Конспект урока по географии "Австралия" 11 класс
Австралия (урок-диалог)
Цели:
Образовательные – вспомнить особенности физико-географического положения материка, природных условий; познакомиться с особенностями экономической и социальной географии страны, выявить специфические черты последнего из рассматриваемых центров мирового хозяйства в процессе диалога между группой, которая предварительно изучала страну, и остальными учениками класса.
Развивающие – развивать умения самостоятельно работать с учебником, атласом, дополнительной литературой, делать выводы.
Воспитательные – формирование самостоятельности.
Оборудование: учебник, атласы, политическая карта мира,
дополнительная литература, интерактивная
доска.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Сегодня речь пойдет о стране-материке, входящей в состав Содружества. О стране, в которой живут самые удивительные животные и растения. Это страна – одна из наиболее богатых полезными ископаемыми стран мира, причем это утверждение можно отнести и к топливному, и к рудному, и к нерудному сырью. История этого государства знает и каторжные поселения, и «земельную лихорадку», и «золотую лихорадку». (Австралия)
II. Вопросы-задания к уроку-диалогу.
1. Дайте характеристику ЭГП Австралии по плану (1. Положение по отношению к соседним странам. 2. Положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям. 3. Положение по отношению к главным топливно-сырьевым базам, промышленным и сельскохозяйственным районам. 4. Положение по отношению к главным районам сбыта продукции. 5. Изменение ЭГП во времени. 6. Общий вывод о влиянии ЭГП на развитие и размещение хозяйства страны.) На этот вопрос должен отвечать уже подготовленный ученик.
2. Всеволод Овчинников в книге «Своими глазами» сравнивает Австралию с высохшим осенним листом с зеленой кромкой. Как с географической точки зрения вы объясните этот образ, возникший у автора, когда он пересекал страну из конца в конец на самолете? (Бóльшая часть страны располагается в континентальном тропическом климате, в зоне пустынь и полупустынь.)
3. С какими странами или регионами мира можно сопоставить Австралию по площади (работа с форзацем учебника, атласом) – с Европой, США, Африкой, Китаем? (С Европой, США без Аляски, Китаем).
4. Население Австралии около 19 млн. человек. С какими государствами из предложенных можно сопоставить ее по численности населения – Францией, Испанией, Малайзией, Перу, Канадой? (Малайзией, Перу.)
5. Каждый пятый житель Австралии – послевоенный эмигрант. Из каких регионов мира идет этот поток? (Первые десятилетия из Европы; приток «цветных» иммигрантов сдерживался правительством: в последние годы среди иммигрантов преобладают выходцы из Азии – 36 % от общего числа иммигрантов.)
6. Как с географической точки зрения объяснить два феномена Австралии – санитарную авиацию («королевская служба летающего доктора») и обучение по радио («радио-восьмилетка»). (Эти явления породили огромность территории и малочисленность населения Австралии. Австралийцы, живущие на фермах уединенно, постоянно чувствуют связь с центром.
Так, в эфире специальные радиоволны отведены для врачей. Врач и больной по радио ведут диалог до полного выздоровления. В каждой семье есть атлас, где на изображение тела человека нанесены цифры; есть такие лекарства, но без названий, а с номерами. Если заболевание серьезное, больного доставляют в больницу.
Обучение по радио позволяет детям из отдаленных мест обучаться дома до 15 лет; потом они получают профобразование или поступают в среднюю школу, лицей.)
7. Сейчас в Австралии только 1 % жителей – аборигены. Во сколько раз сократилось их число за 200 лет?
(Приблизительно в 5 раз: от 750 тыс. до 160 тыс.)
8. Дайте характеристику природных предпосылок для развития промышленности Австралии.
План:
Величина запасов и размещение полезных ископаемых, их территориальные сочетания.
Водные, лесные ресурсы и возможности их использования.
Общая оценка природно-ресурсного потенциала территории для развития промышленности и обеспечения ее природными ресурсами.
Черты рационального или нерационального природопользования по отношению к природным ресурсам для развития промышленности.
Общий вывод. Перспективы увеличения ресурсов и их использования.
Этот вопрос для уже подготовленного ученика.
9. Дайте характеристику природным условиям для сельского хозяйства Австралии.
План:
Условия рельефа территории и их влияние на размещение сельского хозяйства.
Агроклиматическая характеристика территории.
Почвенно-растительные условия территории.
Общая оценка природных предпосылок для развития сельского хозяйства.
Этот вопрос для уже подготовленного ученика.
10. Про Австралию говорят, что она одновременно является страной – фермой и страной – рудником. Что скрывается за этим образом? (Австралия имеет прочные позиции в мире по экспорту шерсти, мяса, молочных продуктов, пшеницы; она также занимает первые места в мире по добыче железной руды, бокситов, свинцово-цинковых руд, марганцевой и вольфрамовой руд, урана, каменного угля. Запасы крупные, легкодоступные, удобные для транспортировки через порты.)
11. Австралия является страной высокого уровня развития экономики, входящей в число 20 первых стран по объему ВВП и величине этого показателя на душу населения. В чем ее отличие от других высокоразвитых стран Запада?
(Если по уровню жизни Австралия близка к странам Запада, то по структуре производства и по экспорту резко отличается от них: 40 % экспортных доходов она получает от сельского хозяйства; еще 40 % - от горнодобывающих отраслей; 20 % - от обрабатывающей промышленности.)
12. Какие отрасли получили преимущественное развитие среди отраслей обрабатывающей промышленности?
(Машиностроение, пищевая, металлургия.)
13. Какими достижениями в сельском хозяйстве по праву гордится Австралия?
(Самое большое поголовье овец, стадо в ≈ 200 млн. голов, 90 % из которых – мериносы; каждая пятая овца на земном шаре пасется в Австралии. Здесь выведены лучшие в мире сорта пшеницы, сахарной свеклы.)
14. Какие направления сотрудничества Австралии и нашей страны наиболее перспективны и находят отражение в конкретных акциях?
(Использование достижений в переработке, хранении, транспортировке сельскохозяйственной продукции на большие расстояния, в решении вопросов охраны окружающей среды, мирного использования атомной энергии, в области рыболовства и торговли и т.д.)
15. Пять главных городов Австралии: Сидней, Перт, Мельбурн, Аделаида и Канберра – очень различны. В чем своеобразие каждого из них? Определите, к какому из названных городов могут относиться данные описания:
Город расположен на приморской долине, являющейся житницей страны, мягкий благодатный климат позволяет здесь выращивать практически все сельскохозяйственные культуры. И сам город – простой и зеленый, здесь много церквей и старинных зданий; город стремиться обрести славу ведущего культурного центра страны. Здесь проходят международные встречи, фестивали. (Аделаида)
Этот город часто сравнивают с Сан-Франциско. Живописность ему придают горы и вода; зеленые холмы, белые коттеджи, тихие бухты с яхтами. Город вольно раскинулся на площади в 4 раза большей, чем территория Москвы. В городе нет ничего геометрического, кроме Сити, где небоскребы высоки и стоят тесно друг к другу. Достопримечательности города – стальная арка подвесного моста, модернистское здание оперного театра в виде колонии сросшихся ракушек. (Сидней)
Город обладает самым большим количеством исторических памятников и впечатляющими архитектурными ансамблями. Городу присуща четкая геометрическая планировка и обилие парков: ботанический, казначейства, Фиццой-парк, где находится домик капитана Кук - уютный коттедж, у которого утром поднимается английский флаг. Это город-миллионер. (Мельбурн)
Этот город построен в начале века по проекту американского архитектора Уолтера Гриффина. Город-лесопарк, расчлененный сетью прекрасных дорог и развязок. Его авеню носят имена всех крупных городов страны. Город сочетает чистый, сухой свежий воздух с яркостью солнечного света, здесь практически нет нужды вытирать пыль. (Столица Канберра)
В Австралии находится самый обособленный из больших городов мира – столица Западной Австралии, крупнейшего из шести штатов страны. Гордость города – самый большой в мире театр, точнее, крупнейшее в мире здание, специально предназначенное для оперы, балета, драматических спектаклей. Театр, в котором 8003 места, по праву занесен в книгу рекордов Гиннеса. (Перт)
III. Коллективное подведение итогов.
Выделение лучших участников диалога.
IV. Домашнее задание: запись краткая, отражающая наиболее полно
экономико-географический облик страны,
творческое задание по желанию – составить
кроссворд по теме «Австралия».
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории география:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ