Конспект урока по географии "Составление плана местности" 5 класс
Чухломина Надежда Ивановна,
МБОУ «СОШ № 70» г. Кирова,
учитель географии
Составление плана местности
Класс: 5
Предмет: география
Дидактическая цель: создать условия для осмысления, применения и закрепления новой учебной информации средствами технологии группового обучения
Тип урока: комплексное применение знаний
Планируемые результаты.
Предметные: (знания, умения, представления) давать определение понятиям ориентирование, стороны горизонта, компас, азимут, маршрутная, полярная съёмка местности, способы измерения расстояний на местности.
Метапредметные: (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД): умение взаимодействовать с другими людьми, развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование; составлять план действий, совершенствовать рефлексивные умения учащихся.
Личностные: (личностные УУД): учитывать разные мнения; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров, осознание ценность географических знаний как важного компонета культуры личности
Образовательная цель: создать условия для применения знаний по построению простейшего плана местности.
Развивающая цель: способствовать формированию умения производить глазомерную съёмку местности различными способами; фиксировать результаты проделанной работы.
Воспитательная цель: способствовать формированию коммуникативных качеств личности, межличностных партнёрских отношений.
ФОПД: индивидуальная с элементами групповой
Методы обучения :объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Средства обучения: Учебник, планшет с компасом, визирная линейка, измерительная рулетка (шагомер)
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
1
Организационный момент
Каждый день — всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
2
Целеполагание, мотивация
Предлагает вспомнить учащимся из опыта жизни, где и когда они встречались с планами местности
Приводят различные варианты планов местности (план садового участка, план города, план квартиры)
Личностные: Сознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками формулировать и аргументировать своё мнение.
3
Актуализация
Предлагает вспомнить понятия «масштаб», «азимут», «ориентирование», вспомнить способ ориентирования с помощью компаса, способы измерения расстояний на местности.
Отвечают на вопросы
Познавательные: Анализировать, выделять существенные признаки
Регулятивные: Определять уровень успешности
Личностные: Самоопределение (для чего?)
4
Осознание и осмысление способов действия
Предлагает назвать виды съемок местности, сравнить их и найти отличия.
Работают с учебником, называют виды съемки: маршрутная и полярная, сравнивают, находят отличия.
Разделение учащихся на группы по 4-5 человек.
Работают с текстом учебника, составляют алгоритм составления плана местности
Познавательные Умение вести поиск информации и понимание прочитанного текста
Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания;учебное сотрудничество
Регулятивные: составление плана и последовательности действий;
Личностные Осознание ценности географических знаний как важного компонента культуры
5
Применение учебного материала (на школьном дворе).
Предлагает построить план школьного двора наиболее понравившимся видом съемки местности (Черновой вариант работы).
Приложение 1(если не позволяют погодные условия , то работа может быть проведена в классе)
Работают в группе (Инструктивная карточка)
Познавательные выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Выстраивать логическую цепочку рассуждения
моделирование
Регулятивные: Проговаривать последовательность действий
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами
7
Домашнее задание
1.Знать виды съемки местности, 2.Построить простейший план (Чистовой вариант). 3.Задание творческое: построить план местности территории своего проживания, маршрутную съемку пути следования до школы или до дома.
Записывают домашнее задание.
Регулятивные: Определять уровень успешности.
Оценка действий партнёра
Коммуникативные: Уважение ситуации успеха партнёра различать способ и результат действия;
8
Рефлексия
По способам деятельности
Регулятивные: Осознание причин успеха и неуспеха
Личностные: Устанавливать связи между целью деятельности и её результатом
Инструктивная карточка:
1.Оформление плана.
1.Надписывается название работы.
2.В верхнем левом углу листа ребята рисуют вертикальную стрелку, показывающую направление «север—юг».
3.В правом углу надписывают масштаб.
2.Как измерять расстояния на местности ?
1. Вспомнить среднюю длину своих пар шагов
2. Измерить указанное расстояние парами шагов : например 110 п.ш.
3. Умножим среднюю длину пары шагов на число пар шагов: 1,2 м х 110 п.ш. = 132 м
3. Таблица
Фамилия Имя
№
точки
Расстояние
п. ш.
То же расстояние на плане в см
Азимут
1
2
3
4
5
Приложение1.
Составление плана местности по описанию.
Содержание задания
Выполняемые действия
По территории данной местности в направлении с севера на юг проходит шоссе. Его пересекает грунтовая дорога, тянущаяся с юго-запада на северо-восток.
В центре листа обозначают точку, которая будет точкой пересечения шоссе и грунтовой дороги. Из этой точки определяют направление на север и обозначают шоссе, проходящее с севера на юг. Из этой же точки определяют направление на юго-запад и северо-восток и обозначают грунтовую дорогу.
В 5 км к северу от пересечения шоссе с грунтовой дорогой расположен сельский поселок Сорокине, который тянется вдоль шоссе на 1,5 км.
В соответствии с величиной масштаба из точки пересечения шоссе с грунтовой дорогой откладывают 10 см на север и определяют южную границу поселка. | Затем откладывают еще 3 см и определяют его северную границу. Обозначают поселок условным знаком по обе стороны шоссе. Подписывают название поселка.
Вдоль западной окраины поселка расположен сад.
Определяют западную окраину поселка и условным знаком обозначают сад, четко показав его северную, южную и восточную границы.
В 3 км к югу от места пересечения шоссе и грунтовой дороги построен металлический мост через реку, которая течет в юго-западном направлении.
Из точки пересечения шоссе с грунтовой дорогой откладывают к югу 6 см и обозначают металлический мост.
Их центра моста определяют направление на юго-запад и обозначают реку. Стрелкой показывают направление ее течения.
На правом берегу реки лежит луг, а вдоль левого тянется смешанный лес.
Определяют правый и левый берег реки. Вдоль правого берега обозначают луг, вдоль левого- смешанный лес, не указывая точные границы их распространения.
Вдоль шоссе от моста до поселка протянулась полоса кустарника шириной до 500 м по обе стороны.
В соответствии с величиной масштаба на расстоянии 1 см к западу и востоку от шоссе рисуют границу распространения кустарника и обозначают его.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории география:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ