Урок для 10 класса по теме: "Мировая транспортная система"

Тип урока – изучение новой темы.

Форма урока – дистанционный урок.

Класс – 10.

Технические средства обучения и оборудование: специализированный программно-технический комплекс ученика с ограниченными возможностями здоровья
- Компьютер Apple Mac mini, Мышь Logitech RX250, Клавиатура Apple Keyboard, Монитор LG W2043T, Системное программное обеспечение Apple Mac OS X Snow Leopard, Наушники DIALOG M-881HV, Микрофон USB Desktop Microphone, Колонки Dialog W-203, Веб-камера CNR-WCAM820; компьютерные программы — Skype, ШГИС (Школьная геоинформационная система) УМК «Живая география», электронная доска Piratepad Beta; презентация Power Point, электронные файлы (Word 2007): схема «Виды транспорта», таблица «Характеристика видов транспорта»; География. 10 кл. : атлас. - 3-е изд., стереотип. - М. : Дрофа ; Издательство ДИК, 2011.


Тема: Мировая транспортная система.


Цель урока: формировать представление о мировой транспортной системе.


Задачи:


Обучающие:

  • формировать представления об отраслях Мирового хозяйства;

  • охарактеризовать по основным параметрам мировую транспортную систему, выявить ее проблемы и перспективы развития;

  • расширять представление о различиях транспорта и его особенностях в странах разного типа;

  • формировать знания о географии основных видов транспорта.

Развивающие:

  • развивать умение выделять главное, существенное при работе с текстовым, статистическим, информационным, картографическим и другим материалом;

  • развивать умение выполнять задания аналитического характера, логически излагать мысли;

  • развивать умение работать с картами, создавать тематические цифровые карты, развивать навыки самостоятельной работы.

Воспитательные:

  • развивать творческие способности, познавательный интерес к предмету;

  • расширять кругозор на основе работы с картографическим материалом;

  • развивать коммуникативные качества (ведения диалога, отстаивание своих взглядов и др.);

  • воспитывать ответственность за сохранность окружающей среды.


Тезаурус: транспорт, мировая транспортная система, сухопутный транспорт, водный транспорт, воздушный транспорт, грузооборот, пассажирооборот.













Сценарий дистанционного урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

слайдов

Организационно-мотивационный этап


Подготовка к уроку: перед уроком учитель загружает презентацию к уроку, электронную доску Piratepad Beta (http://piratepad.net/front-page/) и в скайпе прописывает ученику дату.

Начало урока: учитель приветствует учащегося и интересуется его самочувствием и готовностью к уроку.

Учитель открывает 1-ый слайд презентации и предоставляет учащемуся общий доступ к своему экрану.







Ученик приветствует учителя и сообщает о своей готовности к уроку.


Ученик, видя на первом слайде заголовок «Кровеносная система мировой экономики», проявляет заинтересованность, о чем пойдет речь на уроке.






1

Через создание проблемной ситуации учитель заинтересовывает учащегося: С помощью слайда 2 – политическая карта мира с вопросом «Что это?» - учитель с помощью несложных описаний подводит ученика к самостоятельной формулировке темы урока: «Эта сфера деятельности человечества (отрасль экономики) имеет многовековую историю, но значительно видоизменилась в XX веке и продолжает совершенствоваться, она позволяет многое экономить и одновременно приводит к большим расходам, мы пользуемся продукцией этой отрасли ежедневно и от того, как она работает, зависит для нас очень многое, в том числе порой жизнь и здоровье. То есть эта сфера деятельности и решается и усложняется одновременно». Тогда учитель упрощает формулировку и говорит, что это помогало при географических открытиях, освоении пространства планеты, а сейчас, благодаря совершенным его видам, делает нашу Землю маленькой и доступной.























Ученик сразу не догадывается , о чем идет речь.




Ученик догадался, что речь пойдет о транспорте.

2

Учитель показывает следующий слайд и озвучивает тему урока «Мировая транспортная система» и совместно с учеником формулируют задачи урока:

«Исходя из огромной значимости транспорта, сегодня на уроке мы должны:

  1. познакомиться с мировой транспортной системой;

  2. узнать о значении транспорта, показать его место и роль в мировой экономике;

  3. посмотреть, какие есть виды транспорта и охарактеризовать их;

  4. посмотреть особенности транспорта в странах разного типа;

  5. поговорить о проблемах и перспективах развития мировой транспортной системы.


Ученик записывает тему в тетрадь и говорит, какие задачи стоят перед уроком.


3

Актуализация знаний


Учитель на следующем слайде показывает изображения железнодорожного полотна, автотрассы, морского судна, авиалайнера и при этом не дает никаких пояснений.


Ученик формулирует понятие «транспорт», исходя из зрительных образов и знаний, полученных в 9 классе в курсе география по теме «Транспорт»: «Транспорт - это ведущая отрасль материального производства и инфраструктуры, осуществляющая перемещение грузов и пассажиров в пространстве, обеспечивает географическое разделение труда».


4, 5

Учитель по скайпу отправляет файл со схемой классификации транспорта и предлагает ученику заполнить эту схему до конца.

Ученик принимает файл и самостоятельно заполняет схему.





Учитель проверяет правильность воспроизведения полученных еще в 9 классе знаний о классификации видов транспорта.

Заполненную схему ученик показывает учителю, предоставив общий доступ к своему экрану: «Транспорт: сухопутный (автомобильный, трубопроводный, железнодорожный), водный (речной, морской), воздушный».


Изучение нового материала


На слайде с заголовком «Транспортная система» учитель демонстрирует три изображения – самолет в небе, железнодорожное полотно и общий вид аэропорта и при этом не дает никаких пояснений.


Далее учитель говорит : «Транспорт - третья ведущая отрасль материального производства, связывает регионы мира в единую общую систему хозяйственной деятельности. Ни одна отрасль промышленности и сельского хозяйства не может развиваться без тех или иных видов транспорта.

Общая длина транспортной сети мира, без морских трасс, составляет 36 млн. км. Ежегодно в мире всеми видами транспорта перевозится более 100 млрд. т грузов и более 1 трлн. пассажиров. В этих перевозках участвуют свыше 650 млн. автомобилей, 40 тыс. морских судов, 10 тыс. рейсовых самолетов, 200 тыс. локомотивов» [3].

(Все данные и цифры отображены на слайде для зрительного усвоения материала).


Ученик сам формулирует понятие, исходя из зрительных образов: «Мировая транспортная система - это совокупность транспортных средств, транспортных путей и транспортных предприятий всего мира».


6












7

Учитель: «Рассмотрим географические различия в мировой транспортной системе».

Учитель предлагает открыть тематическую карту «Транспорт» из школьного атласа, проанализировать ее, ответить на вопросы: «Какие регионы мира наиболее обеспечены транспортной сетью»? «Чем отличается транспортная система экономически-развитых и развивающихся стран»? (Карта продублирована на слайде).



В своих ответах ученик выделяет Северную Америку и Западную Европу как регионы, наиболее обеспеченные транспортной сетью, а также Японию.

При ответе на второй вопрос ученик отвечает: «Транспортная система экономически-развитых стран отличается от транспортной системы развивающихся стран высокой плотностью транспортной сети, крупными масштабами грузооборота, большей протяженностью дорог и более высоким техническим уровнем транспорта».


8

Учитель предлагает подумать над тем, как отразилось влияние НТР на развитие транспорта.

Демонстрация учителем слайда (с изображениями: сверхзвуковой авиалайнер, огромный пассажирский круизный корабль «Freedom Ship» длиной в 1,2 км и суда на воздушной подушке и магнитной подвеске) подводит ученика к нужному ответу.

Учитель: «Верно. Таким образом, НТР внесла неоспоримый вклад в развитие и совершенствование транспортной системы мира».





Ученик говорит о том, что НТР привела к увеличению скорости, грузоподъемности и появлению принципиально новых современных видов транспорта.


9

Учитель предлагает ученику определить долю различных видов транспорта в мировом грузообороте и пассажирообороте, опираясь на статистический материал, который учитель выводит на электронной доске Piratepad Beta и пригалашает учащегося к доске, отправив ему в строке сообщений программы Skype ссылку http://piratepad.net/front-page/ :


Грузооборот: морской – 61%, железнодорожный – 14%, трубопроводный – 12%, автомобильный – 10%, внутренний водный – 3%.

Пассажирооборот: воздушный – 80%, железнодорожный – 10%, автомобильный – 9%, речной и морской – 1% [3].

Ученик отвечает на поставленный вопрос учителя, сверяя свой ответ с круговыми диаграммами мирового грузооборота и пассажирооборота, представленными на слайде 11.

10, 11

Учитель предлагает учащемуся посмотреть на слайд (визуальный ряд: загрязнение транспортом водного, воздушного бассейна, пробки на дорогах, велосипеды в городе и др.) и выявить, какое же влияние оказывает транспорт на экологическую ситуацию во всем мире.


Учащийся, опираясь на свой жизненный опыт, говорит о важности проблемы и предлагает свои пути решения.


12

Физкультминутка



Учитель: «Давай закроем глаза и представим себя в каком-нибудь виде транспорта... (пауза). При передвижении в любом виде транспорта каждый пассажир находится в сидячем положении, что пагубно сказывается на осанке и дыхании, если находиться в таковом долгое время. Для того чтобы отдохнуть, предлагаю выполнить небольшую разминку: Представь себе большой круг. Обведи его глазами сначала пять раз по часовой стрелке, а затем столько же против часовой. А теперь попробуй глазами обвести восьмерку сверху вниз и снизу вверх...




Ученик выполняет упражнения



Этап закрепления знаний


На основании уже имеющихся знаний о видах транспорта, их достоинствах и недостатках учитель предлагает ученику решить, очень близкие к реальной жизни, практические задачи. Приготовленные ранее задачи, учитель дублирует на электронную доску.

Задача:«Большую массу груза (10 т мандарин из Абхазии) необходимо быстро и с минимальными потерями довезти до Москвы. При этом стоимость груза не должна сильно увеличиться. Какой вид транспорта вы выбираете (воздушный, водный, автомобильный, железнодорожный)? Дайте обоснование своего выбора».



Ученик дает ответ в устной форме (по своему желанию).


Для полного закрепления пройденного материала учитель предлагает ученику создать цифровую тематическую карту, используя ШГИС УМК «Живая география» [1], и на примере экспорта машин и оборудования показать, какой вид транспорта сыграл решающую роль в развитии мирового хозяйства.





















































Ученик загружает ШГИС «Живая география» с помощью команд Файл – Открыть – папка Транспорт, карта «Транспорт мира».





Нажимаем на кнопку «Состав отображения» и сначала отключаем все слои, а потом включаем слои:


  • города и поселки

  • океаны и моря

  • экспорт машин и оборудовани




Получаем цифровую карту «Экспорт химической продукции».

П
ри нажатии левой кнопки мыши, можно узнать направления экспорта машин и оборудования мира и протяженность морских перевозок.



По созданной карте ученик делает выводы и отвечает на вопрос - «Какой вид транспорта сыграл решающую роль в формировании мирового хозяйства?»

Ответ – «Морской транспорт»








Подведение итогов урока


Учитель предлагает ученику подвести итог урока. И на электронную доску вставляет текст с пропущенными словами.

  1. Все пути сообщения, транспортные предприятия и средства в совокупности образуют…………..

  2. произошло существенное удлинение транспортной системы мира (без морских трасс) за счет сооружения новых …………

  3. к сухопутному транспорту относятся - ………..

  4. Транспорт………… стран отличается высоким техническим уровнем и взаимодействием различных подотраслей.

  5. Для………….. стран характерно преобладание одного-двух видов транспорта: обычно железнодорожного или речного.

  6. В нефтегазодобывающих странах повышенной динамикой отличается развитие………….. транспорта.

  7. …………….. транспорт занимает ведущее место в пассажирообороте; …………….. транспорт – последнее место в грузообороте.

Таким образом, на доске получается опорный конспект, который закрепляет основные этапы пройденного материала. Этот конспект ученик в конце урока может скопировать и сохранить себе для дальнейшего пользования.

В конце урока учитель прописывает на доске домашнее задание:

- читать в учебнике с. 150-159, заполнить таблицу и решить задачи

И по скайпу отправляет файл с таблицей и задачами (см. Приложение 1)

Учитель благодарит ученика за урок и прощается с ним.


Ученик, пользуясь записями на доске и знаниями, полученными на уроке, вставляет в текст (нанесенный учителем на доску) пропущенные элементы, тем самым самостоятельно или вместе с учителем подводит итог урока.






























Ученик записывает домашнее задание в тетрадь.





Ученик благодарит учителя за урок и прощается.










Литература.

  1. Образовательный стандарт основного общего образования по географии.

  2. Живая география. Версия 2.0. Школьная геоинформационная система: Руководство пользователя. - М., - 109 с.

  3. Максаковский В.П. Методические рекомендации к учебнику «Экономическая и социальная география мира. 10 класс».

  4. Учебник: В.П. Максаковский «Экономисеская и социальная география мира», М.: Просвещение, 2003

  5. Российский общеобразовательный портал — http://school.edu.ru




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории география:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ