Рабочая программа по химии 10 класс Габриелян
Рабочая программа по химии 10 класс
Автор:
Воробьева Ирина Михайловна
учитель химии, биологии
МБОУ Выгоничская СОШ
п. Выгоничи, Брянская обл.
«Согласовано»
руководитель МО
____________/Меркушина О. В./ Протокол №____ от
« » августа 2014
«Согласовано»
заместитель директора
по УВР МБОУ Выгоничская СОШ ___________ /Падило Т. И. /
« » августа 2014
«Утверждаю»
директор МБОУ Выгоничская СОШ ___________/Бугаев В. А./
Приказ № от
« » августа 2014
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Выгоничская средняя общеобразовательная школа имени Павла Зайцева
Рабочая программа
по химии 10 класс
Учитель: Воробьева Ирина Михайловна
2014-2015 учебный год
Календарно-тематическое планирование по химии 10 класс.
№ п./п.
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Элементы содержания
ЗУН
Эксперимент
Формы и методы
Дата
план
факт
Введение (1ч)
1
Предмет органической химии.
1
КУ
Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения.
ТЕМА 1. ТЕОРИЯ СТРОЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ (6ч.)
2
Валентное состояние атома углерода
1
КУ
Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле
Знать понятия: валентность, степень окисления, углеродный скелет, гибридизация
Уметь
Определять валентность, степень окисления, тип гибридизации
3
Основные положения теории химического строения органических соединений
1
УИНМ
Теория строения органических соединений
Углеродный скелет
Знать основные положения теории строения органических соединений
Уметь
Устанавливать связь между строением органических соединений и свойствами веществ
Самостоятельная работа с текстом учебника
4
Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах.
1
КУ
Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах.
Гомологический ряд, гомологи. Виды изомерии.
Знать важнейшие химические понятия: «углеродный скелет», «изомерия», «гомология»
Уметь
Называть органические соединения, составлять формулы гомологов и изомеров разных видов изомерии
Работа в группах
беседа
5
Химические формулы в органической химии
1
УПЗУ
Химические формулы в органической химии. Модели молекул органических соединений
Уметь составлять, называть химические формулы органических соединений
Д.модели молекул гомологов и изомеров органических соединений
тестирование
6
Решение задач на нахождение молекулярных формул органических соединений
1
УПЗУ
Знать алгоритм решения задач такого типа
Уметь решать задачи на нахождение молекулярных формул веществ
Самостоятельная работа
7
Контрольная работа №1 по теме «Теория строения органических соединений
1
УК
Уметь решать задачи на нахождение молекулярных формул веществ
Определять валентность, степень окисления, тип гибридизации
составлять, называть химические формулы органических соединений
Устанавливать связь между строением органических соединений и свойствами веществ
Контрольное тестирование
ТЕМА 2. УГЛЕВОДОРОДЫ И ИХ ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ (17)
8
Анализ КР№1
Природный газ
1
КУ
Природный газ. Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.
Знать состав природного газа
Уметь
Объяснять преимущества природного газа как источника топлива
Д. Примеры углеводородов в разных агрегатных состояниях (пропанобутановая смесь в зажигалке, бензин, парафин, асфальт).
Составление таблицы
9
Алканы.
1
КУ
Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Циклоалканы
Знать важнейшие вещества: метан, этан
Уметь характеризовать строение и химические свойства изученных органических соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения
Работа в группах
объяснение
10
Химические свойства алканов
1
КУ
Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
Уметь определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений
Работа с таблицей и схемой
11
Практическая работа №1. Изготовление моделей молекул углеводородов
1
ПР
Модели молекул алканов
Работа в группах
12
Практическая работа №2. Качественный анализ органических соединений.
1
ПР
Определение элементарного состава органических соединений.
Уметь определять качественный состав парафина
эксперимент
13
Алкены.
1
КУ
Алкены. Изомерия и номенклатура алкенов. Получение алкенов. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола).
Знать вещества: этилен, ацетилен, бутадиен-1,3 бензол.
Уметь: называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; характеризовать строение изученных органических соединений.
Уметь: определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения.
Д.Получение
этилена
Наблюдение
Проверочная работа
14
Химические свойства алкенов.
1
КУ
Химические свойства алкенов. На примере химических свойств этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.
Д.Качественные реакции на кратные
Связи
Д
Получение этилена реакцией дегидратации этанола и деполимеризации полиэтилена
Эксперимент
Самостоятельная работа
15
Практическая работа №3 Получение этилена и опыты с ним
1
ПР
Химические свойства алкенов. На примере химических свойств этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация
Эксперимент
Работа в группах
16, 17
Алкадиены. Резина. Каучуки.
2
КУ
Алкадиены. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Каучук. Резина.
ЛО
Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность.
Д
Знакомство с образцами пластмасс и каучуков (работа с коллекциями).
Работа с коллекциями
тестирование
18
Алкины.
1
КУ
Алкины. Изомерия и номенклатура алкинов. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом.
Д.Качественные реакции на кратные
Связи.
ЛО
Получение и свойства ацетилена
Наблюдение
Работа в группах
19
Химические свойства ацетилена.
1
КУ
Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.
Д
Горение ацетилена. Отношение ацетилена к раствору перманганата калия и бромной воде, получение ацетилена карбидным способом.
Фронтальная работа
Заполнение таблицы
20
Бензол.
1
КУ
Бензол. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.
21
Нефть. Состав и переработка.
1
КУ
Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.
Знать
Состав нефти и ее назначение
Уметь: определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ.
Д
Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.
ЛО.
Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах.
Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».
Работа по парам
сообщение
22
Генетическая связь между классами углеводородов
1
УПЗУ
Основные классы углеводородов
Уметь записывать химические уравнения, устанавливать взаимосвязь между классами . органических соединений
23
Решение расчетных задач на установление химических формул веществ
1
КУ
Самостоятельная работа
24
Контрольная работа №2
«Углеводороды и их природные источники».
1
УК
Уметь: характеризовать строение и свойства изученных органических соединений, общие химические свойства основных классов органических соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, составлять генетические цепочки, записывать уравнения
Разноуровневый контроль
ТЕМА 3. КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ СОЕДИНЕНИЯ И ИХ ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ (16ч.)
25
Анализ КР№2
Химический состав живых организмов.
1
УИНМ
Химический состав живых организмов. Единство химической организации живых организмов.
Знать химический состав живых организмов
Уметь
Устанавливать взаимосвязь химической организации живых организмов
Беседа
Самостоятельная работа
26
Спирты.
1
КУ
Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
Знать понятие «функциональная
группа».
Уметь называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре.
Уметь: характеризовать строение изученных органических соединений; определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ.
Д
Окисление спирта в альдегид.
ЛО
Свойства этилового спирта.
Тестирование
объяснение
27
Понятие о предельных многоатомных спиртах.
1
Комбинированный
Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.
Д
Качественная реакция на многоатомные спирты ЛО
Свойства глицерина.
Беседа, самостоятельная работа
28
Практическая работа №4. Спирты и их свойства
1
ПР
Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид.
Эксперимент
Работа в группах
29
Фенол.
1
КУ
Фенол. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолоформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств. Каменный уголь. Коксохимическое производство и его продукция.
Уметь: характеризовать строение
и свойства изученных органических соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения.
Д
Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки». Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол.
Работа с текстом параграфа, заполнение таблицы
30
Альдегиды.
1
КУ
Альдегиды. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.
Уметь: характеризовать строение и свойства изученных органических соединений;
объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения;
определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений.
Выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ
Уметь называть изученные - вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре.
Знать понятие «функциональная группа»
Работа в парах
Проверочная работа
31
Химические свойства альдегидов.
1
КУ
Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт.
Д
Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы.
ЛО
Свойства формальдегида.
тестирование
32
Карбоновые кислоты.
1
УИНМ
Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.
Объяснение
Работа с дополнительными источниками информации
33
Химические свойства карбоновых кислот
1
КУ
Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации.
Д.
Окисление альдегидов в кислоты с помощью гидроксида меди (II). ЛО
Свойства уксусной кислоты.
Наблюдение
тестирование
34
Сложные эфиры
1
УИНМ
Сложные эфиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
Д
Получение уксусноэтилового и уксусноизоамилового эфиров. Коллекция эфирных масел.
35
Практическая работа №5. Карбоновые кислоты и сложные эфиры.
1
ПР
Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации
Отчет
36
Жиры.
1
КУ
Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.
Знать состав, строение и свойства жиров
Уметь устанавливать области применения жиров
ЛО
Свойства жиров
Обнаружение непредельных соединений в растительном масле.
Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка.
37
Углеводы
1
Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека.
Знать важнейшие вещества: глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка.
Уметь: определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ; характеризовать строение и свойства изученных классов органических соединений.
38
Глюкоза. Дисахариды и полисахариды.
1
КУ
Глюкоза как вещество с двойственной функцией — альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.
Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза - полисахарид.
Д
Качественная реакция на крахмал.
Л.О. Свойства глюкозы
Свойства крахмала.
Тестирование
Заполнение таблицы
беседа
39
Обобщение по теме «Кислородосодержащие соединения»
1
УОСЗ
40
Контрольная работа №3
«Кислородосодержащие органические соединения».
1
УК
Основные классы кислородосодержащих органических соединений
Знать важнейшие органические вещества
Уметь: определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ; характеризовать строение и свойства изученных классов органических соединений
Тестирование
разноуровневые
ТЕМА 4. АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ СОЕДИНЕНИЯ И ИХ НАХОЖДЕНИЕ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ (10ч.)
41
Амины.
1
УИНМ
Понятие об аминах. Получение ароматического амина - анилина из нитробензола.
Уметь: характеризовать химические свойства изученных классов органических соединений; определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений
Объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения.
Самостоятельная работа
42
Анилин как органическое основание.
1
КУ
Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.
Д
Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой.
Проверочная работа
43, 44
Аминокислоты. Белки.
2
КУ
Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков.
Д
Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нити.
тестирование
45
Практическая работа №6. Идентификация органических соединений.
1
ПР
Классы органических соединений и их свойства
Уметь
Выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ.
отчет
46
Нуклеиновые кислоты.
1
УИНМ
Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.
Знать
Состав, строение и свойства нуклеиновых кислот
Работа с дополнительными источниками информации
Заполнение таблицы
47
Генетическая связь между классами органических соединений.
1
УПЗУ
Основные классы органических соединений
Уметь: определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений; выполнять
химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ; использовать приобретенные знания и умения безопасного обращения с горючими веществами, лабораторным оборудованием.
Выполнение упражнений
48
Решение задач
по теме
1
УПЗУ
49
Контрольная работа №4 «Азотосодержащие соединения и их нахождение в живой природе».
1
УК
Основные классы органических соединений
Уметь: определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений; выполнять
химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ; использовать приобретенные знания и умения безопасного обращения с горючими веществами, лабораторным оборудованием.
тестирование
50
Анализ КР №4
1
УПЗУ
Объяснение
ТЕМА 5. БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (5ч.)
51, 52
Ферменты. Витамины.
2
Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.
Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.
Знать строение, свойства БАС
Уметь определять их роль для здоровья человека
Д
Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и сырого картофеля. Коллекция CMC, содержащих энзимы. Испытание среды раствора CMC индикаторной бумагой. Иллюстрации с фотографиями животных с различными формами авитаминозов. Коллекция витаминных препаратов. Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой.
53, 54
Гормоны Лекарства.
2
Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.
Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.
Знать строение, свойства БАС
Уметь определять их роль для здоровья человека
Д
Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой. Испытание аптечного препарата инсулина на белок. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечка.
55
Обобщение по теме «Биологически активные органические соединения»
1
УК
Знать строение, свойства БАС
Уметь определять их роль для здоровья человека
тестирование
ТЕМА 6. ИСКУССТВЕННЫЕ И СИНТЕТИЧЕСКИЕ ПОЛИМЕРЫ (7ч.)
56, 57
Искусственные полимеры.
2
КУ
Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.
Знать важнейшие искусственные волокна и пластмассы.
Уметь характеризовать и классифицировать искусственные полимеры
Д
Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекции искусственных и синтетических волокон и изделий из них. Распознавание волокон по отношению к нагреванию и химическим реактивам.
Работа с дополнительными источниками
Просмотр видеофрагмента
58, 59
Синтетические полимеры.
2
КУ
Синтетические полимеры. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.
Знать важнейшие синтетические волокна, каучуки, пластмассы.
Уметь характеризовать и классифицировать искусственные полимеры
ЛО
Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков.
Работа с дополнительными источниками
Просмотр видеофрагмента
60, 61
Практическая работа №7 Распознавание пластмасс и волокон.
2
ПР
Уметь: определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ. Уметь использовать приобретенные знания и умения безопасного обращения с горючими веществами, лабораторным оборудованием.
62
Обобщение
по теме «Искусственные и синтетические полимеры» (тестирование)
1
УПЗУ
Синтетические полимеры. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.
Уметь: определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ.
Тема 7 Обобщение знаний по курсу органической химии(6ч)
63, 64
Решение задач по органической химии разных видов
2
УПЗУ
Задачи на нахождение молекулярной формулы вещества, вычисление продукта реакции и др.
Уметь решать задачи на нахождение молекулярной формулы вещества, вычисление продукта реакции и др.
65, 66
Тестирование за курс органической химии
2
УК
Уметь: определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ; характеризовать строение и свойства изученных классов органических соединений
67
Анализ тестирования
1
68
Итоговый урок
1
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии для 10 класса( базовый уровень) составлена в полном соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, на основании Примерной учебной программы среднего (полного) общего образования по химии и Программы курса химии для учащихся 8-11 классов общеобразовательных учреждений О.С.Габриеляна. - М.: Дрофа,2009.
Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение системы знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, а также о системе важнейших химических понятий, законов и теорий;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений по химии с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных технологий;
воспитание убежденности в познаваемости мира, необходимости вести здоровый образ жизни, химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, а также для решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью и окружающей среде.
В содержании курса рассматриваются основные теоретические вопросы теории строения в ее классическом понимании- зависимости свойств веществ от их химического строения, т.е. от расположения атомов в молекулах органических соединений согласно валентности. Электронное и пространственное строение органических соединений. Здесь сделан акцент на практическую значимость учебного материала, поэтому изучение представителей каждого класса органических соединений начинается с их получения. Химические свойства рассматриваются сугубо прагматически - на предмет их практического применения. В основе курса положена идея о природных источниках органических соединений и их взаимопревращениях, т.е. идеи генетической связи между классами органических соединений.
Формы промежуточной и итоговой аттестации - контрольные работы, тестирование.
Программа рассчитана в соответствии с учебным планом школы на 68 часов: 2 часа в неделю (1час добавлен из компонента общеобразовательного учреждения). Из них: контрольных работ-4, практических работ- 7, итоговый тест-1.
Результаты изучения курса «Химия 10» приведены в содержании программы для каждой темы, а также в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся» и полностью соответствует стандарту.
Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Данная программа реализуется в учебниках «Химия. 10 класс» автора О.С. Габриеляна. - М.: Дрофа, 2010-2011.
Краткие обозначения:
ДО – демонстрационный опыт
ЛО – лабораторный опыт
ПР – практическая работа теория
УИНМ - урок изучения нового материала
УПЗУ - урок применения знаний и умений
УФНЗ – урок формирования новых знаний
КУ – комбинированный урок
С- семинар
Л- лекции
CD 1 «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»-М.: Просвещение,2001
CD 2« Органическая химия». Образовательная коллекция.
Учебно-тематический план
№ п/п
Тема
Всего часов
В том числе
практических работ
контрольных
работ
Введение
1
Тема 1. Теория строения органических соединений
6
1
Тема 2. Углеводороды и их природные источники
17
3
1
Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники
16
2
1
Тема 4. Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе
10
1
1
Тема 5. Биологически активные органические соединения
5
Тема 6. Искусственные и синтетические полимеры
7
1
Тема 7. Обобщение знаний по курсу органической химии
6
1
Итого:
68
7
5
По мере производственной необходимости (праздничные и выходные дни, субботники, карантин и др.) в программу могут быть внесены необходимые коррективы
Содержание
Введение (1 ч)
Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения.
Тема 1
Теория строения органических соединений (6 ч)
Валентное состояние атома углерода. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности.
Основные положения теории химического строения органических соединений. Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова
Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах.
Химические формулы в органической химии. Модели молекул органических соединений
Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений.
Тема 2
Углеводороды и их природные источники (17 ч)
Природный газ. Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.
Алканы. Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
Алкены. Изомерия и номенклатура алкенов. Получение алкенов. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола).
Химические свойства алкенов. На примере химических свойств этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.
Алкадиены. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Каучук. Резина.
Алкины. Изомерия и номенклатура алкинов. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом.
Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.
Бензол. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.
Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.
Демонстрации.
Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к раствору перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратации этанола и деполимеризации полиэтилена, ацетилена карбидным способом. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.
Лабораторные опыты.
1. Определение элементного состава органических соединений.
2. Изготовление моделей молекул углеводородов.
3. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах.
4. Получение и свойства ацетилена.
5. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».
Практические работы:
Изготовление моделей и молекул углеводородов
Качественный анализ органических соединений.
Получение этилена и опыты с ним
Тема 3
Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники (16 ч)
Химический состав живых организмов. Единство химической организации живых организмов.
Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.
Фенол. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолоформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств. Каменный уголь. Коксохимическое производство и его продукция.
Альдегиды. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.
Карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.
Сложные эфиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
Жиры. Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.
Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека.
Глюкоза. Глюкоза как вещество с двойственной функцией — альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.
Дисахариды и полисахариды. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза - полисахарид.
Демонстрации.
Окисление спирта в альдегид. Качественная реакция на многоатомные спирты. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки». Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол. Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II). Получение уксусноэтилового и уксусноизоамилового эфиров. Коллекция эфирных масел. Качественная реакция на крахмал.
Лабораторные опыты.
6. Свойства этилового спирта.
7. Свойства глицерина.
8. Свойства формальдегида.
9. Свойства уксусной кислоты.
10. Свойства жиров.
11. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка.
12. Свойства глюкозы.
13. Свойства крахмала.
Практические работы.
Спирты и их свойства.
Карбоновые кислоты и сложные эфиры
Тема 4
Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (10 ч)
Амины. Понятие об аминах. Получение ароматического амина - анилина из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.
Аминокислоты. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков.
Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
Белки. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.
Генетическая связь между классами органических соединений.
Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.
Демонстрации.
Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Модель молекулы ДНК. Переходы: этанол - этилен - этиленгликоль - этиленгликолят меди (II); этанол - этаналь - этановая кислота.
Лабораторные опыты.
14. Свойства белков.
Практическая работа
Идентификация органических соединений.
Тема 5
Биологически активные органические соединения (5 ч)
Ферменты. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.
Витамины. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.
Гормоны. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.
Лекарства. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.
Демонстрации.
Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и сырого картофеля. Коллекция CMC, содержащих энзимы. Испытание среды раствора CMC индикаторной бумагой. Иллюстрации с фотографиями животных с различными формами авитаминозов. Коллекция витаминных препаратов. Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой. Испытание аптечного препарата инсулина на белок. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечка.
Тема 6
Искусственные и синтетические полимеры (7 ч)
Искусственные полимеры. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.
Синтетические полимеры. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.
Демонстрации.
Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекции искусственных и синтетических волокон и изделий из них. Распознавание волокон по отношению к нагреванию и химическим реактивам.
Лабораторные опыты.
15. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков.
Практическая работа
Распознавание пластмасс и волокон.
Тема 7.
Обобщение знаний по курсу органической химии (6ч)
Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова.
Решение задач на нахождение молекулярных формул органических веществ.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен
знать / понимать
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь
называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Литература и средства обучения.
Нормативные документы
Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, основного и среднего (полного) общего образования»
Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. Габриелян О.С. – М.: Дрофа, 2009-78с.
Учебно-методическая:
Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений./О.С. Габриелян.– М.: Дрофа, 2009-2011. -191с
Габриелян О.С. Настольная книга для учителя. М.: Блик и К, 2008.
Химия. 10 класс. Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриелян «Химия. 10 класс. Базовый уровень»/О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А.Ушакова и др.- 3-е изд., стереотип.– М.: Дрофа, 2010.-253 с.
Органическая химия в тестах, задачах и упражнениях, 10 класс, Габриелян О.С., Остроумов И.Г. – М.:Дрофа, 2003 – 400с.
Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ к учебнику О.С.Габриеляна «Химия 9 класс». Габриелян О.С., Яшукова А.В. – М.: Дрофа ,2009
Химия 10 класс. Рабочая тетрадь. Габриелян О.С., Яшукова А.В. – М.:Дрофа, 2011 – 175с.
Журнал «Химия в школе»
Дидактический материал по химии для 10 класса. Пособие для учителя. Радецкий А.М. – М.: Просвещение, 2000 – 56с.
Дополнительная:
Богданова Н. Н. Лабораторные работы 8 – 11. Химия. //Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: Астрель. АСТ. - 2007.- 11 с.
Гольдфельд М. Г. Химия и общество М.: Мир.- 2005.- 543 с.
Казанцев Ю.Н. Химия. Материалы для индивидуальной работы 10-11 классы/Ю.Н. Казанцев.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 224 с.
Мойе С.У. Занимательная химия: замечательные опыты с простыми веществами / Стивен У. Мойе; пер. с англ. Л. Оганезова.- М.: АСТ: Астрель, 2007.- 96 с.
Химия: проектная деятельность учащихся/авт.-сост. Н.В. Ширшина.- Волгоград: Учитель, 2007.- 184 с.
Материально-техническая база:
Электронные ресурсы:
CD «Химия общая и неорганическая». Образовательная коллекция.
CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»-М.: Просвещение,2001
CD « Органическая химия». Образовательная коллекция.
CD «Репетитор ». Образовательная коллекция.
Наглядные пособия:
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
Электрохимический ряд напряжений металлов
Таблица растворимости солей, кислот, оснований.
Таблица индикаторов
Модели атомов
Коллекции: «Нефть.», «Каменный уголь», «Пластмассы», «Волокна»
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории химия:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ