План-конспект урока «ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГАЛОГЕНОВ» 8 Класс
Мандрюк Оксана Алексеевна
учитель химии
МАОУ «Лицей №62» Октябрьского района г.Саратова
План-конспект урока
«ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГАЛОГЕНОВ»
(разработка для участия в интернет-конкурсе
«Современный урок химии»)
Класс: 8
Тема и номер урока в теме:
«Общая характеристика галогенов», урок №1
Базовый учебник:
Кузнецова Н.Е. Химия: 8 класс
Саратов 2012
Пояснительная записка
План-конспект урока «Общая характеристика галогенов» разработан для учащихся 8-х классов, обучающихся на основе программы Н.Е. Кузнецовой «Программа курса химии для учащихся 8-11 классов образовательных учреждений» (учебник «Химия 8 класс»/ Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара и др.; под ред. Н.Е. Кузнецовой. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 224с.).
Тема «Общая характеристика галогенов» изучается в четвертой четверти, в разделе «Галогены». Также в этом разделе предусмотрено проведение следующих уроков: «Хлороводород. Соляная кислота», «Практическая работа «Получение соляной кислоты и проведение опытов с ней», «Решение экспериментальных задач по теме «Галогены».
Изучение раздела «Галогены» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков и ключевых компетенций с использованием метапредметного подхода. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Цель урока: изучить особенности строения и свойства простых веществ галогенов.
Задачи:
- обучающие:
изучить: строение молекул галогенов; физические, химические свойства и способы получения галогенов; нахождение в природе; роль галогенов в жизни человека;
-развивающие: формировать умения прогнозировать свойства элементов и их соединений на основании общей характеристики семейства галогенов по положению элементов в периодической системе с применением межпредметных знаний;
-воспитывающие:
формировать личностный смысл в изучении химии (показать связь изучаемой темы с жизнью); продолжить развивать коммуникативные умения и навыки; воспитывать устойчивый интерес к предмету; воспитывать бережное отношение к природе (экологическую культуру).
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний.
Формы работы учащихся: групповая, работа в парах, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор с экраном, доступ к Internet.
Модель урока (технологическая карта урока):
Технологическая карта урока
«Общая характеристика галогенов»
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Приложения 1)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
1
2
3
5
6
7
1
Организационно-мотивационный этап
Создание рабочей обстановки
Создание рабочей обстановки
1
2
Повторение ранее изученного материала
Характеризует положение галогенов в периодической системе, электронное строение их атомов, окислительные свойства
Обобщение и систематизация знаний, делают запись в тетради
5
3
Изучение нового материала
3.1
Нахождение галогенов в природе
Беседа с классом. Рассказывает о природных соединениях галогенов, минералах, распространенности галогенов.
Познавательная деятельность, записывают конспект в тетрадь
5
3.2
Физические свойства галогенов
Показывает схему и знакомит учащихся с физическими свойствами галогенов; видеоролик с методами получения галогенов.
Записывает уравнения реакций на доске.
Познавательная деятельность, записывают конспект в тетрадь. Первичное закрепление. Заполняют таблицу «Сравнительная характеристика галогенов»
10
3.3
Способы получения галогенов
3.4
Химические свойства галогенов
Рассказывает о химических свойствах галогенов. Записывает уравнения реакций на доске.
Взаимодействие с водородом
H2+ CI2 =2HCI
Познавательная деятельность, записывают конспект в тетрадь
13
Взаимодействие с металлами
2AI + 3 Br2 =
2 AIBr3
2 Fe + 3 CI2 = 2 FeCI3
Взаимодействие галогенов с неметаллами
2P + 3CI2 = 2PCI3
2P + 5CI2 = 2PCI5
Взаимодействие галогенов с водой
Cl2+H2O=HCl+HClO
HClO+HCl+(O)
2F2+2H2O=4HF+(O)
Вытеснение галогенами друг друга из растворов их солей
2KBr+Cl2=2KCl+Br2
2KI+Br2=2KCl+I2
3.5
Применение галогенов
Рассказывает и показывает видеофрагмент отбеливающего действия хлора.
Обсуждают увиденное, записывают в тетрадь.
5
4.
Закрепление
Проводит закрепление полученных знаний
Работа над заданиями тренажера
5
5.
Подведение итогов, домашнее задание
Записывает домашнее задание на доске.
Записывают задания и оценки в дневник
1
Приложение 1
Приложение к плану-конспекту урока
«Общая характеристика галогенов»
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1.
Природные соединения галогенов
Информационный, интерактив-ный
схема содержания соединений галогенов в земной коре и природные соединениями галогенов
http://fcior.edu.ru/card/7196/prirodnye-soedineniya-galogenov.html
2
Физические свойства галогенов и способы их получения
Информационный, интерактив-ный
схема, содержащая сведения о физических свойствах галогенов, фотографии простых веществ галогенов; видеоролики получения галогенов
http://fcior.edu.ru/card/1307/fizicheskie-svoystva-galogenov-i-ih-poluchenie.html
3
Взаимодействие хлора с водородом
Информационный, интерактив-ный
Видеофрагмент, показывающий взаимодействие галогена хлора с водородом
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/08d3a964-383d-9411-dba5-7fd6dc3bb676/index.htm
4
Взаимодействие брома с алюминием
Информационный, интерактив-ный
Видеофрагмент, показывающий взаимодействие галогена брома с алюминием
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/09d13ff7-a289-4962-c5f8-3aa8ab34c231/index.htm
5
Взаимодействие хлора с железом
Информационный, интерактив-ный
Видеофрагмент, показывающий взаимодействие галогена хлора с железом
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/44d91229-d534-4874-b849-86a0a19c7e66/index.htm
6
Взаимодействие хлора с фосфором
Информационный, интерактив-ный
Видеофрагмент, показывающий взаимодействие галогена хлора с фосфором.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/38b811a3-a97d-cb0b-504e-74c7b871a09e/index.htm
7
Взаимодействие хлора с органическими красителями
Информационный, практический, интерактив-ный
Видеофрагмент, показывающий отбеливающее действие хлора.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/85646c09-ea24-b4ed-7d13-4bc4053ba32a/index.htm
8
Тренажер "Химические свойства галогенов"
Практический, практический, интерактив-ный
Модуль включает 7 заданий, где необходимо ввести уравнения реакций, характеризующих галогены, с клавиатуры в поле ввода и уравнять их.
http://fcior.edu.ru/card/10174/trenazher-himicheskie-svoystva-galogenov.html
Список литературы для учащихся и учителя
Основная литература:
1. Химия 8 класс/ Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара и др.; под ред. Н.Е. Кузнецовой. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 224с.
2. Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н. Задачник по химии. - М.: Вентана-Граф, 2011. – 128с.
Дополнительная литература:
Зеленцов В.В. Полный интерактивный курс химии "Открытая химия" – ООО «Физикон», 2002.
Каверина А.А., Иванова Р.Г., Корощенко А.С. Тесты. 8-9 класс. – М.: Владос, 2007.
3. Штремплер Г.И. Химия на досуге: Кн. Для учащихся сред. и стар. возраста /Рис. авт. При участии В.Н. Растопчина. – Фрунзе.: Гл. ред. КСЭ, 1990. – 192с.: ил.
4. Штремплер Г. И. Химия на досуге: Домашняя хим. лаб.: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение: "Учеб. лит.", 1996. – 94 с.: ил.
5. Штремплер Г.И. Школьный словарь химических понятий и терминов. – М.:Владос, 2007.
Методическая литература:
Зайцев О.С. Современный учебник современной химии// Инновационные процессы в химическом образовании: материалы III Всероссийской научно-практической конференции, 12-15 октября 2009г. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2009. – С. 183-185.
2. Зайцев О.С. Учебник химии – новое содержание, новые методы обучения//Химия. – 2002, №29. – С.2-3.
3. Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: ВЛАДОС, 2000. – 352 с.
Примечание: для подготовки разработки урока использованы следующие интернет-ресурсы:

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории химия:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ