Тема «Анализ качества пищевых продуктов. Обнаружение белка в исследуемой пробе»
Урок - практическая работа
Тема «Анализ качества пищевых продуктов. Обнаружение белка в исследуемой пробе».
подготовила учитель химии МАОУ лицея №28 имени Н.А.Рябова
Попова С.И.
Цель: «Определить качество пищевых продуктов. Исследовать предложенные пробы на содержание белка».
Задачи:
1.Образовательные:
формировать умения решать экспериментальные задачи прикладного характера на установление содержания белков в пищевых продуктах;
установить межпредметные связи изучаемой теоретической основы с близкими, «домашними» проблемами.
2.Воспитательные:
продолжить формирование ответственного, творческого отношения к выполнению заданий, точность, наблюдательность, настойчивость;
продолжить краеведческое воспитание;
воспитание позитивного отношения к ЗОЖ; воспитание толерантности, сотрудничества, самостоятельности.
3.Развивающие:
развивать умения переносить знания в новые условия;
развивать умение проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент;
развивать мыслительные операции (анализ, синтез, установление причинно - следственных связей, выдвижение гипотезы, классификация, проведение аналогий, обобщение, умение доказывать, выделение главного);
совершенствовать коммуникативные умения учащихся в совместной деятельности (умение вести диалог, выслушивать оппонента, аргументировано обосновывать свою точку зрения).
Умения:
1. Общелабораторные – проводить нагревание; фильтрование.
2. Организационные - соблюдать аккуратность и чёткость в работе, ПТБ, работать по инструкции, поддерживать чистоту рабочего места, оформлять записи, осуществлять самоконтроль.
(вступительное слово учителя)
Белки в продуктах питания играют роль главного строительного материала для организма, без которого невозможна его жизнедеятельность, рост и восстановление клеток.
Как вы наверняка уже знаете, любой продукт состоит из белков, жиров и углеводов, и основной нашей задачей является умелое их сочетание в нашем ежедневном рационе.
Один из главных принципов здорового питания как раз и говорит о том, что пища должна быть сбалансированной, и содержать оптимальное количество белков, жиров и углеводов.
Белковая пища – один из важнейших компонентов рациона любого человека. При недостатке белков невозможен процесс расщепления жиров, в свою очередь сытный белковый продукт позволяет увеличить время усвоения углеводов, помогая поддерживать стабильный уровень сахара в крови и подавляя чувство голода.
А какое строение имеет белок? (Работа с комплексом «Наглядна я школа»-структуры белка)
Качественные реакции на белок обсудить
(Переход к новой теме)
Оценка качества пищевых продуктов, определение микробиологической зараженности – очень ответственные и трудоемкие процессы. Подход к каждому образцу производится строго индивидуально.
Существует несколько типов исследования качества пищевой продукции:
органолептическое – запах, вкус, цвет, мутность, температура, посторонние пленки, осадки;
физико-химическое – качественный состав заявленной пробы, наличие примесей (как физических, так и химических);
микробиологическое – определение наличия в исследуемой пробе посторонних микроорганизмов, инфекций (особенно важный тип исследований, рекомендованный Analytic Company для детского питания);
комплексное – экспертиза на соответствие продукта определенном ГОСТ, ГОСТ Р, ТУ, СаНПин и другим нормам, устанавливающим критерии безопасности для человека.
Ребята делятся на 4 группы и проводят по 2 опыта по предварительно выданной инструкции. Затем все ученики заполняют лабораторный журнал с последующим обсуждением результатов.
ПЕРЕД выполенением практики повторить правила техники безопасности!
Опыт №1.Определение качества пастеризации молока.
Пастеризацией предусматривается уничтожение патогенных микроорганизмов, которые ухудшают качество молока. Содержание белка при этом не должно уменьшаться.
1.К 3 мл молока добавить 3 мл дистиллированной воды.
2.По каплям добавлять 0.1 Н раствор H2SO4 хлопьев казеина. Отфильтровать.
3. Фильтрат. Нагреть до кипения.
КЛЮЧ. В сыром молоке вновь появляются хлопья казеина.
4.Предположите степень пастеризации молока в исследуемых пробах.
5.Предположите причины фальсификации различных проб.
6. К полученной пробе добавьте несколько капель концентрированной азотной кислоты. Нагрейте. Желтое окрашивание свидельствует о наличии в белке ароматических колец.(ксантопротеиновая реакция).
Опыт №2.
Определение свежести молока
К 3 мл 1% раствора фенола прилить 3 мл 1% раствора хлорида железа (III), отметить фиолетовое окрашивание, добавить 3 мл молока.
КЛЮЧ. Скисшее молоко дает желто-зеленое окрашивание.
Установите степень свежести, причины фальсификации разных проб.
Опыт №3.
Определение примеси в сметане.
В химический стакан налить 10 мл горячей воды. В горячую воду поместить ложечку сметаны.
КЛЮЧ. При наличии примеси (творога, кефира, крахмала) жир всплывет, а казеин осядет на дно.
Зная, что в норме сметана не должна иметь осадка, предположите причины фальсификации разных проб.
Опыт №4
Определение свежести мяса.
1.Приготовить мясной бульон. (4 мл воды+кусочек мяса до кипения нагреть).
2. Отфильтровать в колбу, пользуясь воронкой.
3.Добавить 5 капель % H2SO4 и через несколько минут отметить результат.
КЛЮЧ. В свежем бульоне раствор прозрачный, при сомнительной свежести раствор становится мутным, а у безусловно несвежего мяса желеобразный осадок с хлопьями.
Определите степень фальсификации пробы. Сравните несколько разных проб. Предположите причины различных результатов.
Опыт №5.
Определение белка в предложенных продуктах.
1В 3 пробирки налить 4 мл воды. В 1 добавить 0,5 бульонного кубика, во 2-ю кусочек мяса, в 3-ю кусочек сосиски. Прокипятить.
2.Отфильтровать.
3.В каждую пробирку добавить концентрированную HNO3 по каплям и немного нагреть.
КЛЮЧ. В растворе, в котором присутствует белок будет желтое окрашивание.
Сделать вывод о качестве проб.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории химия:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ