Статья «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ»

Мелехина Н.А., учитель химии

МОУ «Ильинская средняя

общеобразовательная школа»

Вилегодского района

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ»

Работа учителя трудна, но и очень интересна. Каждый ребенок уникален, каждый класс по-своему особенный. Работая много лет учителем химии, я убедилась, в том, что учащиеся должны применять полученные знания в обыденной жизни. После проведенного урока анализирую, думаю, как провести очередной урок , чтобы твой урок запомнился, захотелось провести подобные реакции дома. Для большинства моих учеников химия кажется предметом совсем необязательным. Приходится много читать ,искать дополнительного материала за тем ,чтобы сделать урок интересным, творческим, запоминающимся.

Применяя метапредметные связи, стараюсь посмотреть даже на самую «химическую проблему» под углом зрения общей культуры. Думаю, что нельзя «забрасывать» детей только сложными химическими понятиями и терминами. Химия может помогать ребятам в реальной жизни. Поэтому с первых уроков для создания эмоционального положительного настроя использую литературные произведения при иллюстрации химических опытов.

Инновационные процессы в современном химическом образовании поставили перед методической наукой новые задачи и, прежде всего, определение возможных путей гуманитаризации содержания обучения химии. Предмет химии имеет собственные, как пишет И.М. Титова, "огромные резервы в плане гуманитаризации содержания (нацеленность научных знаний на удовлетворение потребностей человека; проникновение химических знаний во все сферы материальной жизни, включая технику, медицину, сельское хозяйство, искусство…)".

Все начинается с урока. Как его построить, чтобы можно было реализовать все его учебно-воспитательные задачи. Учитель должен не только хорошо знать свой предмет, но и ориентироваться в околопредметных сферах: биологии, географии, физике .Школьный предмет химия труден и перенасыщен. Поэтому на каждом уроке я стараюсь заинтересовать детей, увлечь химией.

Знакомя с новым увлекательным предметом, стараюсь показать учащимся, что химия встречается на каждом шагу. Начинаем с кухни.  М.В.Ломоносов говорил, что«…химия способствует в приготовлении вкусных питий и яств». В каждом доме есть химическая лаборатория. Как это доказать? Очень легко. У любой хозяйки на кухне есть сода, моющее средство для посуды, уксусная кислота. Поэтому легко и просто можно сделать этот опыт. А проиллюстрировать литературным произведением.

(Лепим вулкан из слоеного теста, внутрь ставим банку. Далее насыпаем 1 столовую ложку питьевой соды, столько же жидкости для мытья посуды, несколько капель красителя затем вливаем уксусную кислоту. Очень осторожно, чтобы не обжечься. И чудо из жерла - бурлящая пена)

Какое литературное произведение иллюстрирует этот опыт?

Многие учащиеся в данном опыте легко узнают произведение Жюль Верна « Дети капитана Гранта» . А я читаю им отрывок из главы «Сильнодействующие средства Паганеля»:

«…Из-под тонкой коры земли доносились глухой рев и свист пламени. Вскоре появилось несколько трещин, из которых выбивались горячие пары- признак того, что опасность близка.

Слой земли в ту же минуту прорвался. Из образовавшегося отверстия с грохотом вырвался огненный столб, а за ним хлынула кипящая вода и лава… Вся вершина содрогнулась…Комья земли, лава, вулканические обломки- все смешалось в едином потоке. Огненные реки потекли по склонам Маунгахауми. Соседние горы осветились заревом извержения. Лава уже клокотала в лагере дикарей…»Также этот опыт можно использовать и в 9-м классе при изучении темы «Соединения серы», добавив еще одно литературное произведение, отрывок из стихотворения Оксаны Агеенковой

Это огромный Везувий, вулкан

Мал человек, а вулкан – великан

Вот он проснулся, и громко зевнул –

Огненным жаром из жерла дохнул

Лава по склонам на город течет…..

При объяснении еще использую репродукцию картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Девятиклассники при этом могут уже с помощью химических реакций объяснить причину гибели Помпеи.

Произведения художественной литературы, совершенствуя образное мышление учащихся, оказывают благотворное влияние на развитие их воображения, способность высказывать оригинальные идеи.

Можно ли в домашних условиях запустить ракету в космос? Конечно. И опять нам на помощь придет сода и теперь уже лимон.

(Выдавляем лимонный сок, смешиваем с водой, наливаем в бутылку. Заворачиваем питьевую соду в туалетную бумагу и быстро отпускаем в бутылку. Затыкаем пробкой-ракетой, но не очень плотно. И ждем … Чрез некоторое время пробка легко вылетает из горлышка

)Какое литературное произведение иллюстрирует этот опыт?

Николай Носов «Незнайка на Луне» «….Из нижнего сопла двигателя с легким шипением вырывалась тонкая струя нагретых газов. Реактивной силы от этой струи было достаточно, чтобы сообщить ракете поступательное движение, так как благодаря наличию прибора невесомости сама ракета ровным счетом ничего не весила». А ученики легко могут написать химическую реакцию ,и объяснить ,причину данного явления.

Фрагменты литературных произведений помогают иллюстрировать химические понятия, становятся источником знаний, увлекательным началом или формой введения в тему, применяются в качестве исследовательской задача при изучении химии. В своей работе я пытаюсь убедить ребят, что науку надо принимать не только умом, но и сердцем

Даже единичные фрагменты из литературных произведений, прочитанные на уроке химии, несут обучающую нагрузку и развивают творческий потенциал учащихся.

"…И вот сентябрь! Замедля свой восход,

Сияньем хладным солнце блещет,

И луч его в зерцале зыбком вод

Неверным золотом трепещет.

Седая мгла виётся вкруг холмов,

Росой затоплены равнины;

Желтеет сень кудрявая дубов,

И красен круглый лист осины.

Замолкли птиц живые голоса…..

Безмолвлен лес, беззвучны небеса!"

(Евгений Баратынский)

Создавая такой образ, автор выразил сущность явлений. Перечислите химические и физические явления, которые были упомянуты в тексте произведения.

Трудна для понимания тема «Возгонка веществ». Для создания положительного эмоционального настроя использую литературное произведение А.С.Пушкина «Метель»: В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землею. … Прошло еще около десяти минут… Метель не утихала, небо не прояснялось… Все сугробы да овраги…» Для иллюстрации показываю опыт «Буран» в стакане.

(В химический стакан (на 500 мл) насыпаю несколько ложек бензойной кислоты C6H5COOH, кладу веточку ели или сосны, закрываю его чашкой с холодной водой и нагреваю над спиртовкой. Кислота сначала плавится, потом испаряется, и стакан заполняется белыми хлопьями «снега», который покрывает веточку. Получается картина зимы с бураном.) Объяснение: Вещество легко возгоняется, перегоняется с водяным паром.

Также еще использую современное произведение, песню Аллы Пугачевой «Опять метель»

Опять метель: и мается былое в темноте...
Опять метель: две Вечности сошлись в один короткий день...
Слушая песню и наблюдая за это за процессом постепенного перехода из твердого состояния вещества в газообразное ,минуя жидкое дети надолго запоминают понятие возгонка.
М.В.Ломоносов писал: «Химик не такой должен быть, который дальше дыму и пеплу ничего не видит, а такой, который на основании опытных данных может делать теоретические выводы .» Использование отрывков литературных произведений на уроках и внеурочной деятельности, привлекают внимание учащихся, помогают увидеть химические явления в окружающей жизни, применять полученные знания в быту, видеть ошибки в произведениях авторов ,«химические недочеты»в кинофильмах.

  


http://rudocs.exdat.com/docs/index-16364.html?page=4


С чего начинать изучать химию, или как заинтересовать химией. "Круглый стол" на Третьем Московском педагогическом марафоне учебных предметов. Химия (ИД "Первое сентября"), 2004, № 33, с. 4-10.


BiblioFond.ruview.aspx?id=512382

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории химия:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ