Внеурочная программа социального творчества обучающихся "Экология родного края"

Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Марий Эл

«Школа-интернат среднего( полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов г.Козьмодемьянска»









Внеурочная программа социального творчества обучающихся

«Экология родного края»



Направленность программы: эколого-краеведческая

Возраст воспитанников: 14-16 лет

Продолжительность: 2 года













Автор: Горшкова Татьяна Павловна,

учитель марийского (государственного) языка,

истории и культуры народов Марий Эл




1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Актуальность и востребованность деятельности по программе

Социальное творчество школьников – добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме.  Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.

Один из важнейших предметных контекстов социального творчества – решение экологических проблем родного края. По данным социологических и психологических исследований, современные дети и подростки весьма неравнодушны к экологической проблематике. В этой связи экологическая деятельность может стать отличным плацдармом для приобретения молодым поколением опыта социального творчества.

Процесс экологического и краеведческого образования и воспитания сложный и продолжительный. Особая роль в этом процессе принадлежит внеурочной деятельности. В отличие от школьных дисциплин, где учащиеся очень жестко привязаны к расписанию, сетке учебных ча­сов, учебным планам, внеурочная деятельность может представить более широкие возможности в области экологического образования и воспитания. Эти возможности выражаются в более гибком подходе к занятиям, широком использовании природных условий, возмож­ности быстро внедрять в образовательно-воспитательный процесс но­вые методики, технологии, знания.

Все модули настоящей программы базируются на общеобразовательных дисциплинах, преподаваемых в школе: география, биоло­гия, история, основы экологии, алгебра и геометрия, химия, информатика и др.


Программа внеурочной деятельности школьников по социальному творчеству основывается на принципах неадаптивной социализации, природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, поддержки самоопределения воспитанника.

Принцип неадаптивной социализации предполагает образовательное обеспечение возможности со­здания школьником собственной модели поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях. Важным технологическим условием выступает создание специальных социальных сред с ориентирующей функцией, где предусмотрена возможность самостоятельных проб, действий, имеющих реальный эффект, что, в частности, имеет значение и для повышения уровня социальной ответственности молодого поколения.

Принцип природосообразности предполагает, что социально преобразующая деятельность школьников должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя.

Принцип культуросообразности предполагает, что социальное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение в процессе социального творчества субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и историей. Реализация принципа патриотической направленности в программе внеурочной деятельности предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, этнокультурных, исторических, гражданско-политических явлений и предметов; собственных действий по отношению к Отечеству; стимулирование переживаний, которые выступают регуляторами конкретных действий, ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству).

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» школьника в самостоятельное проектное действие, развертываемое в логике замысел – реализация – рефлексия. В логике действия данного принципа в программе предусматриваются исследовательские и социальные проекты школьников.

Исследовательские проекты реализуются в атмосфере полевой экспедиции, стро­ятся на совокупности таких ценностных ориентиров, как ценность познавательной деятельности человека, спо­собности логически мыслить, постигая смысл и связь явлений, уяснять законы развития мира, общества и сознательно находить целесообразные способы их преобразования.

Социальные проекты преобразовывают общности и общество, вносят позитивные изменения в окружающую социальную среду за счет реализации социальных инициатив.

Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение в социальном творчестве – процесс формирования личностью собственного осмысленного и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происходит в совместной со взрослым и сверстниками социально значимой деятельности.


Цель и задачи образовательной программы

Цель настоящей программы внеурочной деятельности – формирование у школьников способности и готовности к социально преобразующей добровольческой деятельности (социальному творчеству), в частности, в краеведческой и экологической сфере общественных отношений.

Задачи программы:

1) сформировать у школьников способность видеть и понимать социальные проблемы (на примере экологических сюжетов и проблем);

2) содействовать развитию у школьников способности и готовности вступать в конструктивную коммуникацию с другими субъектами и социальными институтами вокруг общественно значимых проблем (на примере экологических проблем);

3) способствовать формированию у школьников навыков совместного с другими субъектами и институтами решения общественно значимых проблем (на примере экологических проблем).

Содержание модулей программы

Программа состоит из трех модулей. Каждый модуль включает теоретические и практи­ческие занятия.

    • Предметные цели и задачи модуля «Видеоэкология».

Цель – знакомство с методологией и технологией оценки состо­яния городской среды с позиций видеоэкологии.

Основные задачи:

- знакомство со средой обитания человека как экологическо­го фактора;

- знакомство с основными понятиями видеоэкологии;

- выделение благоприятных и вредных для здоровья человека архитектурных объектов;

- оценка визуальной среды своего города, квартиры, учебного помещения.

    • Предметные цели и задачи модуля «Мониторинг окружающей среды»

Целью модуля является ознакомление с современным состояни­ем разработки и функционирования экологического мониторинга в России и в зарубежных странах и обучение методике организации и ведения мониторинга конкретных территорий и объектов.

Основные задачи:

- ознакомление с методами ведения контроля за состоянием и изменениями природной среды в системе национального мониторинга родного края;

- обучение методам и способам выполнения конкретных ви­дов исследований в системе мониторинга разных объектов.

    • Предметные цели и задачи модуля «Мониторинг малых рек».

Целью является знакомство с методологией и технологией про­ведения мониторинговых наблюдений на малых реках.

Основные задачи:

- знакомство с водными ресурсами края, их загрязнением, с понятием Государственного водного кадастра;

- изучение структуры мониторинга применительно к работам по организации системы наблюдений на малых реках; знакомство с методикой проведения мониторинга на малых реках.


Возраст детей и продолжительность реализации программы

Настоящая программа рассчитана на 2 года занятий, объем занятий – 136 часов. Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (в расчете – 2 часа в неделю), так и возможность организовывать занятия крупными блоками.

Ведущие формы организации занятий: групповые и подгрупповые. Предусмотренные программой занятия могут проводиться как на базе одного отдельно взятого класса, так и в смешанных группах, состоящих из учащихся нескольких классов.

Практические полевые и лабораторные исследования выполняются бригадами (группами) по 6-8 человек в каждой в режиме КТД. Все груп­пы занимаются одновременно, каждая группа выполняет свой объем или вид исследований или работает на своем участке ра­бот. Результатом практических исследований является групповой отчет. Группы защищают свой отчет, обмениваются полученными результатами с другими группами.

2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Название модуля и занятий

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1

Видеоэкология

36

12

24

1.1

Среда обитания человека – экологический фактор

2

2

-

1.2

Видеоэкология. Основные понятия. Гомогенная визуальная среда

4

2

2

1.3

Агрессивная видимая среда

6

2

4

1.4

Комфортная визуальная среда

6

2

4

1.5

Оценка визуальной среды в городе (поселке)

12

2

10

1.6

Молодежная переговорная площадка по проблеме визуальной среды 

6

2

4

2

Мониторинг окружающей среды

50

24

26

2.1

Понятие мониторинга окружающей природной среды

2

2

-

2.2

ГС МОС – одна из основных подсистем программы по охране окружающей среды

4

2

2

2.3

Система национальных мониторингов окружающей среды

2

2

-

2.4

Система натурных наблюдений за состоянием окружающей природной среды

2

2

-

2.5

Мониторинг поверхностных вод

6

2

4

2.6

Мониторинг подземных вод

4

2

2

2.7

Мониторинг почв

4

2

2

2.8

Мониторинг природно-техногенных процессов

4

2

2

2.9

Принципы создания и ведения мониторинга особо охраняемых территорий

4

2

2

2.10

Мониторинг городских территорий

6

2

4

2.11

Социально-образовательный проект «Открытый общественный мониторинг природной среды»

12

4

8

3

Мониторинг малых рек

50

20

30

3.1

3.2

Введение в технологию проведения мониторинга малых рек

4

4

-

3.3

3.4

Полевые работы. Визуальные наблюдения за состоянием реки

8

4

4

3.5

Полевые работы. Гидрометрические наблюдения

4

2

2

3.6

Полевые работы. Наблюдения за химическим составом и качеством воды

4

2

2

3.7

Лабораторные исследования качества воды.

6

2

4

3.8

Мониторинговые наблюдения на реке

6

-

6

3.9

Оформление материала. Составление отчета

6

2

4

3.10

Социально-образовательный проект «Живая вода: экологическое оздоровление участка реки»

12

4

8

 

ВСЕГО

136

56

80

 

Содержание деятельности

1. Модуль «Видеоэкология»

Среда обитания человека экологический фактор. Примеры раз­вития и роста городов. Как сделать городские территории более устойчивыми и пригодными для жизни. Роль каждого горожани­на в улучшении качества среды своего обитания.

Видеоэкология. Основные понятия. Гомогенная визуальная среда. Видеоэкология. Гомогенная визуальная среда в городе. Малые архитектурные формы. Гомогенные визуальные поля в интерьерах жилых и производственных помещений. Незамкнутые городские пространства.

Практикум: самостоятельные практические занятия по поиску и определению гомогенных визуальных объектов в учебных поме­щениях, в квартирах воспитанников, на улицах.

3. Агрессивная видимая среда. Агрессивная видимая среда в городе. Зрение в агрессивном поле. Критерии при формировании визу­альной среды. Социальные последствия противоестественной ви­зуальной среды города.

Практикум: самостоятельные практические занятия по поиску и определению агрессивных визуальных объектов в учебных поме­щениях, в квартирах воспитанников, на улицах.

4. Комфортная визуальная среда. Понятие о комфортной визуаль­ной среде. Формирование комфортной визуальной среды. Пути решения проблемы видеоэкологии.

Практикvм: самостоятельные практические занятия по поиску и определению объектов комфортной визуальной среды в учебных помещениях, в квартирах воспитанников, на улицах. Сравнение комфортной и агрессивной среды.

5. Оценка визуальной среды в городе (поселке). Выдача заданий по темам исследований визуальной среды города (поселка).

Практикум: Поиск и описание агрессивных и гомогенных полей в городе (поселке). Описание комфортной визуальной среды. Со­ставление отчета (в качестве варианта отчет может быть пред­ставлен в форме видеофильма).

6. Молодежная переговорная площадка по проблеме визуальной среды. Изучение группой школьников технологии молодежной переговорной площадки с представителями муниципальных властей, экспертами, представителями общественных организаций. Подготовка, проведение и рефлексия молодежной переговорной площадки.

 2. Модуль «Мониторинг окружающей среды»

1. Понятие мониторинга окружающей природной среды. Понятие, история развития. Современные тенденции научной и практической реализации мониторинга.

2. ГС МОСодна из основных подсистем программы по охране окружающей среды. Все­мирная метеорологическая организация ООН. Программа ЮНЕСКО ООН. Всемирная организация здравоохранения. ФАО – продовольственная и сельскохозяйственная программа ООН. Структура ГС МОС и основные направления ее развития.

Практикум: составление схемы ГС МОС.

3. Система национальных мониторингов окружающей среды. Национальный экологический мониторинг России: структура и функционирование. Классификация подсистем мониторинга.

4. Система натурных наблюдений за состоянием окружающей природной среды. Автоматизированная информационная система (АИС) как система, обеспечивающая оценку, прогноз и рекомендации по управляющим решениям, направленные на нейтрализацию негативных измене­ний природной среды и неразумного пользования природными ресурсами. Содержание и методы создания указанных подсис­тем мониторинга.

5. Мониторинг поверхностных вод. Структура мониторинга и принципы его создания и эксплуатации. Государственный водный кадастр. Методы ведения мониторинга вод суши. Гидропосты и водопосты: их оборудование и выполняемые на них работы. Мо­ниторинг морей и океанов; методы проведения наблюдений и получаемые результаты. Форма представления результатов мони­торинга поверхностных вод.

Практикум: знакомство с принципами мониторинговых наблю­дений на водных объектах на конкретной реке.

6. Мониторинг подземных вод. Система наблюдений за из­менением и истощением подземных вод. Методы оценки полу­чаемых результатов. Мониторинг грунтовых вод – особая подсис­тема мониторинга подземных вод. Методы ведения и особенности мониторинга грунтовых вод. Формы представления материала.

Практикум: знакомство с принципами мониторинговых наблю­дений подземных вод на примере родников.

7. Мониторинг почв. Основные цели и задачи. Сельскохозяйственные почвы и «почвы» урбанизированных территорий. Методика почвенного опробования. Оценка состояния почв и почвенных экосистем. Формы представления материалов мониторинга почв.

Практикум: знакомство с принципами мониторинговых наблю­дений почв на примере территорий конкретного природного комплекса.

8. Мониторинг природно-техногенных процессов. Классификация процессов. Мониторинг оползневых процессов на примере конкретного уча­стка. Мониторинг карстово-суффозионных процес­сов. Мониторинг водохранилища.

Практикум: рассмотрение мониторинга природно-техногенных процессов на примере оползня. Практическая расчетная работа: «Мониторинг и прогнозирование процесса аб­разии водохранилища математическими ме­тодами». Выдача заданий, разбор примера, выполнение задания.

9. Принципы создания и ведения мониторинга особо охраняемых при­родных территорий (ООПТ). Методы наблюдений. Методика обработки и представления материалов. Мониторинг лесных массивов.

Практикум: знакомство с принципами мониторинговых наблю­дений ООПТ на примере национального парка и/или ландшафтного заказника.

10. Мониторинг городских территорий – как обеспечивающая система градостроительного кадастра. Изучение инфраструктуры и ее негативного воздействия на окружающую природную среду на примере города.

Практикум: изучение инфраструктуры и ее негативного воздей­ствия на окружающую природную среду на примере города.

11. Социально-образовательный проект «Открытый общественный мониторинг природной среды». Освоение группой школьников технологии социально-образовательного проекта. Создание замысла проекта «Открытый общественный мониторинг природной среды». Поиск партнеров, инвесторов, спонсоров и подключение их к проекту. Реализация проекта. Рефлексия проекта. Общественная презентация результатов и материалов проекта.

3. Модуль «Мониторинг малых рек»

1. Введение в технологию проведения мониторинга малых рек. Водные ресурсы земного шара. Классификация водных ресурсов. Поня­тие мониторинга окружающей природной среды. Мониторинг вод суши. Функции мониторинга вод суши. Государственный водный кадастр. Структура Государственного кадастра.

2. Предполевые работы: сбор материала, составление сети мониторинга, определение содержания работ. Полевой этап: визуальные, гидрологические работы. Понятие сети наблюдений. Гидрологический пост (водопункт). Классификация гидрологических постов. Технология устройства гидрологического поста. Указания по выбору участка реки для организации водопункта. Оборудование и приборная база гидрологического поста.

Практикум: подготовительные предполевые мероприятия. Сбор материала предыдущих исследований, определение содержания работ, распределение функций, подготовка оборудования. Состав­ление календарного плана работ. Составление сети наблюдений.

Полевые работы. Визуальные наблюдения за состоянием реки. Оформление и правила ведения полевого дневника. Составление кар­ты фактического материала. Технология визуальных наблюдений. Описание прибрежной территории и ее использования. Описа­ние состояния русла и берегов реки: использование реки, харак­теристика грунта дна водоема, деформации берегов и русла, заг­рязненность берегов и русла. Характеристика наземной, при­брежно-водной и водной растительности, описание животного мира водоема. Визуальная характеристика качества воды.

Практикум: ведение групповых мониторинговых наблюдений на нескольких водопун­ктах на реке. Визуальные наблюдения, ведение полевого днев­ника, визуальная характеристика качества воды.

4. Полевые работы. Элементы речной долины: русло, бечевник, вы­сокая и низкая пойма, террасы, нетеррасированный склон. Стро­ение речной террасы. Технология проведения измерений.

Практикvм: ведение групповых мониторинговых наблюдений на нескольких водопун­ктах на реке. Визуальные наблюдения, ведение полевого днев­ника.

5. Полевые работы. Гидрометрические наблюдения. Технология гидрометрических наблюдений. Определение направления течения и измерение скоро­сти течения воды в реке.

Практикум: ведение групповых мониторинговых наблюдений на водопун­ктах. Визуальные наблюдения, ведение полевого днев­ника, гидрометрические и гидрометеорологические исследова­ния.

6. Полевые работы. Наблюдения за химическим составом и качеством воды. Технология проведения наблюдений. Частота наблюдений и отбора проб воды в зависимости от категории водопункта. Оп­ределение температуры воды, прозрачности воды, показателя рН. Технология отбора проб воды. Наблюдения в местах выхода грун­товых вод.

Практикум: ведение групповых мониторинговых наблюдений на водопун­ктах. Визуальные наблюдения, ведение полевого днев­ника, гидрометрические и гидрометеорологические исследова­ния, определение физико-химических показателей воды в поле­вых условиях. Отбор проб воды.

7. Лабораторные исследования качества воды. Рекомендации по проведению лабораторного ана­лиза качества воды. Определение физических свойств воды: тем­пературы, плотности, цветности, мутности, прозрачности, запа­ха, количества осадка. Определение типа воды.

Практикум: обработка полученных материалов, выполнение лабораторного анализа качества воды, составление формулы Курлова.

8. Мониторинговые наблюдения на реке.

Практикvм: ведение мониторинговых наблюдений на водопун­ктах. Визуальные наблюдения, ведение полевого днев­ника, гидрометрические и гидрометеорологические исследова­ния, определение физико-химических показателей воды в поле­вых условиях. Отбор проб воды.

9. Оформление материала. Составление отчета. Окончательное оформление полевого материала. Оформление графических при­ложений к отчету. Составление текстовой части отчета.

Практикум: чистовое оформление отчета, оформление графичес­ких приложений к отчету, сдача отчета на внутригрупповую экспертизу.

10. Социально-образовательный проект «Живая вода: экологическое оздоровление участка реки». Создание группой замысла социально-образовательного проекта «Живая вода». Поиск партнеров, инвесторов, спонсоров и подключение их к проекту. Реализация проекта. Рефлексия проекта. Общественная презентация результатов и материалов проекта.



  1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ


Воспитательные результаты социально-творческой деятельности школьников распределяются по трем уровням.

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о правилах ведения экологического образа жизни; о принятых в обществе нормах отношения к природе, рисках и угрозах нарушения этих норм; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах организации взаимодействия людей и общностей; о способах самостоятельного поиска,  обработки информации.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к природе, Отечеству, другим людям; стремления к коллективной творческой деятельности.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта актуализации экологической деятельности в социальном пространстве; опыта волонтерской (добровольческой) деятельности; опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других людей.

Помимо воспитательных результатов в ходе освоения старшеклассником каждого модуля программы он может достичь специфических предметных (учебных) результатов.

В модуле «Видеоэкология» школьник научится:

- воспринимать среду обитания человека как экологический фактор;

- понимать агрессивные и гомогенные визуальные поля;

- выделять комфортную визуальную среду;

- проводить оценку городской среды с позиций видео­экологии.

В занятиях модуля «Мониторинг окружающей среды» школьник научится:

- понимать Глобальную систему мониторинга ок­ружающей среды (ГС МОС);

- вести контроль за состоянием и изменения­ми природной среды;

- понимать принципы построения и методологии геоэкологичес­кого мониторинга;

- выполнять конкретные виды исследований в системе мониторинга разных объектов.

В занятиях модуля «Мониторинг малых рек» школьник научится:

- пониманию структуры мониторинга малых рек;

- методам проведения мониторинга на ма­лых реках;

- выполнять визуальную оценку состояния объекта, про­водить морфометрические и гидрометрические работы;

- навыкам отбора проб воды и анализа качества воды в полевых и лабораторных условиях.

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


К реализации программы должны быть привлечены следующие материально-технические ресурсы:

1. Приборная база для проведения полевых и лабораторных иссле­дований.

2. Фото-видеоаппаратура (фотоаппараты, видеокамеры, би­нокли, телевизор, видеомагнитофон). Необходима для оформления отчетов и ре­фератов, съемок видеофильмов, проведения наблюдений, просмотра полученного материала.

3. Компьютерная и вычислительная техника, программное обес­печение (калькулятор, компьютер, сканер, принтер, про­граммное обеспечение: графические редакторы, текстовые и табличные редакторы, базы данных, специализированное программное обеспечение для обработки собранного материала, составления диаг­рамм, графиков, построения экологических карт: Surfer, Grapher, MapView и др.).

4. Демонстрационная графика по тематике обучения и литера­тура.

Кадровый ресурс программы в норме, если:

- к реализации программы подключен педагог, владеющий предметным экологическим контекстом, и/или специалисты по проблеме, не являющиеся педагогами;

- уровень квалификации педагогических и иных работников соответствует задаче достижения планируемых результатов, организации эффективной внеурочной деятельности обучающихся.

Целесообразны комплексное взаимодействие образовательных учреждений с целью восполнения недостающих кадровых ресурсов, а  также непрерывная методическая, психолого-педагогическая поддержка педагогических работников по вопросам реализации внеурочных программ, использования инновационного опыта других образовательных учреждений.

Организационный ресурс предполагает, что на занятиях поддерживается необходимая дисциплина, они проводятся при строгом соблюдении правил техники безопасности и режима проведения занятий. Это позволяет избегать случаев травматизма или переутомления школьников.

Важным моментом хорошей организации занятий является создание дружного коллектива школьников, отношения в котором строились бы на принципах товарищества и взаимопомощи.

В работе со школьниками педагогу рекомендуется использовать следующие методические приемы:

введение и поддержание корпоративных норм в группе  школьников;

инициирование и поддержание самоуправления в группе;

организация деятельности на принципах коллективного планирования, коллективного осуществления и коллективного анализа;

организация воспитывающей предметно-эстетической среды;

предъявление себя (своего поведения, своего отношения к окружающей действительности, своих жизненных принципов) воспитанникам как объекта подражания;

организация рефлексии школьниками своих действий, чувств, отношений.

ЛИТЕРАТУРА:


1. Иванов А.Н., Чижова ВЛ. Охраняемые природные территории. М.: Изд-во МГУ, 2003.

2. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – Новосибирск, 2003.

3. Кизельвальтер Д.С., Раскатов ГИ., Рыжова А.А. Геоморфология и четвертичная геология. М.: «Недра», 1981.

4. Мазаев А.В. Мониторинг малых рек: методическое пособие для учащихся школ с углубленным изучением экологии. М.: «Дом Со­ветов», 2000.

5. Михайлов В.Н., Добровольский А.Д. Общая гидрология. М.: «Высшая школа», 1991.

6. Поляков С.Д. Технологии воспитания. – М.: Владос, 2002.

7. Прозоров Л.Л., Экзарьян В.Н. Введение в экологию. Учебник для ВУЗов / под ред. В.Н. Экзарьяна. М.: «Пробел», 2000.

8. Реймерс Н.Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы) - М.: Журнал «Россия молодая», 1994. - 367 с.

9. Ученическое проектирование и деятельностное содержание образования – стратегическое направление развития образования / Под ред. Е.В. Хижняковой. – М., 2007.

10. Филин В.А. Видеоэкология. М.: «ТАСС-Реклама», 1997.

11. Экзарьян В.Н. Геоэкология и охрана окружающей среды. Учеб­ник. М.: «Экология», 1997.

12. Экологический словарь. Авторы-составители: С. Делятицкий, И. Зайонц, Л. Чертков, В. Экзарьян. М.: «Конкорд ЛТД - Экоп­ром», 1993.

   


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории география:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ