Конспект урока на тему "Материки и океаны"
Тема: Материки и океаны
Цель: формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с новыми понятиями «материк» и «океан».
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Задачи:
Образовательные задачи:
- помочь детям усвоить новое понятия «материк» и «океан»;
- научить узнавать и показывать на карте все материки и океаны.
Развивающие задачи:
- развивать пространственное воображение, познавательный интерес, кругозор, творческие способности, интерес к чтению энциклопедической литературы;
- развивать умение работать с картой полушарий, глобусом, учебным текстом, толковым словарем русского языка;
- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;
- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные задачи:
- содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;
- способствовать развитию коммуникативных способностей (слушать и слышать одноклассников, вступать в дискуссию, диалог, выражать и отстаивать свое мнение);
- прививать уважительное отношение друг к другу, к народам, живущим на Земле;
- формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.
Планируемые результаты:
Личностные
Метапредметные
Предметные
- формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве;
- уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);
- вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
- быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.
Регулятивные УУД:
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;
- прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы, составление плана;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;
- выполнять самопроверку по эталону и корректировку своей деятельности.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний;
- извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, карта, иллюстрация);
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.
Коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
- осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.
- уметь объяснять значение терминов «материк», «океан»;
- работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой);
- находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия;
- расширить знания о материках и водных пространствах нашей планеты.
Технологии обучения: технология деятельностного метода, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология, проектная технология, технология оценки образовательных достижений.
Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:
учебник: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир 2 класс. «Наша планета Земля» часть 1. М.: Баласс, 2012; компьютер, проектор, мультимедийная презентация;
толковый словарь русского языка;
синие ленты для галстуков;
пазлы материков для проектной работы;
макет аквариума, рыбки из картона или цветной бумаги (золотые, серебряные, чёрные), клей.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Технология
проведения
(этап урока, цель)
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результат
Организационный момент Психологический настрой
Цель: создание положительного эмоционального фона
Сегодня такой замечательный день, вы пришли в школу с хорошим настроением, улыбнитесь друг другу и подарите тепло ваших рук соседу по парте, для этого прикоснитесь ладошками с ним. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость общения друг с другом.
Улыбаются и прикасаются ладошками друг с другом.
Включение детей в активную познавательную деятельность, создание ситуации успеха и доверия.
Актуализация знаний
(подводящий диалог)
Цель: актуализировать знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний
-Прочитайте слова:
меридианы, звёзды, параллели, карта, экватор, материки, план, океаны, глобус, планеты, Луна.
- На какие группы их можно разделить?
Обоснуйте свой ответ, что вы можете рассказать о каждой группе?
Читают слова, делят их на группы.
уменьшенное изображение Земли: карта, глобус, план
воображаемые линии на глобусе: меридианы, параллели, экватор
небесные тела: планеты, Луна, звёзды
Выслушиваются ответы детей.
Актуализируются знания, необходимые для понимания новой темы.
Введение в тему урока
Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит определение темы урока и формулирование цели урока
- О чём вы не смогли рассказать? Почему?
- Сформулируйте тему нашего урока.
- На какие вопросы вы бы хотели ответить сегодня на уроке?
- Что мы сейчас сделали?
- Ребята, сегодня я предлагаю отправиться в кругосветное путешествие по земному шару, не выходя из класса.
- А кто первым совершил кругосветное путешествие?
- А что он доказал своим плаванием?
- На чем совершил своё путешествие Фернан Магеллан?
- Как вы думаете, почему?
- Пять столетий назад экспедиция Магеллана на парусных кораблях отправилась от берегов Испании на запад. Три года корабли плыли, огибая сушу. На родину моряки вернулись с востока. Тем самым доказывая, что Земля имеет форму шара.
- Следуя примеру Магеллана, мы отправимся в путешествие на корабле.
- В путешествии нам необходимо будет ориентироваться. Что лучше взять в путешествие: карту или глобус? Почему?
- В любом плавании принято вести бортовой (судовой) журнал. Туда записываются сведения о том, что встретилось на пути. Отправляемся в путешествие?
1. Что такое материки, и какие они бывают.
2.Что такое океаны, и какие они бывают.
3. Научиться показывать их на карте.
Фернан Магеллан.
Шарообразность Земли.
На корабле.
Потому что не было самолетов.
Глобус - уменьшенная модель Земли. Глобус больше похож на нашу планету, но картой пользоваться удобней. Карта – это изображение поверхности Земли на плоскости.
Самоопределение к деятельности: создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); выделяется содержательная область («могу»).
Постановка учебной проблемы
Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит постановка проблемы.
Фаза вызова
- Что такое материк, с чем ассоциируется это слово.
Откуда вы это знаете?
Давайте поработаем с учебником и со словарём и добавим информацию (омываются морями и океанами, Евразия …)
- Посмотрите на карту полушарий
- Каким цветом на карте обозначают материки?
- Что обозначено голубым цветом на карте?
- Что такое океаны? Найдите точный ответ в учебнике на странице 96
- Чего на поверхности Земли больше: воды или суши?
- Вот так с помощью диаграммы можно представить соотношение суши и воды.
- Плыть мы будем, начиная с западного полушария и называть все географические объекты, которые встретятся.
- На какие две группы можно разделить увиденное и почему?
- Заполните таблицу.
Океаны
Материки
Проверка
МАТЕРИК
суша огромный
Евразия…
Толковый словарь Ожегова:
Материк – обширное пространство суши, омываемое морями и океанами. Материки современной геологической эпохи (Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида)
Учебник: страница 96 – работа в парах
Мы обнаружили Северную Америку, Южную Америку, Тихий океан, Атлантический океан, Африку, Евразию, Индийский океан, Австралию, Северный Ледовитый океан, Антарктиду. Суша: Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Австралия, Африка.
Вода: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан.
Вызов личного отклика, интереса
Обозначается проблема урока.
Поиск решения проблемы (открытие нового знания)
Цель:
-развитие умения извлекать информацию, необходимую для открытия новых знаний;
- организация диалога, позволяющего выявить связи между изученными и новыми знаниями, открытие новых граней в уже известном.
Физминутка для глаз «Морская»
Цель: предупреждение утомляемости глаз, профилактика нарушений зрения
Работа по карте
- Сколько океанов вы насчитали?
- Найдите самый большой океан.
- Кто его открыл? Почему так назвали?
-Да, Магеллану повезло, ведь Тихий океан может быть и таким.
- Это картина знаменитого художника Айвазовского
« Девятый вал». Вот таким может быть Тихий океан.
-Назовите самый маленький океан.
- Почему его называют необычным?
- Проверьте свои высказывания, прочитав текст на странице 101.
Северный Ледовитый океан - самый маленький и самый мелкий. Северным океан назван потому, что находится на севере, а Ледовитым – потому что он круглый год покрыт льдами. Лишь только у берегов материка в короткое северное лето этот океан оттаивает.
- В каком полушарии можно встретить сразу все океаны?
- А кто знает, какая вода в океанах? Почему? А какой океан самый солёный?
Если вам это интересно, поищите ответы в книгах, энциклопедиях, интернете. А на следующем уроке обменяемся информацией.
- Какой океан омывает 5 материков?
- Какой океан омывает 4 материка?
По одной из версий Атлантический океан получил свое название от мифического континента Атлантида. В результате землетрясения и наводнения остров вместе со своими жителями – атлантами опустился на дно океана. Часть учёных считает, что это вымысел древнегреческого философа Платона, часть учёных верят в правдивость этой истории и до сих пор занимаются поисками исчезнувшей цивилизации. Тем не менее, океан назвали Атлантическим.
Самый теплый - Индийский океан, вода в нем 35,5 градусов. Вода в нем теплая, как парное молоко.
- Все 4 океана образуют огромную массу воды, которую называют Мировым океаном. Мировой океан плотно заселен живыми организмами. По современным представлениям, жизнь на нашей планете зародилась именно в океане, и лишь потом появились живые существа, которые вышли на сушу.
4
Тихий
Фернан Магеллан
Северный Ледовитый океан
В восточном полушарии
Тихий океан
Атлантический океан
Умение выражать свои мысли, вступать в диалог,
слушать и слышать других.
Осознание ценности совместной деятельности.
Дети учатся расслабляться и дают отдых глазам с пользой для организма.
Первичное применение нового знания
Самостоятельное применение знаний (работа в группах).
Цель: планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Работа в группах
-Теперь поподробнее поговорим о материках. Мы разделимся на группы и по плану подготовим рассказ о каждом материке.
- Повторим Устав групповой работы:
Уважай своего товарища.
Умей каждого выслушать.
Не согласен – предлагай!
Правила работы в группе:
перед работой нужно договориться, кто и что будет делать;
не говорить всем сразу;
учиться разговаривать вполголоса;
не спорить зря, а доказывать, объяснять.
I группа, используя шаблон, составляют рассказ о Евразии.
II группа - Северная Америка
III группа – Южная Америка
IV группа – Австралия
V группа – Африка
VI группа – Антарктида
План
В каком полушарии находится материк
(в Западном или в Восточном)?
Какие океаны омывают этот материк?
В каком поясе находится?
Что можно сказать о климате?
Обитатели материка (Учебник с.102 и энциклопедии)
Евразия – самый большой материк, чтобы перелететь с запада на восток надо потратить целые сутки. Конечно, раз материк такой огромный, то и природа здесь очень разнообразна: от снежных равнин до вечнозеленых лесов. От низменностей до самых высоких гор в мире – Гималаев.
Евразия расположена в ______________________ полушарии. Её берега омывают ________________________ океан, ___________________ , _______________________________и ________________________________.
Евразия располагается в _____ тепловых поясах: ______________________________________________,
______________________________________________, ______________________________________________.
Поэтому климат здесь _____________________________.
На этом материке обитают ___________________________
_________________________________________________.
Северная Америка
Когда – то считалось, что за Атлантическим океаном земли уже нет – там находится край света. Только 5 веков назад отважные путешественники переплыли океан и открыли новую часть света. Северная Америка расположена в северном полушарии, знаменита местными жителями индейцами. Природа Северной Америки очень разнообразна. Это земля Великих озер и высоких гор. Встречаются разные животные. Скунсы имеют тайное оружие большой мощности. Чувствуя опасность, выпускают струю масляной жидкости с ужасным запахом. Здесь водятся дикобразы, для защиты у него – 30000 игл.
Северная Америка расположена в ______________________ полушарии. Её берега омывают ________________________ океан,___________________________________________ и ________________________________.
Северная Америка располагается в _____ тепловых поясах: ______________________________________________,
______________________________________________, ______________________________________________.
Поэтому климат здесь _______________________________.
На этом материке обитают ____________________________
_________________________________________________.
Южная Америка
Южная Америка – самый влажный материк мира. Здесь выпадает больше всего осадков. И это неудивительно, если вспомнить, что именно здесь течет самая большая, самая полноводная и самая длинная река в мире - Амазонка. Именно здесь низвергает свои воды с высоты 979 метров самый высокий водопад в мире Анхель, а на границе Бразилии и Аргентины – самый мощный водопад Игуасу. Большая часть материка находится в жарком поясе. Это родина удивительных броненосцев и самого высокого дерева мира – секвойи. Южная Америка – родина картофеля, помидора, шоколадного дерева.
Южная Америка расположена в ______________________ полушарии. Её берега омывают ________________________ океан,___________________________________________ и ________________________________.
Южная Америка располагается в _____ тепловых поясах: ______________________________________________,
______________________________________________.
Поэтому климат здесь _______________________________.
На этом материке обитают ____________________________
_________________________________________________.
Африка
Африка – самый таинственный и жаркий материк. Здесь не бывает зим. Поверхность нагревается до +70 градусов. Африку называют «черным континентом», из-за того, что там живут чернокожие жители.
Говоря об Африке, мы сразу вспоминает об африканских слонах, о царе зверей – льве, о самом длинношеем животном – жирафе. И, конечно, о древнем Египте, о чуде света – пирамидах.
Африка расположена в ______________________ полушарии. Её берега омывают________________________ океан и ________________________________.
Африка располагается в _____ тепловых поясах: ______________________________________________,
______________________________________________.
Поэтому климат здесь _______________________________.
На этом материке обитают ____________________________
_________________________________________________.
Австралия
Австралия – самый сухой материк Земли. Он был открыт меньше двух столетий. Климат засушливый, дождей выпадает мало. Поэтому здесь распространены эвкалиптовые леса. Материк редкостей. Говоря об Австралии, мы сразу вспоминаем удивительных животных – кенгуру. Но и другие сумчатые животные здесь обитают. Сумчатый медведь, коала.
Дикая собака Динго - самый опасный хищник материка. Чудо-животное – утконос, который откладывает яйца, как птица, а детёнышей кормит молоком, как млекопитающие.
Австралия расположена в ______________________ полушарии. Её берега омывают________________________ океан и ________________________________.
Австралия располагается в _____ тепловых поясах: ______________________________________________,
______________________________________________.
Поэтому климат здесь _______________________________.
На этом материке обитают ____________________________
_________________________________________________.
Антарктида
Антарктида – край вечных льдов. Самый высокий континент. Очень долгое время считали, что это океан покрытый льдом, а не материк. Но сейчас уже доказано, что это материк Он расположен на самом юге Земли. Единственный материк, где нет постоянных жителей. Здесь созданы полярные станции, где учёные разных стран ведут научные наблюдения.Родина удивительных птиц, у которых вместо перьев чешуя – пингвины.
Антарктида расположена в ______________________ полушарии. Её берега омывают________________________ океан, ____________________________________________ и ________________________________.
Антарктида располагается в _____ тепловом поясе -
______________________________________________.
Поэтому климат здесь _______________________________.
На этом материке обитают ____________________________
_________________________________________________.
Умение сравнивать, делать выводы.
Подтверждение своего открытия, положительная мотивация.
Извлекать и перерабатывать информацию, договариваться о правилах поведения в группе и следовать им.
Защита своих работ
Цель: развивать умение работать в группе по заданным критериям.
- Вам надо показать материк на карте и рассказать о нём
Все остальные ребята внимательно слушают, затем заполняют свои маршрутные листы. Вам надо отметить океаны, которые омывают данный материк
Итог работы. Рефлексия.
Цель: зафиксировать новые умения, полученные на уроке;
организовать рефлексию и самооценку ученикам собственной деятельности.
- На все ли вопросы мы ответили?
- Что нового узнали?
- Как узнали, что помогло?
- Где пригодятся знания?
- Для чего надо знать карту, условные обозначения, материки и океаны?
Давайте дадим оценку нашему путешествию и своим успехам, т.е. оценим свою деятельность на уроке.
Выслушиваются ответы детей.
Выполняют задание по предложенному алгоритму, организовывая рефлексию собственной деятельности.
Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории география:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ