Организация научно-исследовательской работы школьников

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным

изучением отдельных предметов 36»

Республики Мордовия












Организация

научно-исследовательской

работы школьников














подготовил

учитель географии

Шмырёв Сергей Сергеевич










Саранск

2013


Научи ребёнка работать, чтобы он

самостоятельно думал, искал,

проявлял себя, развивал свои

дремлющие силы,

вырабатывал из себя стойкого человека

А.Дистервег


Среди первоочередных задач, стоящих перед современным образованием, можно выделить задачу, связанную с подготовкой ученика к профессиональному умственному труду, формированию научного мировоззрения на окружающий мир. Всё большее место в рамках внеурочной работы занимает научно-исследовательская работа школьников, которая представляет собой процесс совместной деятельности учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, фиксации, систематизации новых знаний, поиску закономерностей, описанию, объяснению, проектированию.

Цель данной работы – создать условия для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации. Это возможно при совместных усилиях педагога и учащегося. Сотрудничество учителя и учащегося предполагает знание и умение педагога дозировать и направлять самостоятельность, предоставляемую школьнику, которая в конечном итоге ведет к целеполаганию, автономизации его познавательной деятельности, как основы личностного становления и развития.

Самое важное для учителя – внутренняя мотивация и интерес к проблеме исследования. Это является основой успеха реализации исследовательской деятельности и учащегося. Исследовательская деятельность развивает познавательные навыки учащихся, творческое мышление, умение самостоятельно конструировать свои знания. Наряду с этим, они учатся анализировать полученные данные и делать выводы, приобретают навыки аргументации и культуры рассуждения, создавать компьютерные презентации, карты, рисовать графики, использовать диски Мультимедиа в своей учёбе.

Учащиеся учатся отвечать на проблемные вопросы, которые помогают направить исследование в нужное русло.

Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - акцент переносится на формирование компетентности, происходит переориентация на личностно – ориентированный подход. Дистанционное обучение учителя, участие в дистанционных обучающих олимпиадах школьников под руководством преподавателя является важным шагом во внедрение информационных технологий не только в учебный процесс, но и во внеурочной деятельности.

Процесс реализации творческих идей можно представить в виде технологической цепочки, каждый элемент которой призван решать четкие задачи. Исходя из практического рода деятельности целесообразно выделить 4 этапа:


1 этап. Немалую роль на первом этапе играет сам факт выявления учеников, желающих работать в этом направлении. Ведущая роль здесь отводится учителю-предметнику, который в процессе индивидуальной работы с учеником призван не только разглядеть «искру» исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, определить круг проблем, требующих решения, подобрать необходимую литературу. Учителю на этом этапе полезно руководствоваться знаниями о влиянии отдельных эмоций (удивление и интерес) на познавательные процессы. Удивить школьника – значит разжечь в нём интерес к изучаемому материалу, ведь именно интерес является формой проявления познавательной потребности. Важно, чтобы учащийся с первых шагов понял значимость своего исследования, возможность его использования (выступление на уроке, использование работы другими учащимся для подготовки домашних заданий, докладов).


2 этап. После постановки проблемы и мотивации учащихся, наступает очередной этап: выбор и утверждение темы предполагаемого исследования. Выбор темы школьной исследовательской работы - очень важный и ответственный момент всего исследования. Чаще всего тему предлагает учитель, который должен хорошо представить ещё на начальном этапе: какую проблему необходимо будет решать, каково будет направление будущего поиска, каковы методы и возможные результаты. Выигрышно смотрятся темы узкой направленности, имеющие локальный или региональный масштаб, подготовленные на краеведческом материале или собственных полевых или экспериментальных исследованиях. При выборе темы критериями являются: интересность, актуальность, практичность. На этом этапе, Во-первых, учащиеся осознают значимость выполняемой работы, во-вторых, происходит стирание неких граней между учеником и учителем, возникает атмосфера сотрудничества, в-третьих, имея информацию о тематике разрабатываемых проектов, учитель может использовать их в дальнейшем в качестве учебно-методического сопровождения отдельных тем предусмотренных программой, в-четвертых, ситуация обсуждений исследовательских тем на заседаниях методических объединений способствует росту профессиональной компетенции педагогов, стимулируя развитие их собственной научно-исследовательской деятельности при возможной консультации представителей высшей школы. После завершения 2-х этапов начинается непосредственная работа самого учащегося над проектом под руководством учителя.


3 этап. Написание и оформление работы. Самое важное в работе – её содержание. Обязательно введение, теоретический раздел (это могут быть несколько глав), результаты и методика исследования, заключение и выводы, список использованной литературы. Качество и результативность работы повышает проведение собственных исследований (это может быть анкетирование, отбор проб воды, почвы, измерение с помощью всевозможных приборов), которых нет в школе, но могут предоставляться разными кафедрами Вузов, учреждениями и организациями города и республики. Заявленной теме должны соответствовать цели и задачи исследования. Это позволяет, во-первых, более пристально научный контроль над процессом работы, во-вторых, позволяет оперативно решать возникающие проблемы (недостаток литературы и источников, проблемы с обработкой имеющейся базы данных, корректировка опытно-экспериментальной частью исследования и др.), в-третьих, поддерживать интерес и уровень информированности о проводимых исследованиях среди ученической и педагогической общественности учебного заведения. За месяц на школу приходят данные по конференции, где и публикуют место проведения, условия конференции, включая оформление работы.


4 этап. Выступления на конференциях разных уровней.

Апогеем любого научного исследования является его представление в форме доклада и публичное обсуждение полученных результатов.

В устном докладе (защите) школьнику необходимо не только знать свой материал, но и главное донести его до слушателя и жюри. Огромная роль в этом играют некоторые декламационные навыки и хорошая подготовка самого доклада в виде тезисов.

В данной работе при прохождении всех четырёх этапов, ученик должен обладать определенными компетентностями:

1. Умение работать с рекомендованной литературой, а это является основой научного исследования. Необходимо читать материал последовательно, т.е. необходимо читать источник по порядку, досконально изучать все термины и понятия. Для того, чтобы разобраться в каждом термине или понятии, необходимо найти ему в подтверждение практический пример или практическое объяснение.

  1. Умение критически осмысливать материал, представленный в книге т.е. необходимо уметь самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы. Определяя верность или ложность того или иного понятия, необходимо ставить себе следующие вопросы. – Какое понятие даёт наиболее объективное представление по существу изучаемого вопроса? – Какое мнение из представленных в литературе наиболее объективно? – Подтверждается ли теоретическое положение фактическим материалом?

  2. Умение чётко и ясно излагать свои мысли. Каждое положение своего исследования необходимо излагать последовательно, не перескакивая с одной проблемы на другую. В работе должны быть использованы такие слова и выражения, как мы считаем, мы думаем, нам известно.



Педагог также должен обладать определенными компетентностями:


  • Педагог должен сам быть творческой личностью

  • Педагог должен постоянно заниматься самообразованием

  • Должен занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности

  • Должен уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, так и деятельности учащегося

  • Должен уметь налаживать деловые формы общения с учащимися, уметь диагностировать творческие способности учащихся в определенной области.

Участвуя в научных мероприятиях, юные исследователи получают возможность реализовать свои интеллектуальные способности, испытывают вдохновение и готовность к дальнейшему творческому поиску. Кроме этого у ребят, которые участвуют в этой деятельности происходит самооценка и самоутверждение в коллективе и всё это должно пригодиться им в дальнейшей учёбе в средних и высших учебных заведениях. Участие школьников в подобных мероприятиях, получение наград, общественное признание является важным звеном образовательного процесса, так как через участие в конференциях происходит три основных вида адаптации:

  1. академическая (получение новых знаний);

  2. социально-культурная (общение со школьниками других школ, расширение кругозора);

  3. психологическая (преодоление себя, выработка положительных эмоций при получении определённых результатов)


Таким образом, исходя из всего выше сказанного, следует сказать, что цель, преследуемая школой, учителем, заключается не только в воспитании у школьников потребности и умения самостоятельно приобретать знания и расширять свой идейный и научный кругозор, но и в профессиональной ориентации учащихся, способствуя выбору жизненного пути.


Далее я хочу вам показать названия работ с которыми школьники разных классов выступали на конференциях муниципального, республиканского , межрегионального и российского уровней как по предметам общественных так т естественных дисциплин.


Вывод

В.А Сухомлинский писал: «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке, игре, в собственном творчестве, в красоте».

Список литературы


  1. Гузеева В.В. Исследовательская работа в профильном обучении.//

Народное образование.,2010 №7

  1. Жильцова О. Возможности организации проектно-исследовательской

Деятельности учащихся в средней школе.// Школьные технологии,2008

8

  1. Исследовательская работа учащихся: метод.указания/ сост. В.И.Ивлев,-

Саранск: Изд-во Мордов.ун-та, 20000

  1. Савенкова А. Развитие исследовательских умений школьников//

Школьный психолог.Газета издательства « Первое сентября», 2008,№18

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории география:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ