014)
Изображения в презентации:
Слайд 1:
http://www.naukawpolsce.pap.pl/Data/Files/_plugins/information/391146/11940601_11940636.jpg
Прочие изображения: Организатор клипов Microsoft.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ