Конспект урока по географии в 7 классе "Природные зоны Южной Америки"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каразирекская средняя общеобразовательная школа»
Республики Татарстан Ютазинского муниципального района
Конспект урока по географии
в 7 классе
«Природные зоны Южной Америки»
Подготовила учитель географии и биологии
Сираева Руфия Рафкатовна
Старый Каразирек
2014
ТЕМА: ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ ЮЖНОЙ АМЕРИКИ
Цели: -называть и показывать представителей растительного и животного мира природных зон, размещение зон на карте, смену высотных поясов в горах;
-объяснять различия в растительности и животном мире природных зон и высотных поясов в горах, влияние человека на природу.
-углубить знания о широтной зональности и высотной поясности на примере Южной Америки;
-продолжать совершенствование умения анализировать тематические карты;
- внедрение сингапурской методики обучения.
Оборудование: рисунки или фотографии животных и растений, карта природных зон Южной Америки, схема.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Обучающая структура - РАУНД ТЭЙБЛ (учащиеся по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном (на команду) листе бумаги. Анализ климатограмм поясов Южной Америки (учебник, с. 171, 173, рис. 72, 73). Определить пояс и дать его характеристику.
2. Описать и показать внутренние воды Южной Америки.
III. Изучение нового материала.
В связи с преобладанием влажного климата в Южной Америке широко распространены леса и сравнительно мало пустыни и полупустыни. По обе стороны от экватора в Амазонии простираются постоянно влажные вечнозеленые леса, сменяющиеся к северу и югу на нагорьях переменно-влажными листопадными тропическими лесами, редколесьями и саваннами, особенно обширными в южном полушарии. На юге материка расположены степи и полупустыни. Узкая полоса в пределах тропического климатического пояса на западе занята пустыней Атакама.
Вопросы:
Какие природные зоны есть на материке?
Какие из них занимают наибольшую площадь? Почему?
Как в Южной Америке проявляется широтная зональность?
Как и Австралия, Южная Америка выделяется среди материков своеобразием органического мира. Длительная изоляция от других континентов способствовала формированию в Южной Америке богатого и во многом эндемичного растительного и животного мира. Она - родина каучуконоса гевеи, шоколадного дерева, хинного и красного деревьев, виктории-регии, а также многих культурных растений - картофеля, томата, фасоли. Среди эндемиков животного мира следует назвать неполнозубых (муравьеды, броненосцы, ленивцы) широконосых обезьян, лам, некоторых грызунов (водосвинка-капибара, шиншиллы).
Вопросы:
Почему Южная Америка обладает таким большим количеством эндемиков?
Родиной каких культурных растений является Южная Америка?
Перечислите эндемики животного мира.
Зона экваториальных лесов расположена на Амазонской низменности и на прилегающих к ней восточных склонах Анд, а также в северной части Тихоокеанского побережья, в области экваториального климатического пояса. В Южной Америке экваториальные леса называют «сельвас», что в переводе с португальского означает «леса». Сельвас — труднопроходимые влажные вечнозеленые леса с огромным разнообразием видов растений и животных (рисунок сельвы). Из растений наиболее характерны шоколадное (какао) и хинное деревья, различные виды пальм, сейба, молочайные («каучуконосы»), древовидные папоротники. В лесу много лиан и эпифитов, среди которых замечательные орхидеи. Здесь обитают обезьяны- ревуны, ленивец, тапир, муравьед, ягуар; много видов попугаев, колибри; разнообразны насекомые.
Вопросы:
ОС СИНГЛ РАУНД РОБИН (Учащиеся проговаривают ответы на вопрос по кругу один раз): Назовите основные особенности зоны экваториальных лесов.
Что такое «сельвас»?
Перечислите обитателей леса.
Зоны саван занимают Оринокскую низменность и большую часть Гвианского и Бразильского нагорий. Они расположены в основном в субэкваториальном и частично в тропическом климатических поясах. В саваннах Северного полушария среди трав растут пальмы и акации, в Южном полушарии древесная растительность беднее, чаще встречаются заросли кустарников, кактусы, мимозы, молочай, «бутылочные» деревья с бочкообразными стволами. Для саванн западной части Бразильского нагорья и внутренних тропических равнин, где выпадает меньше осадков, характерны жесткие травы и колючие кустарники, среди которых встречаются низкорослые редколесья из кебрачо - дерева с очень твердой древесиной. Рубкой, обработкой и транспортировкой кебрачо занята значительная часть населения этих мест.
В южноамериканских саваннах из копытных здесь обитают олени и дикие свиньи - пекари; водятся броненосцы, ягуары, пумы, муравьеды, из птиц - страусы нанду.
Вопросы:
ОС СИНГЛ РАУНД РОБИН (Учащиеся проговаривают ответы на вопрос по кругу один раз): Назовите основные особенности саванн.
Почему саванны разных территорий имеют такие различия?
Как называется дерево с очень твердой древесиной?
Зона степей расположена к югу от саванн в субтропическом климатическом поясе. Степи в Южной Америке называют пампой. Почвы в пампе обладают высокой плодородностью, так как территория степей покрыта густой травянистой растительностью. В растительном покрове преобладают злаки, на заболоченных участках и по берегам рек растут камыши. На юге-западе пампы, где выпадает меньше осадков, характерны сухие травы и колючие кустарники. Для открытых пространств пампы типичны быстро бегающие животные - пампасный олень, пампасная кошка, несколько видов лам. Много грызунов (нутрия, вискаша), а также броненосцев и птиц.
Вопросы:
Как называется степь в Южной Америке?
Почему почвы пампы обладают высокой плодородностью?
Назовите эндемик пампы?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
В Южной Америке, в отличие от Африки и Австралии, почти нет материковых тропических пустынь. Небольшие территории, занятые полупустынями, расположены в субтропическом и умеренном климатических поясах. Из-за скудной растительности почвы малоплодородны. Растительность, представленная сухими злаками и подушкообразными кустарниками, - характерная черта этой природной зоны. В полупустынях обитают те же животные, что и в пампе. Этот суровый край называют Патагонией.
Вопросы: 1) Назовите характерную черту полупустынь.
Как называют территорию полупустынь?
Участки Анд, лежащие на разных широтах, отличаются количеством и составом высотных поясов. Чем выше хребты Анд и чем ближе они расположены к экватору, тем больше природных поясов наблюдается при подъеме от подножий к вершинам. Наиболее полно высотная поясность выражена в области экватора, где от подножий гор до высоты 2800 м произрастают горные вечнозеленые леса. Выше они сменяются высокогорными низкорослыми вечнозелеными лесами, которые с высотой 3600 м уступают место горным альпийским и субальпийским лугам. Выше 4500 м расположен пояс снегов и ледников (учебник, с. 177, рис. 75).
В тропических широтах вдоль Тихоокеанского побережья и по склонам гор простираются пустыни и полупустыни, а в субтропических - жестколиственные леса и кустарники. Выше они переходят в пояс листопадных лесов из южных буков. Над ними в горах появляются субальпийские и альпийские луга.
На плоскогорьях Центральных Анд, изолированных хребтами от влияния океанов, расположены сухие горные степи и полупустыни. В Андах много эндемиков. Сохранился, например, древний вид очкового медведя, среди грызунов замечательны ценным мехом шиншиллы, дикие ламы.
Вопросы: От чего зависит количество высотных поясов в горах?
В какой части Анд на высотную поясность большое влияние оказывает океан?
IV. Закрепление. 1. Заполнение таблицы* (таблица на доске):
Пример зоны
№ вопроса
1
2
3
4
5
6
7
8
Влажные экваториальные леса
+
+
+
Саванны и редколесья
+
+
+
Степи (пампы)
+
+
Вопросы к таблице:
1) Растет дерево, получившее за свою твердую древесину название «сломай топор». (Кебрачо.)
2) Растут вечнозеленые, разнообразные по видовому составу многоярусные леса, которые цветут и плодоносят на протяжении года.
3) Водятся небольшие свиньи-пекари.
4) Растут характерные для нее высокие злаки и бобовые растения.
5) Обладает высокой плодородностью почв.
6) Растут галерейные леса.
Их называют «сельва».
Наличие этой природной зоны является характерной чертой природы Южной Америки.
2. В копилку знаний о Южной Америке или Повтор новых понятий, изученных на уроке (запись на доске).
Виктория-регия, пираньи, шиншилла, сельва, сейба, «бутылочное» дерево, кебрачо, пампа, Патагония.
3. Выставление отметок за работу на уроке.
V Домашнее задание: § 44; заполнить таблицу и указать в контурной карте национальные парки.
Таблица «Изменение природы человеком»
Компонент природы
Деятельность человека
Примеры изменения природы под влиянием человека
Список использованной литературы
Атлас по географии 7 класс - 2013 год
Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс
Учебник по географии материков и океанов 7 класс. Авторы: Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. - 2006 год
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории география:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ