Проблемное обучение на уроке химии по теме «Окислительно – восстановительные реакции» 8 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 125
КРАСНОАРМЕЙСКОГО РАЙОНА Г. ВОЛГОГРАДА
РОССИЯ, 400051, г. Волгоград, пр. им. Столетова, 16 а, тел.\факс (8442) 626682,
(8442) 626683, E-mail: mousosh125@mail.ru
Проблемное обучение на уроке химии по теме
« Окислительно – восстановительные реакции »
Категория обучающихся : 8 класс
Подготовила :Краснова Оксана Владимировна
Учитель химии
МОУ СОШ № 125 г.Волгоград
I квалификационная категория
Технологическая карта урока химии в 8-м классе по теме "Окислительно-восстановительные реакции"
Тип урока: изучение нового материала.
Дидактические цели: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.
Форма урока: урок-дискуссия с элементами проблемного обучения.
Цели:
Обучающие:
сформировать понятие об ОВР, как химических реакциях по признаку изменения степени окисления элементов.
Дать понятия «Окислитель» и «восстановитель»;
Охарактеризовать единство и неразрывность процессов окисления и восстановления;
Систематизировать знания о химических реакциях, о степенях окисления химических элементов;
Научить записывать уравнения ОВР реакций, уравнивать записи ОВР методом электронного баланса.
Развивающие:
Продолжить формирование умений составлять уравнения химических реакций
Продолжать формировать умения работать с таблицей растворимости кислот для прогнозирования возможных химических реакций кислот.
Воспитательные:
способствовать формированию культуры межличностного общения на примере умения слушать друг друга, задавать вопросы друг другу, анализировать ответы товарищей, прогнозировать результат работы, оценивать свою работу.
Методы обучения: фронтальный, проблемный.
Средства обучения: компьютер с выходом в сеть Internet , таблица классификации кислот, растворимости кислот, электрохимический ряд напряжений металлов, учебники, тетради, доска, таблицы на печатной основе.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Организационный момент.
Доброе утро! Сегодня у нас необычный урок. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся и мысленно пожелаем удачи. На уроке останемся только мы и химия.
Эпиграф нашего урока :« Каждый успех наших знаний ставит больше проблем, чем решает»
В начале урока хочу обратить ваше внимание на эпиграф. Прочтите его. Не правда ли, противоречивое высказывание? Как вы его понимаете?
Я предлагаю обдумать его и проверить справедливость этих слов в течение нашего урока.
Ответы детей:
– Должно быть наоборот. Мы, узнавая что-то новое, решаем проблему.
Работать будем с оцениванием каждого этапа урока. У каждого на парте лист самооценки. Подпишите фамилию и имя . Каждый из вас в течение урока будет оценивать свою работу на этапах. В конце урока вы поставите себе итоговую оценку.
Лист самооценки: (Ф.И. уч-ся)
1 этап
2 этап
3 этап
Итоговая оценка: _______________
Вокруг нас происходит множество химических реакций, без которых наша жизнь невозможна.
Окислительно-восстановительные реакции (ОВР) широко распространены в природе и используются в технике. В основе жизни лежат окислительно-восстановительные реакции (ОВР), происходящие при фотосинтезе, дыхании, транспорте электронов; они же обеспечивают основную часть энергопотребления человечества за счет сжигания органического топлива. Получение металлов, извлечение энергии взрыва основано на окислительно-восстановительных реакциях.
2. Актуализация знаний.
Давайте самые простые запишем: (Доска)
1. Окисление железа кислородом воздуха
Fe + O2 = Fe2O3
Где в жизни мы встречаемся с данной реакцией?
(Ржавая железная крышка)
ржавление железа
2. Образование угольной кислоты из углекислого газа и воды
CO2 + H2O= H2CO3
минеральная вода
Расставьте степени окисления химических элементов в уравнении.
Какие возникли затруднения?
В простых веществах СО химических элементов равна нулю.
Чем отличаются реакции?
(оцените себя на этом этапе урока)
Чему равна с.о. в простых веществах?
В первой реакции с.о. веществ изменились, а во второй нет.
Как называются реакции в результате которых у химических элементов меняются степени окисления?
?
3. Целеполагание и мотивация.
Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Запишем тему урока в тетрадь.
Окислительно-восстановительные реакции.
Чему должны научиться на уроке?
– Определять С.О. элементов
– Узнать, как происходит изменение свойств химических элементов в результате таких реакций.
– Научиться составлять ОВР
– Знать какое значение имеют ОВР в природе и жизни человека.
ОВР
Собираясь сегодня к вам на урок, я случайно разбила ртутный градусник. Времени было очень мало. Я взяла веник, быстренько замела всю ртуть на совок и выкинула на улицу. По дороге я задумалась, а правильно ли я поступила? Может быть, нужно было протереть место сырой тряпочкой или собрать ртуть пылесосом?
Что вам известно по этой проблеме?
Сбор ртути пылесосом категорически запрещен, т.к. металлическая ртуть, попадая в разогретое «нутро» пылесоса немедленно переходит в парообразную форму, которая выдувается с потоком выходящего воздуха и концентрация паров ртути возрастает на порядок.
Ртуть прекрасно прилипает к свинцу или олову – т.е. к любой луженой поверхности. Банка из–под тушенки вполне подойдет.
Можно ртуть засыпать порошком серы.
Это приводит к образованию нерастворимого и нетоксичного сульфида ртути, которое является очень устойчивым соединением.
Дети предлагают свои версии
Какая реакция происходит при этом?
(Но данная реакция с порошком серы при комнатной температуре идет очень медленно и не может гарантировать полное связывание ртути)
Запишите уравнение реакции взаимодействия серы с ртутью.
Hg + S = HgS (доска)
Расставьте степени окисления химических элементов в уравнении.
Затруднение
Что отражает степень окисления?
Что произошло со степенями окисления в данном уравнении?
Какая это реакция?
По какому признаку определили?
Истинный заряд ионов
Изменились у ртути и у серы.
ОВР
Изменились С.О.
Что же произошло с элементами изменившим С.О.?
– Как изменилась СО у ртути?.
– как изменилась СО у серы?
Запишем уравнение:
Hg – 2e – Hg восстановитель, окисляется–
процесс окисления
S + 2e – S окислитель, восстанавливается, – процесс восстановления
Что называют окислением?
Откройте учебник стр. 186 найдите определение.
Окисление – процесс отдачи электронов, который сопровождается повышением положительной С.О. и уменьшением отрицательной.
Что называют восстановлением?
Восстановление – процесс присоединения электронов, который сопровождается понижением положительной и увеличением отрицательной С.О. атомов.
?
понизилась
повысилась
Может ли процесс окисления протекать без процесса восстановления?
Вывод в тетрадь: Процессы восстановления и окисления между собой взаимосвязаны.
Hg + S = HgS (доска)
В химическую реакцию вступают реальные вещества, поэтому:
Вещество, в состав которого входит элемент, способный отдавать электроны и увеличивать положительную С.О. называют восстановителем. В процессе ОВР восстановитель окисляется.
К восстановителям относят металлы, молекулярный водород, сероводород, аммиак, оксид углерода и др.
Сформулируйте определение окислителя.
Вещество, в состав которого входит элемент, способный присоединять электроны (при этом его положительная степень окисления понижается, а отрицательная увеличивается) называется окислителем. В процессе ОВР окислитель восстанавливается. К ним относят галогены, кислород, кислоты.
Нет.
Какая закономерность прослеживается в ОВР?
Запишем уравнение ОВР
Hg – 2e – Hg окисление
S + 2e –S восстановление
Спросите что непонятно.
Смотрим демонстрацию ролика в сети Internet продолжительность ролика 4 м.25 с
Неорганическая химия. Тема 11. ОВР. Часть 1. Общая характеристика ОВР – YouTube
Количество отданных и принятых электронов должно быть равно.
4. Первичное усвоение учебного материала.
Выполните задание на карточке:
Выберите из списка окислительно–восстановительные реакции и выпишите их в тетрадь:
Na2O + H2SO4= Na2SO4 + H2O
2Ca + O2 =2CaO
Cu(OH)2 = CuO + H2O
Приведите свой пример ОВР
Почему вы решили, что реакция под № 2 ОВР?
Назовите окислитель и восстановитель. Докажите свой ответ.
Реакция, протекающая с изменением С.О.
Какая закономерность прослеживается?
Запишите уравнение ОВР
Оцените себя на данном этапе
Число отданных и принятых электронов равно.
5. Осознание и осмысление учебного материала.
Где в жизни мы можем встречаться с ОВР?
6. Закрепление.
Проверим себя.
Закончи предложение.
*ОВР – это
*окисление – это процесс (отдачи электронов)
*восстановление – это процесс (присоединения электронов)
*число электронов отданных восстановителем должно быть равно числу принятых электронов окислителем)
(взаимопроверка с доски)
Оцените себя на данном этапе
7. Домашнее задание.
Стр. 186-188 № 4 стр. 188
8. Итоги. Рефлексия.
Как вы оценили себя на протяжении всего урока. Поставьте итоговую оценку. Если вы заработали «4» или «5» скажите вслух «Я молодец!»
Обратимся к нашему эпиграфу. Возникли ли у вас противоречия? А у меня возникли. При подготовке к уроку, когда я проводила опыты с медью, вместо меди я взяла оксид меди, смесь нагрела.
Смотрим ролик в сети Internet « Взаимодействие оксида меди с серной кислотой » - YouTube продолжительность 0 м.34 с. Цвет раствора изменился?. Оксид меди прореагировал с раствором серной кислоты. Это о чем говорит? Да, произошла химическая реакция? Запишите самостоятельно реакцию ,будет ли данная реакция окислительно – востановительной? Почему медь с раствором кислоты не реагирует, а оксид меди прореагировал? Посмотрите ряд напряжения металлов
Вернемся снова к эпиграфу. Что вы думаете по этому поводу?
Ответ на этот вопрос постарайтесь найти дома при подготовке к следующему уроку.
Спасибо за работу!
Изменился на голубой.
Записывют реакцию, расставляют степени окисления
Нет , реакция не окислительно - восстановительная
Медь не реагирует , так как стоит после водорода
Литература:
Габриелян О.С. Учебник : Химия 8 класс , М. Дрофа 2012 г.
Габриелян О.С. Настольная книга учителя : химия 8 класс. Методическое пособие М. Дрофа 2009 г
Некрасова Л.И. 8 класс: карточки заданий к учебнику О.С. Габриеляна , Саратов :Лицей 2004 г.
Ширшина Н.В. Неорганическая химия (Электронный ресурс) Волгоград : Учитель , 2007 г.
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории химия:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ