Изучение темы «Металлы» 9 Класс
Сборник докладов 14-го Всероссийского интернет-педсовета
Изучение темы «Металлы»
Зызина Татьяна Александровна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 п. Победа, Республика Адыгея, учитель химии
Аннотация
Изучение темы «Металлы» в 9 классе.
Сегодня уже всем ясно: «в новое время» со старыми стандартами войти нельзя. Как показала массовая практика, задача формирования новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию школьников, поэтому современная школа без раздумий включилась в изучение ФГОС.
ПЛАН
Введение (показ презентации по теме: «Металлы основы цивилизации»).
Основная часть: 1) Работа в группах. 2) Отчет групп. 3) Тестирование.
Заключение.
Цель: обеспечить восприятие и осмысление учащимися понятий темы и подвести их к осознанию практической деятельности металлов в жизни человека, создать условия для развития умения осознанно работать с различными источниками информации.
Задачи:
Обучающая: создать условия для получения учащимися знаний о положении металлов в периодической системе Д.И. Менделеева, физические и химические свойства металлов, нахождение металлов в природе и их роль в жизни человека.
Развивающая: способствовать развитию у учащихся логического мышления, умения анализировать и сравнивать, работать с дополнительной информацией.
Воспитывающая: содействовать формированию представлений о причинно-следственных связях и отношениях, вырабатывать стремление к коммуникабельности, формировать мировоззренческое отношение о познаваемости природы.
Сегодня уже всем ясно: «в новое время» со старыми стандартами войти нельзя. Как показала массовая практика, задача формирования новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию школьников, поэтому современная школа без раздумий включилась в изучение ФГОС.
Для того чтобы «войти» в образование по новым стандартам наряду с технологиями развивающего обучения, здоровьесберегающими технологиями, технологиями личностно-ориентированного обучения-учителю необходимо быть активным пользователем информационных технологий, владеть основными инструментами пользователя мультимедийных информационных источников, ИКТ средствами.
Для оптимизации образовательного процесса в современных учебных заведениях все шире используются возможности компьютера, применение которого позволяет совмещать различные технические средства обучения с наглядными пособиями, упорядочить методический материал и эффективно использовать его на уроках, учитывая индивидуальные особенности учащихся. Компьютер дает возможности создать мультимедийное сопровождение к каждому уроку – вывести на экран текстовую информацию, изображение изучаемых объектов, видеоролики. Мультимедийные презентации могут быть использованы для изучения новой темы, закрепления и отработки изученного материала, контроля знаний, как средство информации во внеклассной работе.
Мультимедийное сопровождение урока дает преимущества:
1. Изображение занимает весь экран, хорошо просматривается с любой парты учащимися на уроке – это удобно при просмотре. Максимально реализуется принцип наглядности.
2. Изображение-яркое и цветное, оно вызывает интерес учащихся и легче запоминается. Повышается качество усвоения материала, формируется положительное отношение к предмету.
3. Экономия времени на уроке. Учитель за короткое время может раскрыть, подтвердить формулами и экспериментом наиболее трудные вопросы программы.
4. Некоторые вопросы программы по химии сопровождаются опытами с ядовитыми веществами, поэтому их можно заместить фрагментами компьютерного сопровождения, которые дают учащимся наиболее полное представление о веществах и явлениях, сопровождающих данные превращения.
Удобство подготовки к уроку. Возможность создавать урок из отдельных фрагментов. Все сценарии можно сохранять в файлах. Благодаря этому учитель может заранее подготовится к уроку, выбирая и устанавливая порядок появления фрагментов, сохранив его в своем файле.
В своей работе я хочу представить Вашему вниманию модуль по теме «металлы» - 9 класс.
Данная тема рассчитана на 8 часов учебного времени. Учитывая большой объем материала целесообразно, занятия по данной теме проводить в виде групповой работы;
на первом уроке учащиеся знакомятся с девизом, планируемыми результатами обучения, целью первого урока;
я предлагаю посмотреть презентацию «Металлы – основа цивилизации»;
посмотрев которую, постарайтесь доказать, что металлы являются основой цивилизации, взяв за основу металлы серебро, олово, железо, ртуть, свинец и медь.
ОПЕРАЦИОННО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Предлагаю учащимся еще раз ознакомиться с планируемыми результатами обучения и на слайде демонстрирую блок-схему по данной теме, отражающую общие свойства металлов. Класс делится на 4 группы, каждая из которых получает задание и работает по нему в течении 15 минут, используя литературу и дополнительные источники.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ГРУППАХ
ГРУППА № 1. Положение металлов в периодической системе Менделеева, строение их атомов: а) как располагаются металлы в П.С? б) чем отличается строение атомов металлов от атомов неметаллов? в) постройте схемы строения атомов лития, алюминия, и магния, укажите их валентность, окислительно-восстановительную способность атомов этих элементов.
ГРУППА № 2. Физические свойства металлов и металлическая связь. а) какова сущность металлической связи? б) чем отличаются по строению и свойствам кристаллические решетки металлов от кристаллических решеток неметаллов? в) объясните физические свойства металлов, основываясь на представлениях о металлической связи (учащиеся демонстрируют слайд металлической решетки).
ГРУППА № 3. Нахождение металлов в природе и основные способы их получения. а) В виде каких соединений встречаются металлы в природе? выпишите на доске формулы природных соединений калия, магния, хрома, цинка. б) как металлы можно получить в чистом виде? Приведите соответствующие уравнения химических реакций и укажите окислитель и восстановитель.
ГРУППА № 4. Химические свойства металлов. а) Какую роль играют металлы в окислительно-восстановительных реакциях? б) приведите примеры химических реакций химических реакций взаимодействия металлов: с галогенами, кислородом, серой, водой. Уравнения реакций выпишите на доске и составьте электронный баланс. Какие сведения о химических свойствах металлов можно узнать из ряда напряжений металлов?
Лабораторные опыты. Опыт 1.Взаимодействие металлов с. растворами кислот. К пробиркам с металлами магнием, цинком и медью прилить по 1 мл. раствора соляной кислоты. Объясните происходящие процессы, используя знания о ряде напряжений металлов и о скорости химической реакции. Составьте уравнения реакций с учетом процесса отдачи и принятия электронов.
Опыт 2. Взаимодействие металлов с растворами солей. В пробирку с раствором сульфата меди (2) добавить железный гвоздь, а в пробирку с раствором сульфата железа (2) добавить медную проволоку. Через 5 минут опишите происходящее в обеих пробирках. Чем объяснить эти явления?
ОЦЕНОЧНО-РЕФЛЕКСИВНЫЙ БЛОК.
В данной части урока в течение 10-15 минут идет обсуждение результатов работы в группах. От каждой группы выступают по 2 – 3 человека поочередно,1 человек записывает на доске. В процессе выступления очередной группы учащиеся других групп делают записи в тетрадях.
В каждой группе старший ученик в ходе совместной работы оказывает помощь и предварительно оценивает работу каждого члена группы.
Затем каждый ученик ставит себе оценку на полях тетради. В завершении урока проводится тестирование по вариантам – тесты находятся на слайде.
Домашнее задание – выучить опорный конспект.
Параграф № 45
Следующий урок по теме «Алюминий». В начале урока по опорному конспекту повторяем свойства металлов. Изучаем слайды «Алюминий и его соединения». Используя учебник и дополнительную литературу учащиеся рассматривают свойства алюминия, записывают уравнения реакций.
В конце урока смотрим презентацию «Применение алюминия», приготовленная группой учащихся. Следующий урок модуля - «Металлы 1 и 2 главных подгрупп» проводится также в виде обучающего семинара, в начале которого проводится опрос по теме «Алюминий» в виде тестов. А затем, используя опорный конспект, а также материал учебника и дополнительную литературу учащиеся, предварительно, сформированные по группам: «теоретики», «практики», «физики», «химики», «медики-биологи», по предварительно, полученным инструкциям приступают к работе. По окончанию работы члены каждой группы отчитываются по своей теме, затем весь класс выполняет лабораторный опыт «жесткость воды» и способы ее устранения».
Задание на дом-параграф № 46 – 47, упр. 4, 5 (стр.187)
В заключении урока просмотр учебного кинофильма «щелочные металлы».
Групповая работа на уроке экономит время – поэтому появляется возможность уделить время решению расчетных задач, которому посвящается 2 последующих урока.
Следующий урок по теме «Железо» начинается с презентации учащихся «Железный век», в которой отражены»: история железа, его роль в становлении цивилизации, а также значении данного металла в современном мире, затем выполняется лабораторный опыт: «соединения железа», а затем следует выполнение упражнений и решение расчетных задач, текст, которых демонстрируется на слайде. По итогам выполнения заданий учащиеся получают оценки.
Урок по теме «Сплавы» проводится в виде лекции с демонстрацией презентации «Сплавы и их применение».
На обобщение темы «Металлы отводится 2 часа. Тема завершается выполнением практической работы «Решение экспериментальных задач по теме «Металлы» и контрольным тестированием.
Заключение: В результате использования ИКТ на уроках удается более успешно достигать постав ленных целей и задач, реализация которых осуществляется через систему таких методов и приемов, как совместное планирование будущей деятельности, работа с дополнительными источниками информации – учебной литературой, Интернет-ресурсами, анализ предложенной информации для осуществления связи с другими естественными дисциплинами и применение ее в жизни обучающихся, самостоятельная работа в группах, тестирование знаний с взаимоконтролем.
Список используемой литературы:
Мастер - класс учителя химии под редакцией В.Г. Денисовой М. «Глобус».
Уроки химии с применением информационных технологий под редакцией С.В. Астафьева М. «Глобус»
Школы будущего: компьютеры в процессе обучения под редакцией Клейман.Т.Н.-М.1997 г
Решение химических задач – Ростов-на-Дону: ФЕНИКС 2004 г. Под редакцией Егорова А.С.
Ресурсы Интернет:
1september.ru
videouroki.net/view news
3iochimik uzok.ru
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории химия:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ