Конспект урока по Химии "Химические свойства серной кислоты" 9 класс
Урок химии, 9 класс, 45 мин. разработан учителем химии МОУ «Рамешковская СОШ» Габлиной В.И.
Тема: Химические свойства серной кислоты
Цели: Сформировать знания учащихся о свойствах серной кислоты. Сущность химических реакций с серной кислотой.
Задачи:
Научить записывать УХР, характеризующие свойства серной кислоты
Проводить химические эксперименты и формулировать выводы
Формировать познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные УУД.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД
1.Формирование мотивации
Урок начинается с показа роликов о значении серной кислоты.
Вопрос: Что мы узнали о значении серной кислоты? Почему серную кислоту называют фундаментом химической промышленности?
Ответы:
Это незаменимое сырье для химической промышленности.
Используется в нефтехимической , металлургической промышленности, в производстве химических волокон и т.д.
Познавательные УУД
1.Устанавливать причинно-следственные связи
2.Строить рассуждения
Если серная кислота имеет широкое применение и для того, чтобы нам научиться объяснять на каких свойствах обосновано применение этой кислоты, то что нужно о ней знать.
Регулятивные УУД.
Самостоятельно формулировать проблему, цели урока.
Сформулируйте тему урока.
Химические свойства серной кислоты.
2.Актуализация знаний.
Вопрос: Что мы уже знаем о серной кислоте?
Беседа:
Состав серной кислоты.
Строение серной кислоты
Н - О О
S
Н - О О
КПС, МКР
Физические свойства:
Жидкость без цвета, запаха.
Концентрированная кислота – маслянистая жидкость, едкая, разъедает кожу, ткани , хорошо растворяется в воде.
Коммуникативные УУД
1.Учитыватьт разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
2.Формулировать собственное мнение и позицию, умение аргументировать.
3.Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
4.Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать её.
Вопрос: Если верная кислота хорошо растворима в воде, тяжелее воды и очень гигроскопична, то при её разбавлении лить нужно воду в кислоту и ли наоборот?
Ответ: кислоту в воду тонкой струйкой, размешивания, что бы не было разбрызгивания.
3.Формулирование проблемы
Зная только физические свойства серной кислоты, сможем ли мы объяснить её применение в различных отраслях промышленности?
Ответ: Нет, так как не знаем химических свойств кислоты, на которых и обосновано её применение.
Личностные УУД.
Формирование эмоционально-оценочного отношения к наблюдаемому.
Коммуникативные УУД.
1.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
2.Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
3.Задавть вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
4.Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека .
5.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
6.Выссказывать и обосновывать свою точку зрения.
7.Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения.
Значит тема урока : Химические свойства серной кислоты.
Знаем, что кислота обладает общими свойствами, поэтому подскажите свойства разбавленной серной кислоты.
Гипотеза: Серная кислота изменяет окраску индикатора, может взаимодействовать с металлами, оксидами металлов, с основаниями и солями.
4.Открытие новых знаний.
Работа в группах.
Приложение1.
1.Демострация общих свойств серной кислоты:
Изменение окраски индикаторов;
Взаимодействие разбавленной кислоты с металлами
Взаимодействие с оксидами металлов
С основаниями
С солями более слабых и летучих кислот
2.Вывод: Общие свойства кислот обусловлены наличием в молекуле ионов-катионов Н+
3.Лабораторная работа:
«Качественная реакция на серную кислоту и её соли-сульфаты.
Приложение 2.
4.Взаимодействие концентрированной серной кислоты с металлами. Демонстрация.
Приложение 3.
Проблема: Почему опыт с разбавленной кислотой и металлами проводим не в вытяжном шкафу, а с концентрированной только там?
Наблюдают, отмечают признаки реакций, записывают УХР, определяют сущность химических реакций, называют продукты реакций.
Обусловлены наличие катионов Н+
На столах мини-лаборатории. Делают опыты. Оформляют запись.
Наблюдение, составление УХР, определение сущности реакции, Делают вывод об особых свойствах концентрированной серной кислоты.
Познавательные УУД
1.Выдвижение гипотез и их обоснование
2.Установление причинно-следственных связей
3.Структурирование знаний (составление таблицы)
Регулятивные УУД
Осмысление порядка проведение эксперимента, прогнозирование результатов опыта.
5.Формирование выводов
Обобщение
1.Формулируют выводы о свойствах серной кислоты
2.Зная свойства серной кислоты , делаем выводы о её применении в народном хозяйстве
Регулятивные УУД.
По окончании урока формулировать новые знания, осознавать умения, которыми пользовались, самостоятельно применять полученные знания.
6.Применение новых знаний
Организация и контроль за выполнением теста.
Организация проверки теста по эталону
Приложение 4.
Тестирование, самоконтроль, самооценка.
7.Рефлексия
Организация работы с эмоциональным термометром
Самооценка эмоционального состояния эмоциональному термометру.
Личностные УУД
Формирование эмоционально-оценочного отношения к наблюдаемому.
8.Домашнее задание
1.Параграф учебника.
2.Цепочка превращений
Приложение 5.
Приложение 1.
Обобщающая таблица по химическим свойствам разбавленной серной кислоты
Н - О О
S+6
Н - О О
С.О. (S) = +6 значит, концентрированная кислота сильный окислитель.
Это кислородсодержащая кислота, сильная.
Диссоциирует в две ступени
Н2SO4 H+ + SO- 4 1 СТУПЕНЬ
Н2SO- 4 H+ + SO2-4 2 СТУПЕНЬ
Н+ ЛАКМУС - КРАСНЫЙ
МЕТИЛОРАНЖ - РОЗОВЫЙ
ФЕНОЛФТАЛЕИН - БЕСЦВЕТНЫЙ
Химическое свойство разбавленной кислоты
Уравнение химической реакции
Применение ,свойства
1.Взаимодействие с металлами (до Н2)
2.Взаимодействие с оксидами металлов
3.Взаимодействие с основаниями
4.Взаимодействие с солями более слабых кислот
Приложение 3.
Взаимодействие концентрированной серной кислоты с металлами
В разбавленной серной кислоте окислителем в реакциях с металлами является гидратированный ион-катион водорода Н+
В концентрированной серной кислоте окислителем является ион-анион SO2-4 за счет S6+
Чем концентрированнее раствор, тем тоньше гидратная оболочка иона SO2-4 (т.е.меньше гидратирован)
Особенности взаимодействия серной кислоты с металлами.
K.Ba.Ca.Na.Mg
Al. Fe.Cl
Zn.Sn
Cu
Hg. Ag
серная
разбавл.
соль H+
соль+Н 2
соль+Н 2
-
- -
конц.
соль+Н 2S +H 2O
пассивирует
соль+ SО2 +H 2O
соль+ SО2 +H 2O
Приложение 2.
Инструкция к лабораторной работе
«Качественная реакция на серную кислоту и её соли-сульфаты»
Техника безопасности.
1.Работу выполнять строго по инструкции.
2.Нельзя брать вещества руками и пробовать на вкус.
3.Соблюдайте аккуратность при выполнении работы.
Серная кислота вызывает ожоги, хлорид бария – соль тяжелого металла.
Ход работы.
1.Налейте в пробирку №1 несколько капель серной кислоты.
2.В пробирку №2 налейте несколько капель раствора соли сульфата натрия.
3.Добавьте в обе пробирки по 3 капли раствора хлорида бария.
4.Запишите УХР в молекулярном и ионном виде. Объясните сущность реакции.
Приложение 4.
Тесты по теме «Серная кислота и её свойства»
Разбавленный раствор серной кислоты реагирует с
CuCl2
Cu(NO3)2
Cu(OH)2
Cu
Атом серы имеет максимальную степень окисления в соединении
NaSO3
H2S
K2SO4
С образованием катионов водорода в водных растворах диссоциируют:
Основания
Соли
Кислоты
Оксиды
Массовая доля серной кислоты равна:
16,5%
33%
65%
32%
Наиболее сильными кислотными свойствами обладают:
H 3PO 4
HCLO4
H2 SiO 3
H2SO4
Продуктами реакции разбавленной серной кислоты с оксидами алюминия являются
Al (SO4)3 + H2
Al 2O3 + H2O + SO2
Al 2O3 + H2+ SO3
Al (SO4)3 + H2O
Приложение 5.
Домашнее задание.
Осуществите цепочку превращений. Напишите молекулярные и ионные УХР. Назовите продукты реакций.
2 Na2SO4 4 BaSO4
SO3 1 H2SO4 3 CuSO4 5 Cu (OH)2
7 6 Cu (OH)2
CuCl2
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории химия:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ