Выступление с докладом на тему "Современный урок с позиции личностно-ориентированного обучения на уроках географии

МБОУ «Новотимошкинская ООШ»

Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан





Доклад на тему: Современный урок с позиции личностно- ориентированного обучения на уроках географии (на примере начального курса)





Подготовила:

учитель географии, биологии, химии

Анорьева Сильвия Витальевна











с.Новое Тимошкино

2014 г.

Современный урок с позиции личностно-ориентированного обучения на уроках географии (на примере начального курса)

Долгие годы в системе среднего образования господствовала модель традиционного обучения. В последние годы, в период перестройки жизни всего общества и в том числе российского образования, особое внимание было обращено на концепцию личностно-ориентированного обучения, относящегося к модели инновационного типа.

В науку термин «личностно-ориентированное» обучение ввела психолог Якиманская И.С. Суть его состоит в признании самоценности ученика как носителя субъективного опыта; в понимании взаимодействия между субъектами и объектами с точки зрения их ориентации на освоение общечеловеческих ценностей; в обязательном обращении к эмоционально-ценностной сфере каждого ребёнка; в ориентации учителя на выбор определенных форм, методов обучения, а основным результатом выступает развитие познавательных способностей и качеств личности школьника.

Как традиционная, так и альтернативная системы школьного обучения провозглашают в качестве приоритета развитие ребенка. При этом в традиционном обучении речь идет о формировании личности с заранее заданными свойствами и понимании под развитием наращивание знаний, умений и навыков. В развивающем обучении, представляющем переходный этап между традиционным и личностно-ориентированным обучением, акцент делается на развитие мышления и психических процессов. В свою очередь в личностно-ориентированном обучении предусматривается развитие индивидуальности ребенка, указывается, что развитие требует скачка, порождающего не количественные, а качественные изменения. Данное обучение способствует непрерывному развитию ученика, его самореализации, самораскрытию, самовоспитанию, так как оно имеет творческий характер и с вниманием относится к потенциальным возможностям каждого.

Самой сути развития противоречит идея формирования. Развивать можно то, что уже заложено в ребенке, а формирование предполагает привитие извне того, чего у него еще не было. Поэтому задача учителя в личностно-ориентированном обучении заключается в выявлении на каждом уроке избирательности ученика к содержанию, виду, форме учебного материала, его внутренней мотивации, протекания процесса самореализации, предпочтения к определенным видам деятельности. То есть применительно к каждому школьнику три основных линии его развития: зона актуального развития (знания, умения, отношение к учению); зона ближайшего развития (способность к усвоению системы знаний с помощью учителя); зона самореализации (активность, самостоятельность, адекватная самооценка). При таком подходе развивается целостная личность, способная принимать нестандартные решения, быстро искать и находить свое место в условиях социально-экономической неопределенности, разбираться в многогранных проблемах взаимодействия общества и природы, справляться с решением глобальных проблем современности.

География, как учебная дисциплина, обладает уникальными возможностями в воздействии на развитие интеллектуальных, нравственных, эстетических качеств личности, так как в основе ее содержания лежит комплексный географический подход при изучении жизнедеятельности общества и его взаимодействии с природой на разных территориальных уровнях: планета-материк, страна-регион, малая родина.

Основной вклад школьной географии в развитие личности непосредственно связан с развитием у учащихся географической культуры. Начальным этапом этого развития является изучение школьниками начального курса географии.

Цель изучения начального курса – дать учащимся знания о геосферах, об основных компонентах природного комплекса и взаимосвязях между компонентами, заложить основы воспитания у школьников бережного отношения к природе, показать знание географической науки, а также способствовать развитию личности подростка.

В начальном курсе географии формируется большое количество общих понятий, также важна роль в формировании умений, необходимых для наблюдения и исследования явлений природы. К этим умениям следует отнести: визуальные наблюдения объектов и явлений природы (погоды, форм рельефа и т.д.) и их запись и анализ; инструментальные измерения (азимутов, расстояний) и их обработка; чтение планов и карт, картометрические умения.

Важнейшей функцией географии является формирование мировоззрения учащихся и экологического сознания и воспитания бережного отношения к природе.

Таким образом, вклад географии в развитие личности школьника определяется:

- научным восприятием окружающего мира;

- умением мыслить комплексно, пространственно, во временном аспекте;

- умение решать географические проблемы, действовать в природе с точки зрения экологической целесообразности;

- умение пользоваться географическими картами, справочниками, вести наблюдения.

Анализируя вклад географии в развитие личности подростка, можно констатировать, что при изучении начального курса географии у него развивается географическое мышление, воображение, память, самостоятельность, любознательность, наблюдательность.

В личностно-ориентированном обучении особое внимание психологи и дидакты обращают на развитие операций и приемов выполнения действий, на раскрытие их эмоциональных кодов, поскольку это влияет на нравственное воспитание, всестороннее развитие личности. Ребенок, вступая в мир уже созданных нравственных отношений, не способен самостоятельно приобщиться к нравственности. Для этого необходимо на уроке географии создавать развивающие ситуации, способствующие развитию интересующих нас частей субъектного опыта. Методическими условиями реализации личностно-ориентированного обучения являются система специальных развивающих знаний и коллективные формы учебной деятельности.

Например, для раздела « План и карта» учащимся предлагаю следующие задания:

1.Пользуясь условными знаками форзаца II учебника, опишите или изобразите свой путь от дома до школы. Это задание может быть использовано при изучении темы «Что такое план местности?»

2.Представьте себя на вершине холма, изображенного на рис.5 стр.17. Вам необходимо спуститься вниз. Какую высоту вам придётся преодолеть, и какой склон вы выберете для спуска? Ответ оформите в виде схемы или описания. Задание можно использовать в теме «Изображение поверхности земли горизонталями».

3. Представьте, что вы закопали клад в какой-либо части местности (рис.17 с.30). Составьте для себя подробное описание (с указанием объектов, расстояний, направлений, высот) или изобразите путь до этого места а) с севера; б) с юго-востока; в) с запада. Задание может быть использовано на уроке обобщающего повторения по теме «План местности».

Часть развивающих заданий, формирующих у школьников важные картографо-топографические умения и способствующие развитию самостоятельности и познавательного интереса к теме, можно включать в состав практических работ.

Например, после изучения тем «Географическая широта», «Географическая долгота», «Географические координаты» для выполнения практической работы можно предложить учащимся задания личностно -ориентированного характера.

1.Определить географические координаты самой южной точки материка Африка. Для выполнения задания вы можете использовать а) приём определения географических координат точки. (§13 с.45 учебника Т.П.Герасимовой); б) рис. 23 и 25 учебника. Форма выполнения: а) запишите географические координаты точки; б) обозначьте эту точку на контурной карте.

2. Если вы перемещаетесь из точки с координатами 75º с.ш., 100º в.д. в точку с координатами 0º ш.,100º в.д., то вы пересечете материк … Используйте рисунки 23 и 25 учебника. Форма выполнения а)запишите материк; б) на контурной карте отметьте географические координаты точек, подпишите материк; стрелкой обозначьте путь перемещения.

Выполнение данной практической работы способствует формированию у учащихся умения определять географические координаты, развивает самостоятельность.

Бережное отношение к природе может сформировать при выполнении учащимися таких заданий.

Например, тема «Горячие источники – гейзеры». Представьте себя гейзером. Укажите характерные черты и характер их использования человеком. Используйте рис.38 и текст §19, или тема «Водяной пар и облака. Атмосферные осадки».

Представьте себя слоистым, перистым или кучевым облаком. Какие атмосферные осадки с ними связаны и какое влияние они оказывают на человека, животный мир и растения? При выполнении задания можете использовать рис.82 с.136. Или, тема «Атмосфера, её строение». Убеди себя в том, что нельзя загрязнять атмосферу. (§3).

Очень важно, что при выполнении этих заданий природные объекты как бы оживают перед ребёнком. Возникающие у школьников образы существенно влияют на его личность, меняют мотивацию к объектам природы, закладывают фундамент доброты.

Подросток старается глубоко и целенаправленно изучить всё то, что ему интересно и в связи с этим необходимо предоставить ребёнку возможность самостоятельно выполнять задания.

Эффективной формой урока в рамках личностно-ориентированного обучения является урок с элементами дискуссии. На таком уроке лучше всего ориентироваться на среднего ученика и стараться построить так обучение, чтобы создать максимально благоприятные условия для развития всех учащихся.

Например, при изучении темы «Атмосферные осадки», делю класс на 2 группы для обсуждения двух сторон вопроса: «атмосферные осадки – это благо», и «атмосферные осадки – это беда». Выслушиваю высказывания. Обращаюсь к группам: «Согласны ли вы с этой точкой зрения или думаете иначе?». Далее дополняю высказывания учащихся. Но, прежде чем начать дискуссию, знакомлю с памяткой «Как вести дискуссию»:

- вступая в дискуссию, необходимо предоставлять предмет спора;

- не повторять того, что уже было сказано;

- внимательно слушать товарищей, имеющих противоположные точки зрения, найти в них сильные и слабые стороны;

- опровергнуть их доводы.

В конце этого урока можно дать такие задания на развитие любознательности, например, 1) Объясните народные пословицы: «Много снега - много хлеба», «От искры – пожар, от дождя – наводнение», или 2) Напишите рассказ на тему: «Я - снежинка», «Я – градинка», «Я – капелька дождя».

Закончить своё выступление хочу такими словами: Каждый ребёнок – это целая Вселенная. И к этой Вселенной нужен свой уникальный подход. Более того, в разных ситуациях учителю нужно вести себя по иному, поэтому общение и обучение превращается в захватывающий поиск ключей к сердцу ученика. А это в нашей педагогической деятельности очень важно.





Список используемой литературы:

  1. Большой Российский энциклопедический словарь -М.: Большая Российская энциклопедия, 2003

  2. Журнал «География в школе» №2, 2001г

  3. Современный урок географии Ч.1: методические разработки уроков.

  4. Учебник Т.П.Герасимовой Начальный курс географии,2006 г.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории география:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ