Конспект урока по физике в 7 классе «Давление твердых тел»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Качульская средняя общеобразовательная школа»
Каратузского района Красноярского края
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Конспект урока по физике
в 7 классе
 «Давление твердых тел» 
 
 
 
подготовил
учитель физики
Семенов Валерий Валериевич
 
 
 
 
 
 
 с. Качулька
 2014
Цель: ввести новую физическую величину, показать способы увеличения и уменьшения давления; развить умение устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями.
Задачи:
Образовательные:
- Способствовать усвоению учащимися понятий давление и сила давления твердых тел на опору; 
- Научить видеть применимость принципов увеличения или уменьшения давления твердых тел на поверхность; 
Развивающие:
- Развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы; 
Воспитательные:
- Воспитать умения и навыки коллективной работы; 
- Содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира. 
 
 
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия:
Перышкин А.В., Родина Н.А. Физика. 7 класс, 2011 г.
План урока
- Организационный момент, актуализация знаний 
- Изучение нового материала 
- Решение задач 
- Рефлексия учебная 
- Домашнее задание 
Ход урока.
1. Организационный момент, актуализация знаний (2 слайд)
 
 
После проверки готовности учеников к уроку целесообразно начать урок с повторения ранее изученного материала. А именно, повторить материал по теме «Силы в природе», так как понятие «давление» связано с понятием силы. Для этого можно задать следующие вопросы:
- Что такое сила? (Сила – мера взаимодействия тел); 
- От чего зависит результат действия силы? (Результат действия силы зависит от трёх характеристик: направления, точки приложения, модуля); 
- Какие силы были нами изучены в этом учебном году? ( Сила тяжести, сила упругости, вес тела, сила трения); 
 
 
- Изучение нового материала 
Тема сегодняшнего урока - «Давление твердых тел» (3 слайд). Все наверняка знают, что по рыхлому снегу человеку тяжело идти без лыж и легко на лыжах. А как это объяснить с точки зрения физики, почему человек на лыжах не проваливается в снег? Давайте попробуем разобраться. Одинакова ли сила, с которой человек действует на снег, когда он идет по снегу без лыж и когда он идет по снегу на лыжах? (Одинакова). А направление этой силы в обоих случаях одинаково? (Да) А площадь поверхности, на которую давит человек с лыжами и без лыж, одинакова? (Нет, площадь поверхности лыж гораздо больше площади подошвы ботинок (4 слайд)). У нас получается, что сила одна, а результаты действия силы разные. Значит, сила неполно характеризует действие тел, значит, есть необходимость ввести новую физическую величину. Запишите в тетрадках: величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности, называется давлением.
Посмотрите внимательно (учитель показывает на интерактивную доску). Чтобы определить давление, надо силу, действующую перпендикулярно поверхности, разделить на площадь поверхности:
Давление =  P =
 P = 
Давайте проанализируем данную формулу: чтобы увеличить давление, нужно увеличивать силу, действующую к одной и той же площади поверхности, или уменьшать площадь поверхности при неизменной силе. А что надо сделать, чтобы уменьшить давление? (нужно уменьшить силу, действующую к одной и той же площади поверхности, или увеличить площадь поверхности при неизменной силе.)
За единицу давления в Международной системе единиц (СИ) принят паскаль (Па). В честь французского ученого Блеза Паскаля (5 слайд). 1 Па равен давлению, которое производит сила в 1 Н, действующая на поверхность площадью 1 м2 , перпендикулярно этой поверхности. Есть и кратные единицы давления - гектопаскаль (гПа) и килопаскаль (кПа) :
1 кПа = 1000 Па 1Па=0,001 кПа
1 гПа=100 Па 1 Па=0,01гПа
2.Решение задач:
С целью закрепления изученного материала необходимо коллективно разобрать решения двух простых задач по теме урока.
 
 
Пример первой задачи (6 слайд):
Масса кастрюли равна 500 г, площадь дна кастрюли равна 1000см2. Рассчитайте давление, производимое кастрюлей на стол.
Пример решения первой задачи:
Д ано:
ано:
m = 500 г
S = 1000 см2

 
p-?
С И
И
0.5 кг
0.1 м2
Решение:
p = F/S,
F = P,
P=gm,
P= 9.8 H/кг * 0.5 кг = 4.9Н ,
р= 4.9Н / 0,1м2 = 49 Па.
Ответ: 49 Па.
 
Пример второй задачи (7 слайд):
Рассчитайте давление, производимое сноубордистом на снег. Если масса спортсмена 75 кг. Длина сноуборда 160 см, ширина 8 см.
 
Пример решения второй задачи:
Д ано:
ано:
m = 75 кг
a = 160 см
b = 8 см

 
p-?
С И
И
 
1.6 м
0,08 м
Решение:
p = F/S,
F = P,
P =gm,
P = 9.8 H/кг * 75 кг = 735 Н ,
S = ab,
S= 1.6 м * 0.08 м = 0.128 м2
р= 735 Н / 0,128 м2 ≈ 5742 Па.
Ответ: 5742 Па.
 
4. Рефлексия учебная (8 слайд)
- Что называют давлением? (Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности, называется давлением) 
- Почему тупым ножом резать картошку тяжелее, чем острым ? (Тупой нож оказывает меньшее давление, чем острый нож )? 
- Какие вы знаете единицы давления?( паскаль, гектопаскаль (гПа) и килопаскаль (кПа)) 
- Чтобы увеличить давление, нужно увеличивать силу, действующую к одной и той же площади поверхности, или …? (уменьшить площадь поверхности, на которую действует данная сила) 
 
5. Домашнее задание (слайд 9).
§33, Упр. 12 № 1, 2,4.
 
 
 Список использованной литературы
 
1. Перышкин А.В., Родина Н.А. Физика. 7 класс. М.: Дрофа, 2011 г.
 
 
 
 
    Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ