Рабочая программа Курса «Экономическая и социальная географии мира» 10 класс
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
Руководитель МО Директор МКОУ Песковатской СОШ-
__________________ ____________ ____________________________
Рабочая программа
Курса «Экономическая и социальная географии мира»
10 класс
Программа составлена
учителем географии
МКОУ Песковатской СОШ
Ковалевым В.А.
2013 - 2014_ учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основании стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2009 г. и примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2009 г. Были использованы также авторские методические рекомендации к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2010.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.
В результате изучения географии на базовом уровне учебник должен знать/понимать
Основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
Особенности размещения основных видов природных ресурсов, из главные местонахождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
Географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
Особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь
Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
Составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
Сопоставлять географические карты различной тематики;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
Нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
Понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдуха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Практические работы
Анализ карт различной тематики.
Обозначение на контурной карте основных географических объектов.
Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия.
Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.
Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме.
Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.
Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.
Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.
Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира.
Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.
Учебно-методический комплекс
Максаковский В.П. Учебник для 10-го класса общеобразовательных учреждений: «Экономическая и социальная география мира». М.: Просвещение, 2009.
Максаковский В.П. Новое в мире: цифры и факты. М.: Дрофа, 1999 г. – 192 с.
Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. М.: Просвещение, 1994 г. – 144 с.
Лисенкова Г.Я. Лекции и семинары по географии в 10 классе. М.: Просвещение,1992 г. – 143 с.
Атлас 10 класса. Экономическая и социальная география мира.
Рабочая тетрадь. Экономическая и социальная география мира.
Тематическое планирование
№
Тема раздела, урока
Коли
чество часов
Тип урока
Обязательные элементы содержания
Требования к уровню подготовки учащихся
Вид контроля, измерители
Практические работы
Домашнее задание
Дата проведения
План
Дата проведения
Факт
Введение
1
Современные методы географических исследований. Источники географической информации
1
вводный
Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно - координированных географических данных.
Называть предмет изучения курса, его структуру, методы исследования в географии. Уметь работать с различными источниками географической информации.
беседа
Анализ карт различной тематики.
с. 5, позн. со струк-турой учебн
3-8 сент..
Тема 1. Современная политическая карта мира – 4 часа
2
Многообразие стран на политической карте мира.
1
Вводная лекция с элементами беседы
Политическая карта мира, изменения на ней в новейшее время. Многообразие стран современного мира, их основные группы по размерам территории, численности населения, особенностям географического положения.
Иметь представление о политической карте, как о зеркале эпохи. Знать типологию стран, приводить примеры стран самостоятельно, показывать на карте. Самостоятельно давать характеристику странам.
беседа
№1. Типы стран современного мира
(заполнение схемы в тетради)
Тема 1 §1
10-15 сент.
3
Международные отношения и политическая карта мира.
1
комбинированный
Этапы формирования политической карты мира. Региональные конфликты. Международный терроризм. Международные организации. Роль России в современном мире.
Иметь представление о влиянии международных отношений на политическую карту, о региональных конфликтах. Уметь работать с дополнительной информацией.
Фронтальный опрос
Тема 1 §2
17-22 сент.
4
Государственный строй стран мира.
1
комбинированный
Государственный строй стран, формы правления. Формы административно-территориального устройства.
Знать основные формы правления государственного строя, административно-территориального устройства. Уметь работать со статистикой
Фронтальный опрос
к/к «Гос. строй и адм.-территориальное устройство"
Тема 1 §3
24-29 сент.
5
Политическая география.
Тематический контроль знаний. ТЕСТ
1
практикум
Геополитика и политическая география. Политико-географическое положение. Политическая карта – зеркало эпохи
Иметь представление о сферах политической географии. Самостоятельно давать характеристику ПГП странам.
Беседа
№2: Характеристика ПГП страны.
Тема 1 §4
1-6 окт.
Тема 2. География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды – 6 часов.
6
Взаимодействие человечества и природы
1
Вводная Л
Понятие о географической среде. Ресурсообеспеченность. Виды природных ресурсов: минеральные, земельные, водные, биологические, ресурсы Мирового океана, климатические, космические, рекреационные.
Знать основные термины и понятия. Понимать взаимосвязи между компонентами природы и обществом. Уметь анализировать
картографическую информацию.
беседа
Тема 2 §1
8-13 окт.
7
Мировые природные ресурсы. Минеральные ресурсы
1
комбинированный
Размещение природных ресурсов и масштабы их использования. Обеспеченность природными ресурсами.
Особенности использования разных видов природных ресурсов. Особенности распространения минеральных и земельных ресурсов. Мировой земельный фонд, его структура. Экологические проблемы.
Знать крупнейшие ресурсные базы мира, особенности использования различных видов природных ресурсов, их виды. Уметь сравнивать страны по уровню ресурсообеспеченности, анализировать картографический и статистический материал.
Фронтальный опрос, карточки
Работа с картой
Тема 2 §2,
Задание 2-3 на стр.50-51
15-20 окт.
8
Водные, рекреационные и биологические ресурсы.
1
Урок-практикум
Проблема пресной воды. Пути решения водной проблемы. Растительные ресурсы. Обезлесение. Ресурсы животного мира.
Уметь оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов мира, анализировать картографический и статистический материал.
Работа в группах, отчет
№3: Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира
Тема 2 §2,
Задание 5, 6
На стр.51
22-27 окт.
.
9
Ресурсы Мирового океана, климатические и космические ресурсы, рекреационные ресурсы.
1
комбинированный
Минеральные ресурсы дна Мирового океана, энергетические, биологические. Ветровая, солнечная энергия. Агроклиматические ресурсы. Природно-рекреационные ресурсы и культурно-исторические достопримечательности.
Уметь пользоваться тематическими картами. Знать основные культурно-исторические достопримечательности мира и своей области.
Индивидуальный опрос
Схема «Природные ресурсы Мирового Океана» в тетради
Тема 2 §2
Задание 8 на стр.51 в тетради. Подготовиться к семинару.
5-10 нояб.
10
Загрязнение окружающей среды.
1
Семинар
Рационально е и нерациональное природопользование. Причины и последствия загрязнения окружающей среды. Природоохранная деятельность и экологическая политика
Знать основные термины и понятия. Понимать взаимосвязи между компонентами природы и обществом. Предлагать пути решения экологических проблем конкретной территории.
Работа в группах, отчет
№ 4. Обсуждения проблемы « Средиземноморье в прошлом, настоящем и будущем. Ресурсы и экология » и пути решения проблем.
Тема 2 §3
12-17 нояб.
11
Итоговая контрольная работа за 1 полугодие
1
Урок проверки и контроля знаний
Урок анализа, проверки и контроля знаний по темам: политическая карта мира, понятие, виды, размещение природных ресурсов мира.
Знать основные термины и понятия. Уметь анализировать
картографическую информацию.
Тест.
Тема 2 §4
19-24 нояб.
Тема 3. География населения мира – 8 часов.
12
Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство населения.
1
Вводная Л с элементами беседы
Воспроизводство населения, типы воспроизводства. Демографический кризис, демографический взрыв. Демографическая политика. Теория демографического перехода. Качество населения.
Знать основные термины и понятия. Уметь анализировать
диаграммы, графики, понимать взаимосвязь между типом воспроизводства населения и типом страны. Решать задачи на численность и воспроизводство населения.
беседа
№5
Объяснение процессов воспроизводства населения в двух регионах мира (устно)
Тема 3 §1,
Задание 2, 3 на стр.85
26-1 дек.
13
Размещение и миграции населения.
1
Лекция с элем беседы
Размещение и плотность населения. Миграции. Виды миграций.
Знать основные термины и понятия, факторы размещения населения в прошлом и сегодня. Иметь представление о направлениях миграционных потоков.
Индивидуальный опрос
Тема 3 §3,
Подготовить материал к след. уроку
3-8 дек.
14
Структура населения.
1
Урок-практикум
Половой, возрастной и этнический состав населения. Крупные народы и языковые семьи. География мировых религий. Этнополитические и религиозные конфликты.
Уметь анализировать половозрастные пирамиды, связывать их особенность с типом стран. Знать основные языковые семьи и крупные народы, их места проживания, распределение мировых религий.
Работа в группах, отчет
№6: Сравнение половозрастных пирамид стран,
Тема 3 §2, доклады, задание 7 на стр.85
10-15 дек.
15
Религиозный состав населения
1
Урок изучения нового материала
Мировые религии. Национальные религии. Основные центры.
17-22 дек.
16
Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.
1
Комбинированный урок
Трудовые миграции. Проблема нелегальных трудовых мигрантов. Центры притяжения трудовых ресурсов. «Утечка умов».
Знать основные термины и понятия. Уметь анализировать
диаграммы, графики, различные тематические карты, пользоваться дополнительными источниками информации.
Индивидуальный опрос, работа в группах, отчет
№7: Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира
Тема 3 §3
24-29 дек.
1 полугодие
17
Расселение населения.
Урбанизация
1
Лекция с элем беседы
Расселение населения. Городское и сельское население. Урбанизация и ее формы, темпы и уровни. Ложная урбанизация. Крупнейшие города и городские агломерации мира и России. Уровень и качество жизни населения крупнейших стран и регионов мира.
Знать основные термины и понятия, крупнейшие города и городские агломерации мира и России.
Фронтальный опрос
Работа с к/картой
Тема 3 §4
14-19 янв.
18
Сельское население.
Население и окружающая среда.
1
Комбинированный урок
Групповая и рассеянная формы расселения в сельской местности. Население и окружающая среда: воздействие урбанизации.
Знать основные формы расселения в сельской местности. Иметь представление о воздействии урбанизации на окружающую среду.
Фронтальный опрос
Работа с картой
Тема 3 §4
21-26 янв.
19
Зачет по теме «Население мира»
1
Урок - игра
Урок анализа, систематизации и контроля знаний и умений по теме
28-2 февр.
Раздел 4. НТР и мировое хозяйство – 4часа
20
НТР. Производство и управление
1
Урок усвоения нового материала
Научно-техническая революция. Характерные черты и составные части НТР. Наукоемкие производства. Функции техники: трудосберегающая, ресурсо-сберегающая, природоохранительная, информационная. Производство: шесть главных направлений развития. Управление: на пути к высокой информационной культуре. Глобальное информационное пространство. Геоинформационные системы.
Иметь представление об изменениях, которые внесла НТР во все сферы человеческой деятельности. Знать составные части и структуру НТР.
Беседа
Тема 4 §1
4-9 февр.
21
Современное мировое хозяйство
1
Комбинированный урок
Понятие о Мировом хозяйстве. Международное географическое разделение труда. Отрасли международной специализации. Международная экономическая интеграция: региональные и отраслевые группировки. Основные центры МХ.
Знать основные термины и понятия. Знать основные региональные и отраслевые группировки стран, приводить примеры стран.
Индивидуальный опрос
Работа с к/картой «Важнейшие региональные и отраслевые группировки стран»
Тема 4 §2, задание 5 на стр. 118.
11-16 февр.
22
Отраслевая и территориальная структура м.х.
1
беседа
Структуры экономики: аграрная, индустриальная, постиндустриальная. Воздействие НТР на отраслевую структуру материального производства. Основные модели мирового хозяйства. Четыре основных типа экономических районов: высокоразвитые районы, старопромышленные, аграрные, районы нового освоения. Региональная политика.
Иметь представление о типах структур экономики, давать им характеристику. Знать основные модели мирового хозяйства. Приводить примеры стран с разной территориальной структурой хозяйства.
Индивидуальный опрос
Тема 4 §3
18-23 февр.
23
Факторы размещения.
Тестирование по теме.
1
Урок анализа и систематизации знаний
Факторы размещения: фактор территории, ЭГП, природно-ресурсный, транспортный, трудовых ресурсов, территориальной концентрации, наукоемкости, экологический. Технопарки, технополисы.
Знать факторы размещения населения и хозяйства, приводить примеры. Объяснять расположение того или иного объекта хозяйства, анализировать карты различной тематики.
Тест
Анализ карт различной тематики.
Тема 4 §4, задание 8
25 февр-2 марта
Раздел 5. География мирового хозяйства – 11 часов
24
География промышленности. ТЭК.
1
Вводная лекция
Территориальная структура мировой промышленности. География ТЭК. Мировой энергетический кризис.
Знать основные термины и понятия. Знать структуру и географию ТЭК, главные ресурсные базы, экологические проблемы отрасли.
Беседа
Анализ статистического материала, на к/картах отметить основные центры ТЭК. Составление диаграмм.
Тема 5 §1
4-9 марта
25
Электроэнергетика
1
Комбинированный
Территориальная структура электроэнергетики, горнодобывающей промышленности. Топливно-энергетический баланс мира. Мировой сырьевой кризис.
Приводить примеры стран-лидеров по производству электроэнергии, по типу электростанций. Иметь представление о Мировом сырьевом кризисе.
Фронтальный опрос
Анализ статистического материала, на к/картах отметить основные центры горнодоб. промышленности..
Тема 5 §1
11-16 марта
26
Черная и цветная металлургия
1
Урок-практикум
География черных металлов. Типы ориентации металлургической промышленности. Территориальная структура черной металлургии. Основные центры и регионы. География цветных руд, страны-лидеры. Территориальная структура черной металлургии.
Иметь представление о типах ориентации металлургической промышленности в прошлом и сегодня. Знать и показывать на карте основные центры и регионы.
Фронтальный опрос
Работа со схемами, таблицами, картами
Тема 5 §1
18-23 марта
27
Машиностроение
1
Комбинированный урок
Отрасли машиностроения. Особенности и центры размещения. Специализация стран.
Знать структуру машиностроения, основные центры машиностроения.
Тема 5 §1
1-6 апр.
28
Химическая и легкая промышленность
1
Комбинированный урок
Особенности и факторы размещения центров химической и легкой промышленности.
Знать отрасли химической промышленности, значение отрасли. Уметь показывать на карте центры химической и легкой промышленности
Работа с карточками
Тема 5 §1
8-13 апр.
29
Лесная, деревообрабатывающая и легкая промышленность. Промышленность и окружающая среда.
1
Урок-беседа
Ареалы лесной промышленности. Пять главных регионов мировой текстильной промышленности. Экологические проблемы.
Знать и показывать на карте основные центры и регионы деревообрабатывающей и легкой промышленности. Иметь представление об экологических проблемах, связанных с промышленностью.
Фронтальный опрос
Анализ статистического материала, на к/картах отметить основные центры. Составление диаграмм. Работа с к/картой.
Тема 5 §1
15-20 апр.
30
Итоговая контрольная работа за 2 полугодие
1
Урок проверки и контроля знаний
Урок анализа, проверки и контроля знаний по темам: политическая карта мира, понятие, виды, размещение природных ресурсов мира.
Знать основные термины и понятия. Уметь анализировать
картографическую информацию.
Тест.
22-27 апр.
31
Сельское хозяйство мира География растениеводства животноводства
1
Комбинированный урок
Типы сельского хозяйства. Различия в с/х между развитыми и развивающимися странами. «Зеленая революция», ее компоненты. Мировые сельскохозяйственные культуры, территориальное распределение.. Ареалы разведения крупного рогатого скота, свиноводства, овцеводства. Экологические проблемы, связанные с с/х. Рыболовство. Марикультура.
Знать типы с/х, различия в с/х освоении между развитыми и развивающимися странами. Знать основные с/х культуры и ареалы их распространения. Знать ведущие отрасли животноводствастраны-лидеры по отраслям. Знать основные термины.
Индивидуальный опрос
Анализ картосхем, диаграмм.
№10: Обозначение на к/к районов распространения важнейших с/х культур.
Тема 5 §2
29 апр. – 4 мая
32
География транспорта.
1
Урок самост.
изучения материала
Мировая транспортная система, географические отличия. Региональные транспортные системы.
Автомобильный, железнодорожный, трубопроводный транспорт.
Знать основные термины и понятия, отличия развитых стран по уровню развития транспортной системы. Знать важнейшие трубопроводы.
Индивидуальный опрос
Анализ картосхем, диаграмм.
Тема 5 §3, подготовиться к семинару
6-11 мая
33
Международная специализация и кооперирование. Внешние экономические связи.
1
лекция
Всемирные экономические отношения (ВЭО). Свободные экономические зоны (СЭЗ). Мировая торговля: оборот, структура, географическое распределение. Транснациональные корпорации (ТНК). Международные финансово-кредитные отношения. Международный туризм.
Знать основные термины и понятия, приводить примеры СЭЗ, ТНК
Индивидуальный опрос
Анализ статистических и картографических материалов, характеризующих географию ВЭО
Тема 5 §4, творческое задание (тур. маршрут)
13-18 мая
34
Итоговый урок по курсу
1
беседа
Обобщение и анализ полученных знаний по теме «мировое хозяйство»: природные ресурсы и их размещение, отрасли мирового хозяйства.
20-25 мая
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории география:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ