Методические рекомендации по организации и проведению урока систематизации и обобщения знаний учащихся по теме « Движение под действием нескольких сил» (физика, 10 класс)

Урок систематизации

и обобщения знаний учащихся.

В процессе обучения физике важным и необходимым условием для глубокого и осознанного усвоения учебного материала является систематизация и обобщение знаний учащихся. Систематизация и обобщение способствуют формированию прочных знаний, а также таких приёмов мышления таких как: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, аналогия, обобщение, конкретизация.

Необходимо отметить, что урок систематизации и обобщения знания является сравнительно молодым типом урока, и зачастую преподаватели проводят его, используя традиционные методы обучения. В настоящее время необходимо осуществлять переход от информационно – объяснительных методов обучения к деятельностным, развивающим методам. Формирование и развитие личности в процессе обучения должно происходить через организацию его деятельности, а в центре обучения должен находиться сам обучающийся – его мотивы, цели и способности. Современные методы обучения должны предполагать переход от типичной для традиционного обучения схемы «услышал – запомнил - пересказал» к схеме «познал путем поиска вместе с преподавателем и товарищами – осмыслил – запомнил – оформил свою мысль – применил полученные знания в жизни».

Сравним традиционный тип урока повторения-обобщения с современным уроком обобщения и систематизации знаний по некоторым признакам

п.п.

Сравниваемые признаки

Традиционный урок повторения-обобщения

Современный урок обобщения и систематизации знаний

1

Учебные цели урока

1) повторить и закрепить пройденный материал;

2) обобщить учебный материал в том или ином систематизированном виде.

1) актуализировать зна­ния учащихся;

2) углубить полученные знания;

3) обобщить знания;

4) систематизировать прикладные и фундамен­тальные знания.

2

Развивающие цели урока

Развить умения:

1) группировать объекты;

2) выделять сходства и различия между ними;

3) приводить знания в систему.

1) устанавливать связи внутри физических понятий, теорий, законов, физической картины мира;

2) выделять существен­ные признаки изучаемых явлений, понятий;

3) устанавливать причинно-следственные связи между ними.

3

В основе систематизации

Изучение учебного материала с последующим заполнением таблиц и составлением схем.

Решение задач и анализ полученных результатов, выраженный в виде клас­сификации и выводов.

4

Способ представления знаний

Знание представляется в рядоположенном перечне элементов изучаемого материала.

Знание представляется в соответствии с его познавательным значением.

5

Форма работы

на уроке

Обзорные лекции, уроки-семинары.

1) итоговые беседы;

2) семинарские занятия обобщающего характера;

3) уроки-конференции;

4) просмотр учебных и научно-популярных фильмов;

5) круглый стол;

6

Форма обучения

Информационно-объяснительное обучение.

Деятельностное, развивающее обучение.

7

Время организации урока

В конце изучения темы или раздела курса.

На любом этапе изучения темы.



Урок систематизации и обобщения знаний учащихся в 10 классе по теме « Движение под действием нескольких сил»

В процессе обучения физике важным и необходимым условием для глубокого и осознанного усвоения учебного материала является систематизация и обобщение знаний учащихся. Систематизация и обобщение способствуют формированию прочных и систематичных знаний, а также таких приёмов мышления, как: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, аналогия, обобщение, конкретизация.

Необходимо отметить, что урок систематизации и обобщения знаний является сравнительно молодым типом урока, и зачастую преподаватели проводят его, используя традиционные методы обучения. В настоящее время необходимо осуществлять переход от информационно – объяснительных методов обучения к деятельностным, развивающим методам. Формирование и развитие личности в процессе обучения должно происходить через организацию его деятельности, а в центре обучения должен находиться сам обучающийся – его мотивы, цели и способности. Современные методы обучения должны предполагать переход от типичной для традиционного обучения схемы «услышал – запомнил - пересказал» к схеме «познал путем поиска вместе с преподавателем и товарищами – осмыслил – запомнил – оформил свою мысль – применил полученные знания в жизни».


Организация современного урока систематизации и обобщения требует тщательной и трудоёмкой подготовки учителя. Для достижения высоких результатов и повышения эффективности работы учащихся, урок необходимо построить технологично: чёткое планирование ожидаемого результата деятельности учащихся может привести к высокой результативности учебно-воспитательного процесса, а применение современных образовательных методов и технологий позволяет осуществить контроль достижения задач и целей урока. Разрабатывая урок систематизации и обобщения знаний учащихся по физике, необходимо решить проблему отбора и структурирования содержания учебного материала, определить методы и приёмы, которые будут применяться на данном уроке.

Технология проведения уроков систематизации и обобщения знаний учащихся по физике на основе решения задач.

На этапе подготовки к урокам систематизации и обобщения знаний учителю необходимо:

1. распределить учащихся по разнородным группам, в составе от 3 до 5 человек (обычно 4 команды). Каждая группа получает задание: приготовить презентацию по одной из нижеуказанных тем:

    • Движение по наклонной плоскости.

    • Движение связанных тел.

    • Движение по окружности.

( по указанным темам было нарешано определенное количество задач на учебных занятиях, но типов задач так много, а времени на отработку навыков решения даже стандартных задач так мало, что у многих учеников опускаются руки: « Не смогу!», « Не пойму!», « Не сумею! »). Поддержать ребенка, дать ему возможность выбора вида деятельности, индивидуальной траектории обучения и развития, помочь сориентироваться в потоке информации- этого мне хочется достичь на уроках обобщения и систематизации учебного материала (в данном случае по решению физических задач);

2. организовать расстановку учебной мебели в классе, таким образом, чтобы члены группы сидели лицом к лицу;

3. заранее подготовить карточки по указанным темам с разными по уровню сложности задачами.

Данный урок состоит из следующих этапов:

  1. Презентация данного типа задач.

Проблема! Расположить на одном слайде чертеж с указанием всех сил, приложенных к телу, и решение задачи сложно, поэтому чертеж приходится дублировать.

  1. Работа в командах.

Решение расчетных задач.

Каждая команда получает карточку, на которой записаны 3-4 задачи по указанной теме, и в течение 15 минут идет напряженная работа в группах. В каждой команде есть консультант - учащийся данного или параллельного класса, который хорошо успевает по физике. Он не только оказывает помощь в решении задач, но и старается организовать работу таким образом, чтобы дети смогли выполнить максимальное количество заданий. Первую задачу (она обычно базового уровня сложности) решает, как правило, учащийся с низким уровнем подготовки, четвертую (задача продвинутого уровня сложности)- как правило, наиболее подготовленный ученик (а, возможно, и несколько учеников). Оценивается конкурс следующим образом:

правильно решена первая задача-2 балла, за вторую задачу по счету (если она правильно решена и оформлена)- 3 балла, за 3-4 балла и т.д. Если цепочка правильно решенных задач прерывается, то каждая отдельная задача будет оцениваться в 2 балла. Такой подход к оцениванию позволяет каждому ученику почувствовать собственную значимость, воспитывает ответственность, внимательность.

А
налогично строится работа по 2, 3 вопросам. Специально сформированная комиссия проверяет правильность выполнения заданий, если возникают какие-то вопросы (например, задача некорректно оформлена, сделана ошибка в расчетах и д.т.) задача будет решена у доски, с комментариями и пояснениями.



Решение экспериментальных задач.

Учитель демонстрирует эксперимент из « Видеозадачника по физике» (по желанию учащиеся могут повторить его, т.к. все необходимое оборудование находится на столах). После 10-15 минут обсуждения ученики рассказывают свой вариант решения поставленной задачи, затем предлагается версия авторов обучающей программы.

  1. Выставление оценок.

Каждый учащийся на уроке получает по 2-3 оценки: за участие в создании презентации и работу в группах (оценивает капитан- консультант), индивидуальная работа у доски (оценивает учитель).

  1. Задание на дом: подготовиться к контрольной работе по теме:

« Движение под действием нескольких сил».

Особенности разработанной технологии.

1.     Работа в группах. Отмечу принципы, отличающие работу в группах в рамках разработанной технологии от традиционной организации взаимодействия учащихся в группах:

- положительная взаимозависимость обучаемых;

- развивающее взаимодействие учащихся «лицом к лицу»;

- индивидуальная отчётность;

- личная ответственность;

- социальные навыки (навыки работы в команде);

- рефлексия или обсуждение работы (внутригрупповая оценка и самооценка деятельности школьников).

2.     Второй отличительной особенностью является то, что данный метод даёт возможность включить всех учащихся в активную работу, целенаправленно вовлечь их в учебный процесс, а по окончании урока оценить деятельность каждого из них.

Следует отметить, что решение физических задач является удобным и эффективным способом проверки и систематизации знаний, умений и навыков учащихся, позволяет в наиболее рациональной форме проводить повторение, систематизацию и обобщение ранее изученного материала, а также способствует актуализации и углублению полученных знаний.





Приложения.

Карточка №1.

  1. Какую силу надо приложить для равномерного подъема вагонетки массой 600 кг

по эстакаде с углом наклона 20? (трение не учитывать).

  1. Какую силу надо приложить для подъема вагонетки массой 600 кг по эстакаде с углом наклона 20 , если коэффициент сопротивления движению равен 0,05?

  2. С вершины наклонной плоскости, имеющей длину L=10 м и высоту H=6м, начинает двигаться без начальной скорости тело. Какое время t будет продолжаться движение тела до основания наклонной плоскости? Коэффициент трения между телом и плоскостью равен 0,2.

  3. Тело соскальзывает по наклонной плоскости высотой 5 м и углом наклона 45, а затем движется по горизонтальной поверхности. Какое расстояние пройдет тело по горизонтали до остановки, если коэффициент трения одинаков на всем пути и равен 0,5?(возможно решение задачи двумя способами).


Карточка 2.


1. На шнуре, перекинутом через неподвижный блок, подвешены грузы массами

0,3 и 0,2 кг. С каким ускорением движутся грузы?

2. Два груза массами 1кг и 2 кг соединены нерастяжимой нитью, перекинутой

через невесомый блок, подвешенный на пружинных весах. Найти

ускорение грузов и показания весов. Массой блока и трением в нем пренебречь.

3. На горизонтальной поверхности лежат два связанных нитью груза массами по

0,5 кг. На нити , прикрепленной к этим грузам и перекинутой через

блок, подвешен груз массой 0,4 кг. Найти ускорение грузов и силу

натяжения нити между грузами, лежащими на горизонтальной

поверхности. Трением пренебречь, нить считать нерастяжимой,

а блок невесомым.

4. Два бруска массами 1кг и 2 кг, связанные нитью, находятся на

горизонтальной поверхности. К большему бруску приложена сила 30 Н

под углом 30 к горизонту. Определить ускорение, с которым будут

двигаться грузы, если коэффициент трения между брусками и плоскостью

0,1.Какова сила натяжения нити, связывающей бруски?


Карточка 3.


1. Мальчик массой 50 кг качается на качелях, у которых длина подвеса равна

4 метра. С какой силой он давит на сиденье при прохождении среднего

положения со скоростью, равной 6 м/с?

2. Шарик массой 0,1 кг, привязанный к нити, один конец которой держат

в руке, заставляют двигаться в вертикальной плоскости по

окружности радиусом 50см.

Шарик движется со скоростью 3 м/c . Определите силу натяжения нити ,

когда шарик находится в верхнем и нижнем положениях.

3. Груз массой 1 кг вращается в вертикальной плоскости на нити длиной

0,5 метра. Найти максимальную частоту вращения груза, если

нить выдерживает предельную нагрузку в 90 Н.

4. Конькобежец движется по окружности радиусом 40 метров с

постоянной скоростью, равной 10 м/с. Под каким углом к горизонту

он должен наклониться, чтобы сохранить равновесие?


Литература:

  1. Сборники заданий ЕГЭ 2001-2013г. различных изданий (Открытые варианты ЕГЭ разных лет).

  2. Самостоятельные и контрольные работы по физике для 9,10,11 классов/ Л.А. Кирик. – М.: Илекса, 2001.

Интернет- ресурсы

  1. ЕГЭ-2009: Физика. Сборник заданий/ Г.Г. Никифоров, В.А.Орлов, Н.К.Ханнанов, М.: Просвещение, Эксмо 2009.

  2. Единый государственный экзамен: Физика: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 1. / Г.Г. Никифоров, Г.А.Чижов – М.: Вентана-Граф, 2008

  3. Единый государственный экзамен: Физика: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 2. / Г.Г. Никифоров, Г.А.Чижов – М.: Вентана-Граф, 2008

  4. Курс школьной физики. Пособие по подготовке к ЕГЭ /А.И.Черноуцан, М.: Физматлит, 2008.

  5. ЕГЭ-2010. Физика. Тренировочные задания / А.А. Фадеева. – М.: Эксмо, 2010

  6. Готовимся к ЕГЭ. Тесты по физике для контроля и самопроверки /В.А.Орлов. Москва, Илекса, 2010.

  7. Персональный сайт учителя математики и физики Поповой И. А.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории физика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ